Виртуальный школьный музей «Знаем! Помним! Гордимся!»
Мультимедийный краеведческий проект Качикатской СОШ им. С.П.Барашкова
Авторы проекта: Виртуальный школьный музей создан в 2014 году по инициативе учителей Качикатской СОШ Екатерины Петровны Ефимовой и Марианны Владимировны Кузьминой.
Руководители проекта: Ю.Ю.Киприянова, зам директора школы по ВР и А.В.Федорова, учитель английского языка.
Тип проекта: краеведческий, просветительский.
Цель проекта: создание единой образовательной среды для развития гражданско-патриотического сознания учеников через вовлечение в деятельность школьного виртуального музея.
Сроки реализации проекта: с 2024 года по настоящее время.
Задачи проекта:
- формировать гражданско-патриотическое сознание школьников через работу виртуального школьного музея «Знаем! Помним! Гордимся!»;
- вовлечь учащихся в социально значимые виды деятельности с помощью эффективного использования информационных технологий.
- способствовать самореализации школьника при подготовке экскурсий, выступлений по различным темам краеведческой деятельности, при подготовке к урокам и выполнении домашних заданий по истории, обществознанию, литературе, МХК, родному языку и литературе.
Аннотация проекта
Актуальность: Виртуальный музей значительно расширяет рамки традиционного школьного музея, формирует круг постоянных посетителей, у которых круглосуточный доступ к материалам; способствует развитию информационной культуры школьников; создает условия для максимального включения их в совместную проектную деятельность. Всё это позволяет сформировать единое информационное образовательное пространство.
Участники проекта: учащиеся 5–11 классов. Они собирают материал о выпускниках школы, ветеранах ВОВ, знаменитых земляках, внесших вклад в историю Качикатского наслега. Формат проекта позволяет соединить строгие архивные данные и наглядные формы в виде печатной продукции, фото- и видеоматериалов, виртуальных выставок картин и т.д.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап. На этом этапе выбирается тема исследования. Начинается поиск материалов о выпускниках, опрос близких и родных.
Основной этап. Каждый класс назначает ответственных: за поиск материалов отвечают поисковики; вторая группа – архивариусы, которые ответственны за сдачу материалов в общий архив, третья группа – информаторы. На данном этапе записываются воспоминания земляков, создается мультимедийная презентация проекта. Проводятся исследования по заданным темам, совместно с классным руководителем подбираются материалы для виртуального музея.
Заключительный этап. Выпуск статей, передача материалов в общий архив.
Администрирование и техническую поддержку сайта в разные годы обеспечивали сами учащиеся:
- Смирнова Ира, Федорова Кристина (2014-2015 гг.)
- Ефимов Спартак, Тихонова Вилена (2016 г.)
- Нагиев Артем, Васильев Руслан (2017-2019 гг.)
- Олесов Алеша, Архипова Лена (2019-2020 гг.)
- Ермолаева Арина, Ефимова Наиля, Тимофеева Анита (2021 г.)
- Ефимова Наиля, Тимофеева Анита (2022 г.)
- Ефремов Алеша, Кондратьева Аделина, Архипова Анела, Олесов Петя (2023 г.)
Структура виртуального музея
Ранее главная страница содержала 2 раздела:
- Качикатская СОШ им. С.П.Барашкова;
- МО «Качикатский наслег».
Нажимая на разделы, можно перейти на следующие рубрики:
Раздел «Качикатская СОШ им. С.П.Барашкова» состоит из следующих рубрик:
- История школы
- Педагогические династии
- Выпускники разных лет
- Память в фотографиях
- Школа сегодня.
