ИЛЬЯ ШАДРИН (князь Илья) — ПЕРВЫЙ УЧРЕДИТЕЛЬ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ САХА

Илья Шадрин

Образованный, грамотный писарь, умный, предприимчивый человек, в совершенстве владеющий русским языком, влиятельный в деловых кругах и государственных делах области. Он в 1801 г. открыл церковно-приходскую школу для детей якутов при Спасском монастыре. Школа работала 16 лет, выпускники стали писарями в улусах. В 1813 г. ездил к царю, вел переговоры о замене местного населения русскими в обслуживании Якутско-Иркутского почтового тракта.

ШАДРИН Илья (князь Илья)

Родился в местности Хатын Арыы, которая сейчас находится на территории Синского наслега. Был образованным человеком, грамотным писарем, умным, предприимчивым человеком,  в совершенстве владел русским языком. Он был богатым, влиятельным в деловых кругах человеком, принимал активное участие в государственных делах области.

В 1794 г. был избран князем в родном наслеге, называвшемся Агдаакы (ныне 5 Мальжагарский наслег), занимавшем территорию протяженностью 250 км. — с Батамаайы до Мархи Олекминского наслега. На этой территории проживало 5 больших и несколько малых родов, было 9 населенных пунктов с населением более 1,5 тысяч человек. Шадрин много сделал для укрепления и развития наслега, построил церковь в Синске. В 1797 г.  вместе с Сэсэн Аржаковым и Павлом Слепцовым (Нам) ездил к Иркутскому губернатору для решения вопроса о «недоданных якутам денег за кладь с 1788 по 1792 гг.».

И. Шадрин в 1801 г. открыл церковно-приходскую школу для детей якутов при Спасском монастыре. Школа работала 16 лет, выпускники стали писарями в улусах. В 1813 г. ездил к царю, вел переговоры о замене местного населения русскими в обслуживании Якутско-Иркутского почтового тракта.

За усердие Шадрин был награжден несколькими медалями, кортиком и крестом с портретом Екатерины II.

* * *

Илья Шадрин родился в 1758 году в  Мальжагарском  наслеге – Агдаакы, в местности Хатын-Арыы. Его отец, Максим Шадрин, получив в детстве воспитание и образование у русских,  примерно в 1780-1782 гг. избран головой Хангаласского улуса.

Известен  тем, что в свое время поддержал Сыранова, вместе с ботурусским якутом Абрамом Саргыловым и чакырского рода Кыпчатын Логлоиным собрали «… к поднесению в подарок Екатерине II  6 лисиц буреинских»[1].

С раннего детства Илья рос в атмосфере, где якутские родоначальники и почтенные сородичи обсуждали различные вопросы наслежной и улусной жизни, о будущем якутского народа и они, несомненно, повлияли на формирование самосознания якутского мальчика из устья реки Сиинэ. Он вырос понимающим и чувствующим ответственность за свой народ. Находясь в отдаленном селении в 20  верстах от Якутска, проживая возле большой дороги Иркутско — Якутского тракта, Илья Шадрин был в курсе всех дел. Связь его с новостями и проблемами Якутского округа и происходящими событиями в Петербурге была беспрерывной.

Историк Борисов А.А. в исторической справке «О мальжегарском князце Илье Шадрине» справедливо отметил, что «Илья Шадрин проявил себя как принципиальный и мужественный деятель в отстаивании интересов местного населения и в борьбе против злоупотреблений отдельных чиновников. Несколько раз он подвергался преследованиям, но имея поддержку земляков и широких слоев населения, которые доверяя ему представлять их интересы, неоднократно вручали ему аттестаты и доверительные письма, сумел выдержать и добиться, в конечном счете, поставленных целей».

В дореволюционных и современных трудах часто упоминается имя Ильи Шадрина. О нем писали Левенталь Л.Г., Майнов И.И. и Г.П. Башарин.

В архивных документах Илья Шадрин упоминается с 1783 г. Документы, составленные Ильей Шадриным, отражают высокий уровень политического самосознания автора. Его близкое знакомство с известными личностями царского окружения  подчеркивают  о том, что он в течение всей своей  жизни, усиленно искал  пути социально – экономических преобразований, решения судьбоносных вопросов якутского народа. Доктор исторических наук А.А. Борисов пишет, что Илья Шадрин, на рубеже XVIII–XIX вв. фактически возглавил борьбу за самоуправление якутов[2].

Материалы, которые были обнаружены в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург) краеведом-исследователем Шадриной Г.Е. открывают, какой тернистой была борьба князца Ильи Шадрина с чиновниками областного управления. Например, земский комиссар Белолюбский запрещал князцам, старшинам других улусов «грамотным людям писать князцам Хангаласского улуса бумаги изобличающие его (Белолюбского Ю.Д.) несправедливость и даже по делам рапорты»[3], а «…князца Шадрина очернить, лишить честного имени и тем самым отстранить от власти»[4]. Они не смогли сломить мальжагарского князца. Победителем в этом противоборстве вышел Илья Шадрин. Эверс и Белолюбский были отстранены от своих должностей и высланы из Якутии.

