Школьный сад — огород

Проект МБДОУ «Синская СОШ им Якушева»»

 

Авторы проекта: М.А. Голокова, педагог дополнительного образования; В.Н. Сакердонова, учитель технологии и ИЗО. 

Участники проекта: 

  • обучающиеся с 1 по 11 классы;
  • воспитанники МБДОУ «Елочка»;
  • родители.

Цель проекта:

  • обеспечение комплексного подхода к благоустройству школьной территории как объекта окружающей среды, места организации образовательной, трудовой, исследовательской деятельности и досуга обучающихся и педагогов;

Задачи проекта:

  • вовлечение педагогического коллектива и обучающихся в совместную общественно-значимую деятельность по благоустройству территории школы и пришкольного участка;
  • улучшение эстетического вида территории школы;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • раскрытие творческого и интеллектуального потенциала школьников;
  • вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов, кустарников и лекарственных растений;
  • создание условий, стимулирующих интерес обучающихся к исследовательской деятельности.
  • широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и во внеурочной работе.

Социальные партнеры:

  • администрация МО «Синский наслег»;
  • Институт биологии и криолитозоны СО РАН РС (Я).

Сроки реализации проекта: с 2015 г. по настоящее время.

 

Актуальность и новизна проекта

 

Актуальность проекта состоит в том, что в современной действительности проблемы трудового и экологического воспитания школьников стоят как никогда остро. Их решение должно стать одной из приоритетных задач образования. Современные дети, особенно в городской местности, не приучены к труду. Между тем в процессе трудовой деятельности у ребенка происходит развитие всех сфер его личности, мышления, сообразительности, внимательности, творческого воображения и умения планировать собственную деятельность. Правильное же экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на совместную деятельность педагогов и обучающихся, социальных партнеров, родителей по благоустройству территории школы, превращению ее в эстетически оформленную комфортную зону для организации образовательного и воспитательного процесса.

Человек связан с природой невидимыми нитями, у дружбы с природой много разных путей, один из них — школьный аптекарский сад-огород, который способен развить у учащихся навыки выращивания растений, в том числе лекарственных, сформировать положительное отношение к труду, любовь ко всему живому, обучить детей навыкам исследовательской деятельности.

Содержание проекта

В Синской СОШ на протяжении нескольких лет сложилась система экологического воспитания учащихся, важной частью которой является привитие любви к природе и труду, обогащение их новыми знаниями и навыками выращивания растений и овощей для школьной столовой. На основе приобретенных знаний и умений у обучающихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить. Любовь к природе способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и приумножающих природные богатства.

Пришкольный участок занимает площадь около 0,7 га. Под аптекарский сад-огород отведена площадь в 56 кв.м. Почва суглинистая, освещенность умеренная, солнце светит в течение всего дня. Влажность умеренная, но в засушливые годы полив обязателен. Весь участок обсажен елями и декоративными кустарниками. Школьный аптекарский сад-огород позволяет комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера в ходе обучения биологии и проведения внеклассной работы. В аптекарском огороде выращиваются не только плодовые деревья, кустарники и овощи, но и лекарственные растения. Выращенные в саду без применения химических удобрений, пряные и душистые травы не уступают лесным сородичам по вкусу и качеству.

В центре пришкольного участка располагается питомник, где растут акация (17 шт.), яблоня (15 шт.), бузина (22 шт.), вишня (6  шт.), рябина красная (10 шт.), бузина черноплодная (11 шт.). Из лекарственных растений посажены  пижма обыкновенная, иван-чай, пастушья сумка, ромашка, тысячелистник, подорожник, зверобой, полынь, герань полевая, тимьян. Эндемики представлены растениями, произрастающими на территории Синского наслега: терескеном Ленским, редовскией двоякоперистой, венериным башамчком, лилией даурской, ирисом болотным.

В летнее и осеннее время территорию школы украшают разнообразные цветы: георгины, бархатцы, петунии, настурции, астры, лилии, эшшольции, циннии, дельфиниумы, гладиолусы, ромашки, ирисы и др.

Опытническая исследовательская работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики.  Теоретические  знания по этим предметам находят свое применение  в   экспериментальной работе. Основными направлениями деятельности учащихся в аптекарском саде — огороде являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами. Опытно-практическая работа рассматривается как важное звено трудового воспитания школьников, их подготовки к сознательному выбору профессии, как своеобразный индикатор результативности трудового обучения и воспитания.

Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения и полученный результат, обязательность, целеустремленность.

 

 

Результативность проекта

 

Результативность проекта проявляется в том, что территория школы в настоящее время облагорожена, озеленена, ухожена, в полной мере отвечает требованиям эстетики и практической целесообразности, а также в успешном выступлении школы на различных сельскохозяйственных, агроэкологических выставках, смотрах и конкурсах.    

Так, школа заняла призовое место в республиканской сельскохозяйственной ярмарке «Урожай — 2019 г»; детская организация школы «Синская радуга» удостоена серебряной медали «За внедрение инновационных программ, проектных технологий, разработок в области агроэкологии и сельского хозяйства, направленных на формирование ключевых компетенций профессионального самоопределения детей и молодежи» на Всероссийской агропромышленной ярмарке.  

На республиканской поисково-исследовательской конференции  «Шадринские чтения» проект «Школьный сад-огород» удостоен Диплома III степени; на улусной ярмарке, посвященной Году сельского хозяйства в Хангаласском улусе (2023 г.), школа поощрена Благодарственным письмом главы улуса.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

 

Успешность проекта определяет его будущее. В нем заложен значительный потенциал развития по следующим направлениям:

  • улучшение дизайна школьной территории и сада-огорода в плане художественного оформления через изготовление малых скульптурных фигур, садовых скамеек, вазонов; создания альпийских горок, обустройства зон отдыха;
  • активизация участия в агроэкологических мероприятиях;
  • расширение сетевого взаимодействия как с социальными партнерами, так и с представителями агробизнеса;
  • увеличение направлений экспериментальной деятельности;
  • усиление работы по профессиональному самоопределению обучающихся.

 

Заключение

Реализация проекта «Школьный сад-огород» показывает, что на базе сельской общеобразовательной школы в условиях ограниченной материально-технической базы можно создать эффективный инструмент для организации агроэкологического, трудового, эстетического воспитания и исследовательской деятельности обучающихся, а также для решения вопросов, связанных с профилизацией и индивидуализацией процесса получения образования.  

 

М.А. Голокова, педагог допобразования МБОУ «Синская СОШ» им. В.Л. Якушева».