КУЗЬМИН Дмитрий Евстафьевич
КУЗЬМИН Дмитрий Евстафьевич
(1919-1968)
Воинское звание – старший лейтенант
Призван 06.42 г., демобилизован в 1943 г. Умер в 1968 г., захоронен в с. Синск.
Родился в 1919 году, в селе Синск Западно-Кангаласского улуса. По национальности – русский. Рос Митя в бедной крестьянской семье. Осенью 1929 года он впервые вошел в знакомую школу и сел за первую парту. Вместе с другими учениками он, замирая от любопытства, слушал своего учителя. Синскую школу окончил в 1936 г. После двухмесячных учительских курсов при Якутском педучилище – учитель истории в родной школе, после педтехникума работал в Техтюрской начальной школе. В 1939 году успешно заканчивает заочно второй курс Якутского педучилища и вступает в ряды Ленинского комсомола.
В августе 1939 года Дмитрий Евстафьевич добровольцем ушел в ряды Красной Армии и направлен на станцию Раздольная (Приморского края). Здесь его определили на должность курсанта полковой школы. И началась военная подготовка будущих младших командиров.
В мае сорокового года лучшие курсанты (более десяти человек), куда вошел и Дмитрий Евстафьевич, были откомандированы во Владивостокское военно-пехотное училище. Учеба здесь оказалась более сложной и более трудной. Надо было за короткое время научиться управлять в боевой обстановке взводом, ротой и даже батальоном. Когда началась война, все курсанты просили, настаивали, даже требовали отправить их на фронт. И только в августе состоялся выпуск молодых лейтенантов.
Прибыв на место, лейтенант Кузьмин был назначен на должность командира 2-ой роты 1-го батальона, 1187-го стрелкового полка, в составе которого он и получил боевое крещение.
Участник обороны Москвы, воевал на Калининградском и Ленинградском фронтах. Боевой орден Красного Знамени в Кремле вручил ему М.И.Калинин.
Вернувшись с войны, работал в Покровской средней школе. Вступил в партию. К концу учебного года приходит к твердому убеждению, что, если не хочешь отставать от времени, постоянно необходимо повышать свои знания. И в 1944 году он поступает в Якутский педагогический институт на исторический факультет. После успешного окончания его оставляют работать преподавателем кафедры марксизма – ленинизма. Здесь не раз избирался секретарем парткома института. Дмитрий Евстафьевич продолжает повышать свое образование. В 1950 году окончил институт усовершенствования преподавателей марксизма-ленинизма при Московском государственном университете. В пятьдесят втором он награждается Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Якутской АССР.
Полученные на фронте ранения давали о себе знать все больше и больше. В зимнее время у Дмитрия Евстафьевича руки так мерзли, что не мог найти себе места. По рекомендации врачей он был вынужден выехать на постоянное местожительство в г. Бендеры Молдавской ССР. С 1954 года по 1965 год усердно трудится в должности ректора вечернего университета марксизма-ленинизма при Бендерском горкоме партии, а с шестьдесят пятого по восьмидесятый – заведующим городским отделом народного образования. Только после этого инвалид войны второй группы ушел на заслуженный отдых, став персональным пенсионером республиканского значения.
И где бы Кузьмин ни был – на фронте борьбы с фашистскими захватчиками или на трудовом фронте, он везде отдавал себя делу борьбы за счастье народа. Его ордена Боевого Красного Знамени и «Знак Почета» — тому подтверждение. 4 октября 1974 года ему было присвоено почетное звание заслуженного работника народного образования Молдавской ССР.
Находясь на пенсии, Дмитрий Евстафьевич продолжает выполнять важную общественную работу – является председателем методического совета кабинета политпросвещения Бендерского горкома партии.
За счастье народа
…В середине января сорок второго года 1187-й стрелковый полк, который входил в состав 358 дивизии, пошел в наступление. Отсюда с исходного рубежа, командиру 2-ой роты лейтенанту Кузьмину и без бинокля хорошо была видна высота, вся изъязвленная воронками, изрезанная осколками. Безымянная возвышенность выглядела почти голой.
Бойцы в цепи ускорили шаг. Вскоре перешли на бег. Скорее, скорее! Уже отчетливо различима передняя немецкая траншея…Рывок – и траншея будет взята! Но тут как раз фашисты открыли заградительный огонь из минометов. Огонь был настолько сильным, что подразделение нашего земляка залегло, бойцы вжимались в снег. Командир помнил: из-под артиллерийского и минометного огня надо выходить броском. Он помнил и другое: лежать долго нельзя – в бою дорога каждая минута, каждая секунда. Долго не раздумывая, Кузьмин вскочил, поднял над головой пистолет и крикнул:
За Родину! Вперед!
Как один поднялись бойцы второй роты, за ними последовали воины соседних подразделений. Волна за волной покатились цепи стрелкового батальона, загремело над полем боя протяжное «ура!». Гитлеровцы, не выдержав столь мощного натиска, поспешно оставили укрепленные позиции, раненых и убитых. Оборона на данном участке врага была прорвана. На другой день, т.е. 16 января, освобожден город Андреаполь.
