Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной и игровой деятельности

Проект экспериментальной работы по экологическому воспитанию МБДОУ № 2 «Сказка»

 

 

Авторы проекта: В.Н.Губайдулина, А.И.Сысолятина, воспитатели

Участники проекта:

  • воспитанники старшей подготовительной группы;
  • педагоги;
  • родители;
  • социальный партнер – НП «Ленские столбы»

Цель проекта: формирование начальной экологической культуры детей старшего  

дошкольного возраста средствами игровой и экспериментальной деятельности. 

Задачи проекта:

  • изучить уровень экологической воспитанности детей;
  • организовать работу по экологическому воспитанию детей с учетом полученных диагностических данных через исследовательские и игровые форматы;
  • дать детям необходимые знания о живой и неживой природе;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы;
  • содействовать укреплению связи детского сада и родителей через взаимодействие в работе по экологическому воспитанию детей.

Сроки реализации проекта: август 2021 г. – май 2022 г. 

Этапы реализации проекта:

  • I этап – подготовительный (сентябрь 2021 г.);
  • II этап – основной (октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.);
  • III этап – заключительный (май 2022 г.)

 

Актуальность проекта

В настоящее время экологические проблемы являются актуальными для всего населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты – это результат деятельности людей, бездумного потребления богатств земли. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе являются залогом сохранения природы для предыдущих поколений. Человек – не собственник природы, а представитель природного сообщества, поэтому он должен выступать в роли защитника природы.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Поэтому именно в этом возрасте важно заложить основы личностной культуры, начальные экологические знания и навыки.

Содержание работы в рамках проекта

В  детском саду «Сказка» в августе 2021 г. была принята Рабочая программа,  целью которой является развитие личности воспитанников и обеспечение позитивных отношений к общественным ценностям. Все началось с того, что мы молодой коллегой А.И. Сысолятиной решили объединить два кружка экологической направленности в целях минимизации почасовой нагрузки у детей. В кружке «Юный эколог» Анна Иннокентьевна проводила с детьми наблюдение за неживой и живой природой, а в кружке «Познавай-ка» под моим руководством дети экспериментировали с компонентами неживой природы. В итоге нами был разработан совместный педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами экспериментальной и игровой деятельности», который реализовывался в течение 2021-2022 уч. года.     

На начальном этапе реализации проекта была изучена соответствующая методическая литература, создана развивающая предметно-пространственная среда по экологии.

Участниками экспериментальной работы стали 10 детей из старшей дошкольной группы. Мы провели диагностику уровня экологических знаний у детей по методике О.А. Соломенниковой: детям предлагалось ответить на вопросы о временах года,  животных и растениях, об уходе за домашними животными, о зимующих птицах и др. На основе ответов выводились баллы об экологических знаниях детей. Также проводилась индивидуальная диагностическая работа с каждым ребенком: 

По итогам диагностики была заполнена сводная таблица экологических знаний старших дошкольников, которая показала высокий уровень начальной экологической подготовки у двоих детей – 20 %; средний уровень – также у двоих детей и низкий уровень  экологических знаний у шестерых дошкольников – 60 %. Был сделан вывод о том, что у детей не сформированы необходимые экологические знания. Таким образом, проведенная диагностика подтвердила необходимость работы по формированию экологических  знаний у воспитанников (см. Таблицу 1).

По итогам диагностического исследования был разработан календарно-тематический план реализации проекта, куда вошли 34 занятия по экспериментированию и экологическим играм (см. Приложение 1).

Занятия продолжительностью 20-25 минут проводились один раз в неделю во второй половине дня. С целью формирования экологической культуры детей использовалось сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста. Работа проводилась в форматах игр (дидактических развивающего характера, сюжетных, подвижных) и экспериментальной деятельности (опытов, наблюдения за животными и растениями и ведения дневников наблюдений). Кроме того, активно использовались таки методы, как рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы; разговоры с детьми на экологические темы, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе; сбор коллекций семян, камней, осенних листьев; просмотр видеофильмов; работа с магнитами и природными материалами: песком, водой, воздухом, камнями; различные виды изобразительной деятельности на экологические темы и др.

Кроме экологических занятий дети участвовали в различных тематических мероприятиях: конкурсах, исследовательских проектах по экологии, отмечали «День журавля», День Земли», побывали в «Осеннем кафе» и т.д. (см. Приложение 2). На высоком уровне прошел внутрисадовский конкурс «Мой домашний питомец».

Кроме того, была организована трудовая деятельность детей на участке и в уголке природы: дети обучались уходу за растениями и животными.

Активное участие в реализации проекта приняли родители: участвовали в акциях, конкурсах, выставках экологической направленности. В план совместных с родителями мероприятий вошли анкетирование «Играем или экспериментируем», фотоотчеты о проделанной работе, День открытых дверей. Совместная деятельность помогла родителям  пополнить свои экологические знания, освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами (см. Приложение 3).

Было налажено сотрудничество с воспитателями разных групп, которые тоже включились в реализацию проекта: в каждой группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, появились уголки природы, живые уголки, велись дневники наблюдения, картотеки по экспериментированию; педагоги участвовали в экологических акциях, конкурсах; разрабатывали свои проекты. Мы делились с коллегами презентациями по экологической теме для демонстрации детям во время занятий, наработками, сценариями (см. Приложение 4).

В тесной связи мы работали и с социальными  партнерами, например, при составлении плана работы в рамках проекта большую помощь нам оказал Национальный парк «Ленские столбы». Совместно с сотрудниками парка был проведен улусный конкурс рисунков и поделок «Синичкин день», улусный конкурс  скворечников «Каждой птичке по домику», марафон «Покорми птиц зимой», акция «Посади дерево». На улусном методическом дне была проведена экологическая квест-игра «Зимний калейдоскоп» (см. Приложение 5).

Результативность проекта

На заключительном этапе в конце мая провели повторную диагностику по методике О.А. Соломенниковой, которая показала высокий уровень развития экологических знаний у  четверых дошкольников – 40 %; средний уровень у шестерых дошкольников – 60 %.   Если сравнить эти показатели с начальным этапом реализации проекта, то заметна положительная динамика освоения знаний по экологической культуре дошкольников (Таблица 2).

Дети стали проявлять живой интерес к многообразию растительного и животного мира, получили представление о важной роли человека в сохранении и защите природы, научились видеть и чувствовать красоту природы, приобрели трудовые навыки по правильному уходу за растениями и животными.

Не только дети, участвовавшие в эксперименте, но и весь коллектив детского сада и родители были вовлечены в реализацию данного экологического проекта. Педагоги разных групп активизировали деятельность по экологическому воспитанию детей. Заметно обогатилась предметно-развивающая среда детского сада по экологическому воспитанию.

Таким образом, можно сделать вывод об успешном завершении проекта «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами  экспериментальной и игровой деятельности».

Работа по экологическому воспитанию детей будет продолжена в повседневной деятельности коллектива детского сада «Сказка».

       

                                                                                                 В.Н. Губайдуллина, воспитатель

                                                                                                 МБДОУ № 2 «Сказка»