В начале XIX века в России образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства.

В Якутии существовала одна школа при монастыре для «обучения грамоте славяно-российской» подростков от 7 до 18 лет. В школе учились дети якутского духовенства и из новокрещёных якутских детей, всего шесть мальчиков. Также было открыто приходское училище.

В 1799 году Илья Шадрин едет в Санкт-Петербург и подает в Синод Прошение об открытии школы для якутского юношества в Якутске. Решение о школе при Спасском монастыре  Синод принял 16 июня 1800 г. на основании утвержденного императором Павлом I указа «Об учреждении семинарий в епархиях для священно — и церковнослужительских детей». Школа открылась 1 января 1801 года. По указанию Синода в школу не зачисляли по принуждению, а принимали только тех детей, которые желали учиться. Первые несколько лет вышеназванная школа, по оценке Синода, работала успешно. В 1801 г. здесь обучалось около 40 детей, а в 1808 г. — 54. Однако к 1810 г. количество учеников уменьшилось почти в четыре раза, в 1813 г. школу окончили 12 человек.

Кандидат исторических наук из Владивостока Белоглазова С.Б пишет, что «деятельность школы при Спасском монастыре регламентировалась положениями, вышеупомянутого указа от 16 июня 1800 г., изначально противоречивыми. Некоторые его положения позиционировали школу как духовное и даже миссионерское учебное заведение. Так, цель открытия определялась как «обучение христианскому закону Якутского юношества», школа должна была «послужить к образованию и утверждению тамошних народов в законе христианском». Школа находилась в ведении главы Иркутской епархии, располагалась на территории монастыря, преподавателей набирали либо из монахов монастыря, либо, при отсутствии среди них подходящих кандидатур, из белого духовенства.

В то же время утвержденная императором программа обучения была почти идентична курсу двухклассного малого народного училища. В соответствии с «Уставом народным училищам в Российской империи» от 5 августа 1786 г. предусматривалось обучение письму, чтению, арифметике, грамматике, чистописанию, катехизису, чтение книги «Должности человека и гражданина» и рисование. Для сравнения: программа школы при Спасском монастыре включала русскую грамматику, чтение, письмо, катехизис, священную историю и «краткое нравственное наставление о должностях верноподданного» («Должности человека и гражданина». – С. Б.)  Следовательно, реально данная школа являлась не духовным, но общеобразовательным учебным заведением.

Такое положение не устраивало кураторов школы – настоятелей Спасского монастыря архимандрита Нифонта, а затем Иосафа, которые добивались от Иркутской духовной консистории  признания  за  школой  статуса  духовного  училища.  Официальная  позиция епархиальной власти сводилась к тому, что прямо считать ее духовным училищем нельзя, однако некоторые действия консистории показывают, что она все-таки работала над превращением школы в духовное учебное заведение. Так, в 1804 г. в помощь учителю священнику Гавриилу Громову Иркутская духовная консистория направила студента богословия Анемподиста Ивановича Винокурова, который должен был «обучать и латинской грамматике», чтобы выпускники школы могли поступать в Иркутскую духовную семинарию»[5].

Это очень удивительно, как Святейший Синод разрешил открытие школы для детей инородцев с такой программой обучения. В то время по всей Сибири и даже в Казани, на Кавказе еще не были открыты  школы с такой программой обучения детей других национальностей. Существовали религиозные школы, где занятия велись на древних, арабских языках. В России только в 1802 году было учреждено министерство народного просвещения.

Илья Шадрин опередил это событие на два года. Его многочисленные контакты со многими высокопоставленными сановниками столицы, Синода и губернского управления не прошли даром. Эти беседы не только оставили след в умах образованных, грамотных людей России. По всей вероятности Илья Шадрин обрисовал всю действительность родного края и убедил в открытии школы по типу народного училища. Как сумел мальжагарский князец стать настолько влиятельным в близком окружении царского двора и самого императора Павла I? Скорее всего, он сумел завоевать авторитет своим умом, безусловно, был интересным собеседником, прекрасно владел русским языком. Илья Шадрин устроил двух детей в закрытый шляхетский кадетский корпус в 1799 году. В этом кадетском корпусе учились дети царских особ, князей, дипломатов из зарубежья, героев войны. В архиве Санкт-Петербурга нашли документы, что мальчиков определили по высочайшему указанию Его Императорского Величества: «якутского князя Щадрина, малолетнего его сына, при сем посылаемого, определить в Морской Шляхетной Кадетский Корпус в кадеты во всем на казенное содержание, определя к нему по его малолетству хороший присмотр»[6], также приписывается «PS. При посылаемом недоросле князе Щадрине, находится подобных ему лет мальчик, коему и позволить быть при нем, дабы не так было ему скучно»[7]. Из этого документа видно, что Илья Шадрин получил титул князя, об этом он писал в письмах к Александру I в 1812 году. К большому сожалению, документы в архиве пока не найдены. В преданиях говорится, что Илья Шадрин встречался с Екатериной II. Факт определения детей в кадетский корпус свидетельствует, что Илья Шадрин до 1799 года приезжал во дворец и уже там договорился об определении детей и поэтому взял с собой в такую дальнюю и трудную поездку, которая стоила жизни его пятилетнего сына. Ребенок по дороге заболел и умер через четыре дня после зачисления в кадетский корпус[8]. Скорее всего Илья Шадрин встречался с  Екатериной II еще раньше до 1796г., так как вряд ли Павел I стал исполнять ее волю в 1799 году. Илья Шадрин мог приехать в 1796г., заручиться поддержкой только взошедшего на престол императора. Дорога до Санкт-Петербурга была продолжительной, свита князца состояла из нескольких санок и требовала хорошей подготовки – то есть, запастись продуктами для сопровождающих, кормом для лошадей и собрать пушнины для подарков. В 1796 году, его сыну Ивану было 2 года, в кадетский корпус определяли детей с 5 лет, таким образом, он с четырехлетним сыном выехал зимой 1799 года в Санкт-Петербург и прибыл летом.

