Взаимосвязь раннего обучения шахматам с учебными достижениями ученика
(Из опыта работы Октемского НОЦ им. М.Е. Николаева)
Шевелёва Варвара Николаевна,
зам. директора по дошкольному образованию
МБНОУ «Октемский НОЦ им. М.Е. Николаева
Исследования показывают, что существует тесная связь между обучением игре в шахматы и успеваемостью ребенка. Доказано, что игра в шахматы не только повышает показатель IQ, но и улучшает когнитивные навыки, такие, как способность визуализировать, анализировать и критически мыслить. В Якутии развитие шахматного образования тесно связано с именем Первого Президента РС (Я) Михаила Ефимовича Николаева.
Введение в образовательный процесс шахмат началось в детском саду «Мичээр» с. Чапаево в 2006 г. Мы одни из первых в Хангаласском улусе и Якутии ввели раннее обучение шахматам в форме дополнительного занятия для желающих детей 5-6 лет. Задачи, которые мы ставили перед собой, – это обучение детей основам игры, формирование определенных игровых навыков и развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка-дошкольника. В тот же год произошло знаменательное событие в спортивной жизни республики – Первый шахматный конгресс, в котором принял участие 12-й чемпион мира Анатолий Карпов.
По рекомендации М.Е.Николаева мы в 2009 году изучили методику Игоря Георгиевича Сухина. С тех пор стали использовать в работе с детьми его шахматно-задачную технологию: методическое пособие по обучению игре в шахматы, шахматные сказки, загадки, стихи, ребусы, занимательные вопросы, шахматные дидактические игры и упражнения.
В 2010 г. на встрече с педагогическим коллективом Октемского лицея Михаил Ефимович рассказал про уникальный опыт Калмыкии по внедрению интеллектуальной игры в систему образования республики. Шахматы в Калмыкии внедрили в образовательную программу, они стали изучаться с младшего дошкольного возраста. Результатом такого нововведения стало массовое поступление выпускников в престижные ВУЗ-ы страны. Буквально за несколько лет Калмыкия обновилась: появились новые здания, улицы и даже новый район в г. Элиста – Сити Чесс. Также отмечалось снижение в республике преступности. В 2017 г. состоялась встреча с самим Кирсаном Илюмжиновым у нас в Чапаево. Он подтвердил, что фундаментом всех достижений Калмыкии стало массовое обучение шахматам.
Эта история очень вдохновила нас. И в 2010 году в Октемском лицее мы провели I-й лицейский шахматный турнир, который напутствовал Первый Президент Якутии Михаил Николаев. В текущем году мы провели его в 12-й раз. В турнире приняли участие все обучающееся Октемского НОЦ: от воспитанников детского сада до 11-классников.
В 2011 году по результатам 5-летней работы педагогов А.Е. Ивановой и А.В. Платоновой в детском саду было разработано авторское методическое пособие «Первые шаги в шахматный мир», которое получило широкое распространение по всей республике. Мы стали республиканским базовым детским садом по обучению шахматам детей дошкольного возраста, провели I-й республиканский фестиваль по шахматам.
С 2016 года, в связи с присоединением детского сада к школе, шахматы входят в образовательную программу НОЦ. Система работы включает раннее обучение шахматам (с 3-х лет), развивающую среду, шахматно-задачную технологию И.Г. Сухина, внеурочную деятельность, лицейский шахматный турнир, индивидуальную работу с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми – эта игра в классические шахматы, спортивная составляющая для поддержания эмоционального компонента игры. Курс И.Г. Сухина «Шахматы – школе» даёт великолепную базу шахматной игры и выявляет одаренных детей – шахматистов. По возможности они дальше продолжают обучение в шахматных спортивных клубах. С одаренными детьми в школе занимается педагог-энтузиаст И.Е. Дормидонтов.
В детском саду есть специально отведенные дни – вторник и четверг – для массовой игры в шахматы; по средам для желающих проводится детско-взрослое сообщество. А в школе ученики с 1 по 8 класс в обязательном порядке занимаются шахматами в рамках внеучебной деятельности.
Каждый воспитанник детского сада приходит в школу, знающим правила игры, фигуры и ходы, умеющим решать простые шахматные задачи, а некоторые – уже начинающим игроком. Шахматно-задачная технология И.Г. Сухина применяется дальше в начальной школе. Затем продолжается в средних и старших классах, но в более сложном варианте шахматной композиции.
Во всех ступенях образования созданы общедоступность и развивающая среда для занятий шахматами. Все группы детского сада, рекреация начальной школы оснащены шахматным оборудованием: настольные шахматами, демонстрационной доской с магнитными шахматными фигурами, дидактическими играми, напольным шахматным полем, атрибутами к играм.
Принимая во внимание роль шахмат как эффективного инструмента развития когнитивных способностей и достижения высоких результатов обученности, мы стали искать взаимосвязь раннего обучения шахматам с учебными достижениями учащихся.
Одним из показателей этой взаимосвязи можно считать стабильно высокое количество выпускников НОЦ, выбирающих ЕГЭ по профильной математике. Мы связываем это с навыками решения сложных математических задач, приобретенных учащимися в процессе занятий шахматами. На диаграмме представлены цифры, в котором отражены количество выбирающих профильную математику из числа выпускников, средний балл и процент выпускников, получивших свыше 60 баллов (см. Приложение).
Далее рассмотрим итоги поступления выпускников в ВУЗ-ы. Чтобы доказать реальную взаимосвязь, в таблице (см Приложение) показаны итоги только тех детей, которые ходили в детский сад «Мичээр» и учились в НОЦ по 11 класс. Каждый год в числа выпускников есть золотые медалисты, и все они хорошо играли в шахматы с дошкольного возраста.
Результативность работы с одаренными детьми судим по итогам их участия в фестивалях, олимпиадах и турнирах:
- в республиканской шахматной олимпиаде И.Г. Сухина с 2016 года дошкольники каждый год занимают призовые места;
- в 2020 году в республиканском шахматном фестивале дошкольники заняли 1 место;
- команда начальных классов Октемского НОЦ – победители чемпионатов улуса 2021-2022 годов;
- в этом году сборная команда получила право на участие в XVII-й шахматной олимпиаде на призы Первого Президента РС (Я) Михаила Николаева в рамках традиционного шахматного Конгресса.
В условиях дистанционного образования в период пандемии обучение шахматам не прекращалось: дети быстро освоили шахматный интернет-сайтLichess («личес») и активно участвовали в онлайн-турнирах.
Практика раннего обучения шахматам показала, что научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но не все дети любят играть в шахматы. И здесь прослеживается закономерность: любят классические шахматы те дети, в семье которых присутствует традиция игры. Если в шахматами увлечены дедушка, бабушка, мама, папа, есть большая вероятность, что эта увлеченность будет передаваться из поколения в поколение.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что обучение шахматам с ранних лет способствует общему интеллектуальному и личностному развитию ребенка, формирует такие качества, как собранность, умение планировать, принимать рациональные решения и отвечать за них, терпение и упорство в достижении целей. Как правило, дети, увлеченно занимающиеся шахматами, успешны в учебе и во взрослой жизни.