… Командир полка майор Куприянов и начальник штаба капитан Дорохов, используя топографическую карту, прямо с ходу Кузьмину поставили боевую задачу: сегодня ночью выйти в тыл к немцам, занимающим укрепленный пункт в деревне Паньково. Оседлать большак, не допуская вражеских подкреплений сюда, и не выпустить ни одного фрица в сторону Велижа. В остальном действовать, как учил Максим Горький: «Если враг не сдается, его уничтожают»
Подняв роту по тревоге, тронулись в путь. Подразделение имело на вооружении: 2 станковых пулемета, один взвод вооружен автоматами, два – винтовками, и две подводы боеприпасов. Всего в роте насчитывалось 95 человек. Шли по снежной целине, сохраняя полную осторожность. Мороз под сорок.
К месту назначения пришли только к утру. Люди устали, но настроение было приподнятое. Обложив деревню Паньково с трех сторон, командир выслал вперед разведку. Вскоре стало известно, что на улице выстраивается большая колонна гитлеровцев. Лейтенант Кузьмин решил: атаковать немедленно. Сам взял ручной пулемет, три диска к нему, и цепь тронулась на сближение. Скрываясь за деревенскими постройками и огородами, смельчаки подошли к фрицам почти вплотную. Как и было договорено ранее, первым нажал на спусковой крючок Дмитрий Евстафьевич… И тут же раздались короткие очереди из автоматов и одиночные выстрелы из винтовок. Удар оказался настолько неожиданным, что за 15-20 минут с противником было покончено: 40 солдат и офицеров убито, 80 – взято в плен, причем двух гитлеровцев, продолжавших вести стрельбу из укрытия, якутянин прикончил штыком. Наши потери мизерные – 3 красноармейца (один убит, двое раненые). За успешно проведенную операцию всему личному составу командир полка объявил благодарность и предоставил трехдневный отдых.
Наступление 4-ой ударной армии успешно продолжалось. Были освобождены г.г. Торопец, Западная Двина и много населенных пунктов. К концу января воины с боями прошли 230-250 километров. А схватки с врагом шли почти беспрерывно, днем и ночью.
Противник сопротивляется бешено. Каждый населенный пункт, каждый выгодный рубеж фашисты превратили в укрепленный узел сопротивления. Да и воины 4-ой ударной армии устали, ведя наступательные бои с 9-го января. Только подумать – больше месяца в непрерывных и тяжелых боях в зимних условиях. После этих событий лейтенант Кузьмин был назначен на должность командира стрелкового батальона, и ему было присвоено очередное воинское звание «старший лейтенант».
… 4-го марта 1942 года Дмитрий Евстафьевич был тяжело ранен в руку. Его хотели отправить на лечение подальше от фронта, но он, категорически отказался. И комбата оставили на лечение в эвакогоспитале, который находился в г. Торопец, неподалеку от своей армии.
После излечения, в первых числах мая сорок второго года, старший лейтенант Кузьмин явился в штаб 4-ой ударной армии, где его назначили на должность командира 1-го батальона 1197 полка 360 стрелковой дивизии. На попутной машине он добрался до села Будница… Здесь размещался штаб полка.
… 3-го августа 1942 года командира и комиссара 1-го батальона вызвали в штаб полка, где им была поставлена боевая задача: сегодня ночью в составе двух стрелковых рот и отряда партизан выйти к селу, занятому гитлеровцами. С рассветом атаковать, захватить населенный пункт и закрепиться. Руководство данной операции было возложено на старшего лейтенанта Кузьмина.
Когда вышли в путь, оказалось, маршрут проходил не лесными тропами, как об этом говорили в штабе, а заросшими болотами, все десять километров пришлось преодолевать по колено и по пояс в воде, держа наготове оружие. Несмотря на такие трудности, в район сосредоточения вышли вовремя. Опустился туман. Было решено: без шума и выстрелов атаковать противника с двух сторон. Что и было сделано. Дмитрий Евстафьевич по радио доложил в штаб полка:
Задача выполнена, гарнизон уничтожен, и село занято.
Фашисты, узнав о потере населенного пункта, открыли по нему сильный артиллерийский и минометный огонь. Недалеко от комбата разорвался снаряд. Да, он был ранен, и ранен тяжело. Большой осколок снаряда правую руку, словно топором, разрубил по локоть. Кровь хлестнула фонтаном. Ротный санитар, используя ремень от пистолета, наложил жгут, кровь была остановлена. Левую тоже разворотило, но меньше. Если бой для других уже закончился, для нашего земляка он продолжался. Это был тяжелый госпитальный бой. За правую руку, изуродованную осколком, за левую. Этот бой он вел вместе с врачами, которые поражались его мужеству и неодолимому желанию стать полноценным человеком.
В медсанбате дивизии Кузьмин сразу оказался на операционном столе. Лежать ему пришлось в Осташкове, Ярославле и под Казанью, на станции Васильевка. В мае 1943 года Кузьмин получил извещение о том, что за боевые заслуги награжден орденом Красного Знамени. Выздоровев, он получил заслуженную награду из рук Михаила Ивановича Калинина. В госпитале ему определили группу инвалидности и отправили на родину… В дороге было достаточно времени, чтобы хорошо и спокойно обдумать свое новое «житье-бытье». Лишь приехав в Покровск, где он перед призывом в Армию последний год учительствовал, и где его на улице встретили дети: «Здравствуйте, Дмитрий Евстафьевич!…» — Кузьмин сразу понял, кому он по-прежнему нужен. Да, мир прочен, и жизнь при всей своей сложности чрезвычайно проста.
Наступило начало учебного года. Дети собрались в школах, учителя ведут с ними первую беседу.
В. Сомов, подполковник в отставке.
18 апреля 1985 г.