ВАСИЛЬЕВ Николай Сергеевич
ВАСИЛЬЕВ Николай Сергеевич
(1929-2014)
Заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного просвещения, Учитель учителей РС (Я), почетный гражданин Хангаласского улуса
Приказом Министерства просвещения ЯАССР от 30 июля 1968 г. № 7-1254 на основании Постановления бюро райкома Орджиникидзевского РК КПСС от 18 июля 1968 г. заведующим Орджониидзевским РОНО был утвержден Николай Сергеевич Васильев.
Он родился 25 октября 1929 г. в с. Оннес Восточно-Кангаласского (ныне Амгинского) улуса Якутской АССР в семье колхозника. В 8 лет поступил в Амгино-Нахаринскую семилетнюю школу, после смерти матери с 1943 года воспитывался в Абагинском детском доме Амгинского района. В 1948 году окончил среднюю школу № 2 г. Якутска.
После окончания Якутского учительского института в 1950 г. был направлен завучем в Амгино-Нахаринскую семилетнюю школу. Проработав 4 года, продолжил учебу на физико-математическом факультете ЯГПИ. После окончания института один год работал инспектором школ Амгинского района, затем завучем Чаринской и I Жемконской школ-интернатов, директором 1 Жемконской восьмилетней и Октемской средней школ Орджоникидзевского района. Член КПСС с августа 1962 г.
С августа 1968 г. по ноябрь 1984 г. — заведующий Орджоникидзевским РОНО. С 1967 по 1985 гг. — член Орджоникидзевского РК КПСС. С 1969 г. по февраль 1985 г. — депутат райсовета народных депутатов и член исполкома районного совета.
В первую очередь новый заведующий стал решать задачу создания в отделе сплоченного, работоспособного коллектива. Тогда инспекторами продолжали работать А.В. Капитонов, Н.Е. Григорьев, Л.С. Антонова, К.И. Герасимова (по кадрам), заведующим райметодкабинетом был М.Т. Заболоцкий, директором Дома пионеров — М.Д. Семенова. Основной состав аппарата был стабильным, все основные специалисты имели высшее образование и достаточный опыт работы. По традиции приказом заведующего РОНО были распределены основные разделы деятельности между специалистами аппарата, школы закреплены за инспекторами.
Усилия аппарата были направлены на основные, решающие звенья работы: осуществление всеобщего среднего образования, совершенствование учебно-воспитательного процесса, усиление профориентационной работы среди учащихся и улучшение их трудовой подготовки.
Заботу об учителе, постоянном повышении его теоретической подготовки и методического мастерства отдел всегда считал одной из главных задач. Практическим организатором этой важной работы всегда был райметодкабинет. С 1969 г. по сентябрь 1976 г. эту работу возглавляла молодая, энергичная, инициативная Е.А. Леверьева, позже ее сменил Е.С.Кампеев, талантливый самодеятельный мелодист. Методистами работали Е.А. Леверьева, А.Г. Соломонова, Л.М.Прокопьева, Д.А. Тимофеева, Р.Н. Платонова.
В районе утвердились различные формы повышения квалификации учителей. Ежегодно курсовую подготовку проходили не менее 100 человек. Кроме того, согласно плану РМК проводились районный и межрайонные семинары. Этими семинарами охватывалась большая часть учителей района. В традицию вошло проведение научно-практических конференций по актуальным вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, педагогических чтений.В те годы заметно улучшилась работа по обобщению и распространению опыта лучших учителей, воспитателей и руководителей, во всех школах успешно стала внедряться кабинетная система обучения.
Важным звеном управленческой деятельности отдела было инспектирование школ и внешкольных учреждений района. В течение учебного года в среднем фронтально проверялась учебно-воспитательная работа 6-7 школ, кроме того, проводились 2-3 тематические проверки каждой школы. Начальные школы проверялись ежегодно. Такое количество и соотношение проверок позволяло отделу владеть объективной информацией о состоянии дел на местах, направлять усилия педагогических коллективов на улучшение качества учебно-воспитательного процесса, на его конечные результаты, добиваться, чтобы оценки, выставляемые учителями, действительно отражали фактический уровень знаний и умений учащихся и их воспитанности.