Главы улусов в 1802 г. об открытии школы написали следующие слова: «…в Якутске заведено для детей наших училище, кои мы по прописанному плану последовавшим почитаем, от сего училища в короткое время видим мы просвещение детей наших…»[9]. Летом 1801 ученики на публичном экзамене произнесли речь. Из речи ученика Евсевия Протопопова: «Столь полезно МОНАРХОВ НАШИХ учреждение, а судя по пользе онаго представьте себе сколько мы одолжены их о нас попечениями, сколько счастливы находясь под их мудрым правлением, и какову можем воздать им за такавое блаженство дней наших благодарность!»[10] и якута Сырянова из Намского улуса: «Отеческие ваши благодеяния поелику служат единственно к доставлению пользу душевном. Вам покровительствуемых, новопросвещенных сих якутских юношей!».

Благодаря Илье Шадрину, как пишет Явловский П.П., в XVIII – начале ХIХ века  появились первые ростки школьного образования в Ленском крае. Открытие школы при Спасском монастыре стала предвестником появления первых книг на якутском языке, это азбуки на кириллице, «Евангелие от Матфея». Десятки якутов получили начальное образование.  Из них формировался слой  прединтеллигенции[11].  К их числу относится «Петр Афанасьев, который перевел на свой родной язык  православный катехизис и несколько статей из сочинений преосвященного Тихона Воронежского»[12]. В числе первых выпускников миссионерской школы следует назвать протоиерея Е.В. Протопопова. Евсевий Васильевич — автор перевода на якутский язык «Евангелие от Матфея», известный в Якутии церковный деятель. В 40-60 гг. Протопопов состоял в должности благочинного, был членом Якутского духовного правления, участвовал в работе Якутского комитета по переводу духовных книг на якутский язык (1853 г.). Указом от 30 января 1858 г. за труды по переводу священных книг на якутский язык были награждены разными знаками отличия десять священнослужителей, среди них протоиереям Евсевию Протопопову, Димитриану Хитрову были вручены ордена Святой Анны II степени.

Имя Ильи Шадрина по объективным и субъективным причинам несправедливо замалчивалось, поэтому до сих пор широко не известно не только подрастающему поколению, но и взрослому населению республики и родного улуса. Дела и помыслы, пример беззаветного служения интересам своего народа и процветанию родного края заслуживают увековечивания доброго имени И.Шадрина и благодарности потомков.

 

PS: Первые шаги сделаны, в альбоме «Сказание о земле Хангаласской» вошли портреты видных деятелей улуса, среди них И. Шадрин.

Потомки И. Шадрина не знали об этом и заказали портрет у народного художника РС (Я) Слепцовой Л.Д. Таким образом, на сегодняшний день имеются два портрета. В Рукописном отделе ИГИиПМНС СО РАН имеется описание внешнего вида Ильи Шадрина и данный портрет был заказан по нему.

Дьячкова Ю.Е., ветеран труда, отличник молодежной политики РС(Я).

 

[1]     РГАДА.Ф.607.Оп.2.Д.74.Л.166.

[2] Шадрина Г.Е. Шадрина-Дьячкова Ю.Е. Агдаакы. Я.,Адверти. 2016. —  С.3

[3] РГАДА. ф.1151,о.1г1820,д.39

[4] Там же.

[5] Белоглазова С.Б. Вестник ДВО РАН. 2013. № 4

[6] РГА ВМФ. Ф.432, О.1, Д.823

[7] Там же… Л.55

[8] Там же… Д. 862 Алфавитный список личного состава.1800

[9] РГИА, Ф.1286, Д.231, лл.3,4,5,6.

[10] Там же. Ф.796, О.82, Д.694.

[11] Борисов А.А. Социальная история…С. 242.

[12] НА РС (Я). Ф. 31.Оп. 2.Д.339. Л. 1 – 2.