Персонализированная модель профильного IT образования на основе интеграции основного и дополнительного образования
Проект МБНОУ “Октемский НОЦ имени М.Е. Николаева
Авторы проекта: М.П. Алексеева, зам. директора по НМР; В.В. Устинова, зам директора по учебной работе.
Руководитель проекта: М.П. Алексеева, зам. директора по НМР.
Участники проекта:
- обучающиеся 10-11 IT-классов;
- педагогический коллектив.
Статус проекта: РИП, Приказ МОиН РС (Я) № 01-03/584 от 16.04.2021 г.
Тип проекта: инновационный.
Партнеры проекта:
- Арктический инновационный центр СВФУ имени М.К. Аммосова;
- филиал Сахателеком ПАО Ростелеком;
- Кафедра «Робототехнические системы и мехатроника» МГТУ имени Н.Э. Баумана;
- ООО Лаборатория интеллектуальных технологий (Сколково);
- ООО Прикладная робототехника (г. Москва);
- Академия английского языка (Ирландия, г. Дублин).
Цель проекта: создание инновационной образовательной модели профильного IT-образования, направленной на опережающую подготовку профессионально-ориентированных выпускников в области цифровых инженерных технологий.
Сроки реализации проекта: 2021 — 2025 гг.
Теоретическое обоснование инновационного проекта
В свете новых задач опережающей подготовки кадров, изложенных в Национальной программе «Цифровая экономика России 2024», перед МБНОУ «Октемский НОЦ им. М.Е. Николаева» встала необходимость пересмотра существующих подходов к организации профильного IT-образования с учетом изменений требований к ключевым компетенциям цифровой экономики. Разработка и реализация проекта “Персонализированная модель профильного IT-образования на основе интеграции основного и дополнительного образования” обусловлена наличием запроса родителей и учащихся Октемского НОЦ на опережающую подготовку по востребованным IT-направлениям. Суть проекта заключается в создании инновационной образовательной модели профильного IT-образования, направленной на опережающую подготовку профессионально-ориентированных выпускников, глобальных технических лидеров, специализирующихся в области цифровой техники и технологий.
Предпосылки для разработки инновационного проекта
- Накопленный опыт МБНОУ «Октемский НОЦ имени М.Е.Николаева» в области профильного инженерно-технического образования на основе Концепции развития «Октемский лицей в первой четверти XXI века», разработанной в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
- Наличие учителей профильных учебных дисциплин и педагогов дополнительного образования с высокой квалификацией.
- Высокие результаты государственной итоговой аттестации по профильным предметам (Математика: ср. балл – 56,5, макс. балл – 86; Информатика: ср.балл – 67,4, макс.балл – 88; Русский язык: ср.балл – 70,2, макс. — 94).
- Результаты организации проектной, исследовательской деятельности обучающихся и успешное участие во всероссийских и международных выставках и конференциях.
- Получение статуса региональной площадки Агентства стратегических инициатив по подготовке к Олимпиаде кружкового движения Национальной технологической инициативы (с сентября 2020 г.).
Содержание проекта
Проект разработан в 2021 году, на настоящий момент идет третий год апробации образовательной программы персонализированной модели профильного IT-образования в соответствии с современными трендами цифровой экономики. Перед запуском проекта организована подготовка учителей профильных предметов и педагогов дополнительного образования к работе по персонализированной модели обучения с привлечением образовательных проектов. В июне 2021 года был проведен набор в пилотный 10 IT- класс, с сентября начато обучение на основе персонализированной модели. Результаты пилотного класса доказали эффективность реализации проекта: все выпускники пилотного IT-класса (100 %) поступили в профильные учебные заведения. Все успешно защитили свои дипломные работы, сдали экзамены по профильным предметам на высокие баллы и поступили на общих основаниях на бюджетные места в МГТУ имени Н.Э. Баумана, РГУНГ имени И.М. Губкина, ДВФУ, СВФУ имени М.К. Аммосова и др.
Персонализированная модель профильного IT-образования строится на интеграции основного (фундаментального) и дополнительного (проектного) образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Проектное обучение направлено на формирование междисциплинарных когнитивных навыков высокого уровня, которые в XXI веке имеют решающее значение для реализации личностного потенциала.
Основные характеристики персонализированной модели образования:
- общее видение будущего и осознание совместной цели (А.С. Макаренко, Л.С. Выготский);
- высокая степень самостоятельности и академической свободы учащихся с ориентацией на результат;
- установка на личностный рост;
- партнерские отношения между учащимися и учителями;
- наличие образовательных и индустриальных партнеров.
Методологическую основу проекта составляют следующие подходы:
- Компетентностный подход, направленный на обретение обучающимися навыков будущего (IQ (интеллектуальные навыки), EQ (эмоциональное развитие), VQ (жизненная энергия).
