КИРИЛЛИН Дмитрий Иванович
КИРИЛЛИН Дмитрий Иванович
(1912-1997)
Призван 06.43 г., демобилизован в 12.45 г., умер в 1997 г., захоронен в с. Тиит Эбэ.
Родился 11 октября 1912 г. во II Жемконе Восточно — Кангаласского улуса. Окончил Якутский педагогический техникум в 1932 г. Работал учителем якутского языка и литературы, химии в I Жемконской семилетней школе.
В 1940 г. молодого энергичного учителя направили в начальную школу «Сырдатыы», в которой обучалось около 40 детей.
В годы Великой Отечественной войны, помимо учительской работы, Дмитрий Иванович был бессменным агитатором, обучал военному делу односельчан, ходил в 20-30-километровые лыжные походы.
В 1943 г. призван в ряды Советской Армии, служил в Бурятской АССР. Бойцы ухаживали за лошадьми из Монголии, работали в шахте, на лесоповале, в колхозах.
Демобилизован в 1946 г. Работал по 1947 г. в Красно-Ручейской начальной школе. В 1948-1955 гг. — заведующий II Жемконской начальной школой, с 1956 г. – учитель начальных классов I Жемконской школы. Его хорошо знают и добрым словом вспоминают в Качикатском и Жемконских наслегах, помнят его не только как учителя, но и как одного из лучших активистов.
Он водил учащихся в походы с целью изучения родного края, организовывал сбор предметов материальной культуры и на основе этих материалов организовал музей-уголок родного края.
Наряду с педагогической работой, принимал активное участие в общественной жизни села, района. Один из лучших пропагандистов партийной учебы, неоднократно избирался секретарем школьной и территориальной партийных организаций.
Всю свою долгую жизнь, сердце и душу Дмитрий Иванович Кириллин посвятил воспитанию и обучению подрастающего поколения и является примером бескорыстного служения своему делу.
Отделком
Была осень 1942 года, бушевала война. Все с тревогой вслушивались в сообщения Совинформ — бюро. В тылу шла та же борьба за победу под ставшим смыслом жизни лозунгом: «Все для фронта, все для разгрома врага!». В наших селах и поселках в те дни проводилось всеобщее военное обучение (всевобуч), все военнообязанные в возрасте до 40 лет постигали азы военного дела.
Такое обучение проводилось и в Качикатском наслеге, где я тогда работал на дорожно-строительном участке. Два взвода, около сорока человек, два раза в неделю после работы собирались на занятия. Из ДСУ нас было двое: я и Костя Марков. Прораб наш Е.А. Яковлев был командиром взвода. Командиром отделения, а значит, нашим непосредственным руководителем был учитель Качикатской семилетней школы Дмитрий Иванович Кириллин, наш отделком. Во время занятий мы к нему обращались не иначе, как «товарищ отделком». Потому я назвал это письмо так, что хочу рассказать о Дмитрии Ивановиче, поскольку горжусь тем, что прожил и проработал рядом с таким человеком. Мы с ним вместе уходили на фронт и после войны работали вместе.
На занятиях постигали строевую подготовку и материальную часть стрелкового оружия, были у нас и тактические занятия. Наш отделком перед каждым занятием проводил короткую политинформацию, знакомил с положением на фронтах. Штаб всевобуча располагался в сельском клубе, где на стенах висело несколько плакатов по стрелковому оружию, которое использовалось на занятиях. Каждый боец всевобуча имел самодельную деревянную винтовку, с которой ходил на строевые и тактические занятия.
Так прошли зима и весна. Все это время мы с равным рвением учились военной грамоте. В июне 1943 года некоторых из нас призвали в армию, в том числе меня и моего отделкома. Наш долгий путь на фронт начался на пароходе «Ленин», тогдашней гордости Ленского речного пароходства, красавце, отличавшемся и красотой и технической мощью. Мы все, 800 его пассажиров-призывников, радовались хорошей погоде и белым ночам. Мы наслаждались воздухом наших родных мест, любовались прибрежной природой, речной гладью, просторами родной Лены. Оставались позади опечаленные приленские села, провожая нас в далекий путь. Мы тогда не думали, что кто-то из нас видит и осязает все это в последний раз…
Через восемь дней наш пароход причалил в Усть-Куте, откуда наша дорога пролегла дальше — до Заярска на Ангаре, оттуда по Ангаре до Иркутска. В Иркутске наши пути-дороги с отделкомом пошли в разные стороны.
В 1969 году вновь сошлись наши пути-дороги, теперь уже гражданские. В том году я был назначен завучем I Жемконской санаторной школы-интерната, а Дмитрий Иванович работал там учителем начальных классов. Наша встреча была радостной, поскольку мы были друзья и фронтовики. Дмитрий Иванович до 1946 года служил в кавалерийских частях Забайкальского, фронта на территории Монголии, участвовал в боях против японских милитаристов в августе-сентябре 1945 года. Демобилизовавшись из армии, он приехал в родное село и продолжил педагогическую деятельность.
И вот уже четверть века мы с ним живем в одном селе, работали до недавнего времени в одной школе, состояли на учете в одной партийной организации. Люди не зря в Дмитрии Ивановиче в первую очередь выделяют активность в общественной жизни. Он долгое время был секретарем партийной организации школы, наслега, председателем профкома, избирался депутатом сельсовета. Я помню, насколько ответственно он подходил к любой работе, насколько обдуманно принимал решения.
Как завуч, я всегда отмечал его высокую профессиональную и методологическую подготовку, помноженную на добросовестность. Дмитрий Иванович, в совершенстве владел методикой преподавания арифметики и якутского языка в начальных классах, логически последовательно преподносил материал детям, тем самым вызывал у них неподдельную заинтересованность, тягу к знаниям.
За весь период своей 60-летней педагогической деятельности он воспитал немало хороших людей. Его первые ученики уже давно воспитывают внуков, а последние продолжают работать.
За свой долголетний, добросовестный труд Дмитрий Иванович был удостоен высокого звания «Заслуженный учитель школ Российской Федерации», его грудь украшают многие государственные награды, в том числе и медаль «За трудовое отличие».
Мой отделком не только хороший учитель и честный человек, но и хороший отец. Его дети стали лучшими производственниками, мастерами своего дела.
Яковлев В.П., наш общ. корр.
«Хангалас», 1990 г., с. Тит-Эбэ.