Раздел МО «Качикатский наслег» содержит рубрики:
- История наслега
- Почетные жители
- Местные легенды
- Достопримечательности
- Спортивная жизнь
- Архив газеты «Хачыкаат»
В год 145-летия со дня рождения Семена Петровича Барашкова, патриота, мецената и просветителя, по решению коллектива учащихся и учителей школы была проведена масштабная поисковая работа, направленная на изучение жизни и наследия выдающегося сына хангаласской земли, человека с удивительной интуицией к прогрессу и развитию общества. В течение 2020-2021 учебного года были созданы поисково-исследовательские отряды и темы распределены по классам:
5 класс – «Семья С.П.Барашкова»
6 класс – «История в зданиях»
7 класс – «Жизнь в деталях»
8 класс – «Мельница С.П.Барашкова»
9 класс – «Память о С.П.Барашкове»
10 класс – «Стипендиаты имени Семена Петровича Барашкова»
11 класс – «Алексей Елисеевич Кулаковский»
Мероприятия, проведенные в рамках поисковой работы:
- экспедиции в местности Булуус и Тииттээх для исследования мельницы и местожительства С.П.Барашкова (октябрь, 2020 г.);
- классные часы «По следам С.П.Барашкова» на сквере Дружбы имени С.П.Барашкова и А.Е.Кулаковского (в течение года);
- поисковый десант в Намский улус, в Никольский музей землепользования с целью изучить хранящиеся там остатки старинного механизма – локомобиля С.П.Барашкова (1 апреля 2021 г.);
- экскурсии в музей «Самыртай» (с. II Жемкон) и в Краеведческий музей им. Г.В.Ксенофонтова (г. Покровск);
- круглые столы, встречи с известными людьми: с первым директором Национального Парка «Ленские Столбы», заслуженным экологом РФ Л.Д. Киприяновой (12.12.2020 г.) и доктором биологических наук, профессором СВФУ Н.Г.Соломоновым (28.09.2021 г.) и др.
Собранный объемный материал был систематизирован и вошел в следующие разделы виртуального музея:
- История одного мецената
- Архивные документы
- Семья С.П.Барашкова
- История в зданиях
- Жизнь в деталях
- Алексей Елисеевич Кулаковский
- Живые кадры о жизни С.П.Барашкова
- Живописные страницы
- Стипендиаты имени С.П.Барашкова
- Библиография
- Хроника поисковых экспедиций
В 2021 году Виртуальный музей был дополнен третьим разделом: «О Семене Петровиче Барашкове» (см КЮАР КОД)
Сетевое взаимодействие
Работая над проектом, мы встретили много единомышленников во всех уголках Республики Саха (Якутия). Во-первых, наладили связь с музеем «Самартай», с. Кердем, куда наши дети постоянно ездят на экскурсии, собирают материалы для своих исследовательских проектов, и с «Никольским музеем хлебопашества» (Намский улус), где активисты детского движения проводили экспедицию «По следам локомобиля». ??? Во-вторых, у нас появились новые партнеры, с которыми мы проводим совместные мероприятия по творчеству А.Е.Кулаковского: Павловская средняя школа (Мегино-Кангаласский улус), Жехсогонская средняя школа имени А.Е. Кулаковского (Таттинский улус), а также обмениваемся опытом и практикуем взаимопосещение школ.
Перспективность проекта
Наше село и школа очень богаты своей историей и традициями. К сожалению, с течением времени архивные текстовые документы, фотоматериалы приходят в негодность. В этой ситуации лучшим и самым верным способом сохранения их для будущих поколений является оцифровка архивных исторических материалов, старинных фотографий, экспонатов и сохранение их в электронном формате в школьном виртуальном музее.
Каким бы универсальным ни был виртуальный музей, но для подрастающего поколения было бы лучше наглядно изучать историю родной школы и края. Исходя из того, что в ходе создания и функционирования виртуального музея собран большой фактический материал, который нуждается в должном оформлении и хранении, мы считаем необходимым создать школьный краеведческий музей и в дальнейшем связываем работу виртуального музея с деятельностью реального музея.