- Ценностный подход, направленный на воспитание любви к родине и благодарной памяти родной школе, уважение к труду, понимание ценности знаний, бережное отношение к природе. Эти ценности заложены в символике Октемского НОЦ (герб и флаг олицетворяют Культ Знаний, Культ Матери, Культ Природы и Культ Труда).
- Исследовательский подход, направленный на формирование у учащихся культуры проектной и исследовательской деятельности.
- Информационный подход, предполагающий активное использование цифровых технологий, дистанционных форм обучения.
- Деятельностный подход, предполагающий приоритет продуктивных видов деятельности, где учеба представляет собой сочетание процесса познания с созданием продукта творческой деятельности.
Программа проектной работы направлена на развитие исследовательских, инновационных и предпринимательских компетенций обучающихся на основе многопрофильности и междисциплинарности знаний. Ученик может выбрать один или несколько модулей, исходя из собственных целей и потребностей. При этом обязательным для всех выпускников является разработка и защита дипломного проекта перед экспертным советом из числа образовательных и индустриальных партнеров.
Построение персонального образовательного трека и обеспечение индивидуального сопровождения является главной методологической и организационной задачей в контексте построения и развития персонализированной модели профильного IT образования. Треки соответствуют ключевым IT-направлениям, учитывают ресурсность каждого ученика и выстраиваются в зоне его перспективного развития.
В рамках проекта были внесены изменения в образовательную программу. Структурно программа состоит из инвариантной и вариативной частей. В инвариантную часть вошли профильные модули (математика, информатика, физика и английский язык) и базовые модули (русский язык и литература, интегрированный естественно-научный курс (химия и биология) и интегрированный общественно-научный курс (история, обществознание и география).
Новизна проекта заключается в вариативной части. Впервые в республике профессионально-ориентированные курсы объединены в образовательные треки в рамках одного профильного класса: «Инженерное программирование»; «Программирование мобильных приложений» и «Проектирование игр». Также в вариативную часть вошли углубленные модули, направленные на изучение математики, физики и программирования по вузовской программе.
Программа образовательного трека «Инженерное программирование» направлена на изучение языков программирования и искусственного интеллекта. Руководителем этого трека является И.И. Охлопкова, учитель физики и педагог дополнительного образования. Искусственный интеллект преподает аспирант Университета Хайфа (Израиль), автор нескольких международных патентов в области искусственного интеллекта Эрнесто Санчес Шайда. Обучающиеся трека Иванов Айыллаан и Герасимов Иннокений разработали робот телеприсутствия с искусственным интеллектом. С этим проектом юноши приняли успешное участие в Международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее», стали лауреатами республиканской научной конференции-конкурса молодых исследователей им. В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P.Larionov «Astepintothefuture» sciencefair. Сейчас они являются студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана и Института физики МПГУ.
В рамках образовательного трека «Разработка мобильных приложений» лицеисты осваивают объектно-ориентированное программирование на Python, проектируют и разрабатывают сайты, приложения для мобильных устройств на Java и Android. Руководитель трека – Е.С. Абрамов, руководитель Школьного технопарка, учитель физики. Обучающиеся трека Винокуров Андрей, Охлопков Эрнест и Скрябин Николай являются победителями муниципального этапа профессионального конкурса «Моя профессия — IT». Сейчас они обучаются в Институте математики и информатики СВФУ имени М.К. Аммосова, Институте математики и компьютерных технологий ДВФУ и Казанском инновационном университете им. В. Г. Тимирясова.
Образовательный трек «Разработка компьютерных игр» – самый многочисленный – направлен на изучение языков скриптов и изучение основополагающих концепций игр, архитектуры. Руководитель трека – В.Н. Суздалов, педагог дополнительного образования. Сейчас выпускники трека обучаются в профильных IT- направлениях в Якутске и Владивостоке.
Промежуточные результаты проекта
- Разработана персонализированная модель профильного IT образования, которая представляет собой гибридную образовательную систему и направлена, помимо достижения предметных результатов, на формирование междисциплинарных когнитивных навыков высокого уровня, которые в XXI веке имеют решающее значение для реализации личностного потенциала.
- Созданы условия для привлечения действующих работников IT-индустрии и профильных ВУЗ-ов для преподавания модулей образовательных треков.
- 57% обучающихся профильного ITкласса по итогам 2021-22 и 2022-23 учебных годов приняли результативное участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях разного уровня.
- 100 % обучающихся охвачены онлайн курсами ВУЗ-ов-партнеров на основе персональной траектории развития ученика.
- 100 % педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по направлениям проекта.
- Первые выпускники (2023 г.) все (100 %) поступили в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы IT-отрасли.
Перспективы проекта
В ближайшие 4 года образовательная модель IT-класса обретет устойчивость, даст значительные академические и личностные результаты обучающихся. Масштабирование этой модели, передача накопленного опыта и экспертное участие в развитии школьного образования в республике и стране – амбициозный план развития Октемского НОЦ имени М.Е. Николаева в перспективе (до 2025 года).