Заведующий РОНО Н.С.Васильев добился того, что итоги проверок стали в обязательном порядке обсуждаться на заседаниях педагогических советов школ, в необходимых случаях — на заседаниях Совета народного образования, исполкома райсовета или бюро райкома партии. По итогам проверок оформлялись приказы по РОНО и доводились до сведения всех школ. Таким образом, аппарат управления старался обеспечить гласность проверок, их результативность.
В аппарате РОНО много лет инспекторами работали очень достойные, опытные, компетентные люди из числа лучших учителей. С уходом в 1971 г. на пенсию старейшего инспектора А.В. Капитонова его сменил один из опытных учителей В.М.Алексеев, а после выдвижения В.М. Алексеева в аппарат РК КПСС его место занял молодой, энергичный Р.Н. Платонов, которого в 1976 г. сменил аккуратный, требовательный, инициативный, имеющий хорошую профессиональную подготовку С.А. Ноговицын.
В связи с переходом Н.Е. Григорьева на должность заместителя директора ЯРИУУ в 1977 г. инспектором райОНО была назначена опытная, компетентная А.Е. Кардашевская. В 1980 г. ее сменила грамотная, трудолюбивая, творчески работающая Л.И. Трофимова (Ефимова), заместитель директора Ойской СШ. Инспектором по дошкольным учреждениям продолжала работать Е.Г.Афанасьева. Позже штат инспекторов был дополнен энергичным, грамотным В.Г.Тапыевым.
Выводы о работе школ и учителей инспектора делали не только на основе ознакомления с документами, посещения системы уроков и внеклассных мероприятий, но, прежде всего, на основе итогов контрольных работ, показателей устной и письменной проверки знаний и навыков учащихся, анкетирования. Проверенная школа стояла на контроле до тех пор, пока не устранялись все недостатки, обнаруженные в ходе инспектирования. Отдел добивался, чтобы педколлективы работали, прежде всего, над повышением эффективности и качества учебно-воспитательной работы. Исходя из того, что огромную роль в этом играл руководитель образовательного учреждения, РОНО особое внимание обращал на подбор, расстановку и обучение руководящих кадров. Все директора средних и восьмилетних школ района и их заместители имели высшее образование, пользовались уважением в своем коллективе и среди населения. РОНО не подменял директоров школ, предоставляя им возможность самостоятельно решать проблемы школьной жизни. Поэтому каждая из школ района имела свой педагогический почерк, свои особенности.
Ежегодно более 60% выпускников средних школ трудоустраивались в отрасли народного хозяйства района, особенно на сельскохозяйственное производство. Многие руководители базовых хозяйств района понимали, что каждая сельская школа — кузница подготовки рабочей смены. Поэтому каждое базовое хозяйство проявляло заинтересованность нуждами подшефной школы. В лице трудовых, базовых коллективов школы района имели добрых и сильных помощников не только в плане оказания материальной помощи, но и в организации внеклассной воспитательной работы.
В те годы укрепилась и обновилась учебно-материальная база школ и внешкольных учреждений. Было построено 10 новых типовых школ на 4196 ученических мест, пристроев на 440 мест, 4 спортивных зала, 8 новых типовых зданий детских садов на 1280 мест. Из года в год улучшалось оснащение школ района современным учебным оборудованием и техническими средствами обучения.
Долголетний кропотливый труд Н.С.Васильева высоко оценен советским правительством. Ему присвоено звание «Заслуженного учителя школ РСФСР», он награжден медалями «За доблестный труд», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», «50 лет Победы в ВОВ», Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, значками «Отличник народного просвещения», «Отличник сельского хозяйства РСФСР», значками «Ударник 9-й пятилетки», «Ударник 10-й пятилетки», «50 лет Якутской АССР», Почетной Грамотой Министерства просвещения СССР, ЦК профсоюза РП, ВШ и HP, знаком «Учитель учителей Республики Саха (Якутия)». Почетный гражданин Хангаласского улуса.