Виртуальный музей, как и традиционный, в современной школе представляет собой такую интегрированную информационную среду, в которой становятся возможными новые формы организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Такие принципы работы музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимодействия школы и населения.
Адрес виртуального школьного музея:https://kachsosh.wixsite.com/museum/s-p-barashkov
О Семене Петровиче Барашкове
Наш известный земляк Семен Петрович Барашков родился в 1876 году на Семенов день по православному календарю. Получил 4-хклассное образование, учился в Якутском реальном училище вместе с А.Е.Кулаковским, якутским писателем, основоположником якутской литературы (1891-1897 гг). Талант делового человека у Семена Барашкова, совсем еще молодого человека, проявился на золотых верхнеленских приисках, где он подрядился по доставке леса. Он был одним из основных поставщиков мяса и масла на Бодайбинских приисках, был надежным и уважаемым кредитором. За короткое время в совершенстве освоил финансы и экономику того времени и заработал солидный капитал. При возвращении на родину у Барашкова проявился еще один талант – талант человека с большой буквы, патриота, мецената и просветителя, а также человека с удивительной интуицией к прогрессу и развитию общества. Он создал мощное фермерское хозяйство, занимался породистым животноводством и коневодством, земледелием, землеустройством.
В 1910-1912 годах домашним учителем у Барашкова работал его друг А.Е.Кулаковский. Живя в Качикатцах, Алексей Елисеевич Кулаковский написал свои известные поэмы «Сон шамана», «Дары реки» и знаменитое «Письмо Якутской интеллигенции».
Семен Петрович Барашков является первым якутом, который понял значение технического прогресса в повышении производительности труда и применил его на практике. В 1913 году он на свои средства приобретает паровой двигатель с генератором электроэнергии. В домах, школе, больнице, скотопомещении появляется первый электрический свет. У него были водяная мельница в местности «Булуус», паровой двигатель, пилорама, мельница на паровой тяге, современные плуги, культиваторы, сеялки, веялки, молотилки и другие механические средства. В родном селе Барашков построил больницу на 12 мест, нанял фельдшера. В селе была и ветеринарная служба. В 1916 году Барашков с И.А.Тимофеевым построил школу, в которой бесплатно учились дети со всего округа, независимо от сословия и происхождения. Это была церковно — приходская школа. Позднее было построено новое здание, которое меценаты просили принять как «скромный дар на просветительское дело бедных и темных сородичей». За личный вклад и сбор средств на строительство Жемконской Николаевской церкви С.П.Барашков был награжден медалью со Станиславской лентой, избирался церковным старостой.
С.П.Барашков встретил установление советской власти с большой надеждой. В архивах имеется его заявление о том, что всю свою недвижимость он передает в пользу Советской власти и просит использовать его организаторские способности. Несмотря на это, в 1921 году коллегией Якутгубчека Семен Барашков был приговорен к расстрелу за участие в контрреволюционном заговоре.
По настойчивой просьбе Качикатского наслега дело Барашкова С.П. было пересмотрено, и в 1993 году прокуратурой Республики Саха его светлое имя было восстановлено и реабилитировано. За особые заслуги, значимость и роль Семена Петровича Барашкова в просвещении своего народа, в связи со 120-летием со дня его рождения была проведена улусная научно-практическая конференция и с целью увековечения его памяти имя «Семен Барашков» присвоено бриллианту весом 16,5 карат. Этот бриллиант, обрамленный большой золотой подвеской, хранится в музее нашей республики.
В 1996 году на месте усадьбы Барашкова воздвигнут обелиск, на котором отчеканены слова «Здесь в 1876-1921гг. жил и работал меценат, просветитель С.П.Барашков». Указом председателя Правительства Республики Саха Ю.Кайдышева Качикатской средней школе присвоено имя Семена Петровича Барашкова.
Он жил и трудился для своего народа и много для него сделал. Его просветительская деятельность, благотворительность, меценатство, его пытливый ум должны служить примером для нынешних и будущих поколений.