Ожидания для стейкхолдеров в результате успешной реализации проекта:
— для школьников – это персональный подход и мобильность в построении индивидуального образовательного маршрута в профильном IT образовании;
— для родителей – это качественное образование, отвечающее высоким стандартам;
— для команды Октемского НОЦ имени М.Е. Николаева – это высокий рейтинг и устойчивое развитие;
— для образовательных партнеров – это мотивированные студенты;
— для индустриальных партнеров – это будущие специалисты;
— для учредителя – это инструмент развития территории;
— для государства – это вклад в подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики.
Ход реализации проекта широко освещен в средствах массовой информации
М.П. Алексеева зам. директора по НМР МБНОУ “Октемский НОЦ имени М.Е. Николаева”, к.п.н.
КЮАР КОД
Приложение 1
СМИ о проекте
- Захарова Н.Ю. В Октемском НОЦ изучают искусственный интеллект https://nikbara.ru/2021/11/06/v-oktemskom-noc-izuchajut-iskusstvennyj-intellekt/
- Алексеева М.П. НВК «Саха», «Эйгэ» биэриигэ: Саха сиригэр IT сайдыыта, https://youtu.be/WK2o218MX7Q
- Алексеева М.П., Скрябин Николай, Охлопков Эрнест, НВК «Саха», «Эйгэ» биэриигэ: оҕолорнаукаҕачинчийиилэрин, саҥабырайыактартуһунанкэпсэттибит, https://www.youtube.com/watch?v=AH-wtktk694
Также была проведена презентация опыта в педагогическом сообществе:
- Январское совещание работников образования Республики Саха (Якутия) «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ». Круглый стол «Технологическое образование в условиях внедрения ФГОС 4.0 и развития функциональной грамотности» https://vk.com/wall-100786540_928;
- Методический конкурс «Наставник и его команда» среди ОУ Сети школ Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева, Мастер-класс, открытое внеурочное занятие лаборатории инженерного программирования. Педагог Охлопкова И.В. https://youtu.be/rgjkGjQQPVU
- Мастер-класс «Персонализированная модель профильного IT обучения на основе интеграции основного и дополнительного образования» в рамках республиканского форума руководителей «Эффективная школа Якутии», 5 апреля 2023 г.
Приложение 2
Разработки обучающихся
Приложение 3
Говорят партнеры проекта
Приложение 4
Отзывы родителей и выпускников о проекте
Моему сыну очень повезло учиться в IT классе Октемского НОЦ. Это профильный класс, в котором увлекающиеся программированием дети, получают соответствующее образование уже в 10 и 11 классах. За годы учебы в IT классе для сына открылись новые перспективы в изучении информационных технологий, это подтверждается его успехами и победами в различных конкурсах и конференциях. Благодаря открытию профильного класса в НОЦ, работе профессиональных педагогов в будущем у детей появляются возможности изучать и получать новые знания и умения в IT сфере.
Протопопова И.В., мама Иванова Айыллаана
Мне нравится, что обучение проходит в форме диалога: чувствуется связь учителя и ученика, поддержка и помощь со стороны творчески работающего коллектива. Учителя с уважением относятся к личности ученика, организуют учебный процесс с учетом всех его особенностей. В комфортной, дружеской и уютной атмосфере здесь раскрывается потенциал ученика, появляется интерес к учебе. Благодаря сплоченной работе учителей-энтузиастов ребята учатся работать, побеждают, набираются опыта в командной работе. Здесь верят в успех каждого ребенка, и делают все, чтобы успешным был каждый из них.Октемский НОЦ – это лучшее, что можно порекомендовать родителям ребёнка, у которого развиты задатки инженерного мышления, интересуется инновациями, конструированием.
Лазарева А.В., мама Лазаревой Ирины
Я выбрала программу IT, потому что меня еще давно интересовала эта сфера, она была мне по душе, так как IT очень быстро развивалось и была востребована. Изначально у меня не было высоких ожиданий, так как это был не совсем тот профиль, который наша школа и учителя обычно преподавали и это было чем-то новым. Если честно, программа превзошла все мои ожидания, даже несмотря на то, что мы все были очень загружены. Все новые знания и навыки, полученные мной, стоят всех трудностей и усилий.
Лиханова Илиана, выпускница 2023 г.,
студентка РГУНГ имени И.М. Губкина
В самом начале пути, когда открыли новый класс, ожидалось нечто грандиозное, ожидалось то, что мы будем создавать проекты, сидеть днями напролет в нашем классе, участвовать в различных соревнованиях. И да, ожидания стали реальностью, по крайней мере, для меня. Благодаря образовательной программе я побывал в разных городах и сейчас участвую в финале конкурса «Моя профессия IT». Ни разу не жалел о поступлении. Хотел бы пожелать успехов, так как это в первую очередь делается для детей, которые готовы помогать своей родине.
Охлопков Эрнест, выпускник 2023 г., студент ДВФУ