Лепим, развиваемся, играем
Проект МБДОУ Детский сад «Ромашка»
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Цель проекта: Формирование у дошкольников познавательного интереса через применение авторского дидактического набора «Огород круглый год»
Задачи проекта:
- Разработка системы игр с применением авторского дидактического набора мини фигур овощей и фруктов «Огород круглый год».
- Развитие познавательного интереса у детей через игру с авторским дидактическим набором «Огород круглый год».
- Создание положительного настроя родителей на совместное творчество с ребенком при изготовлении мини фигур овощей и фруктов.
- Расширение знаний детей об окружающем мире: фруктах, овощах, растительном мире Якутии.
Участники проекта: дети 6 лет, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: с 2020 г. по настоящее время.
Аннотация проекта
Актуальность. Развитие познавательных интересов дошкольников через игровую деятельность является одной из актуальных проблем в педагогике, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
О важности игры в познании мира и общем развитии ребенка знают все родители без исключения. Главная задача взрослых – разбудить интерес к познанию. Специалисты отмечают, что одним из способов познания окружающего мира является игра, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Через игру ребенок познает мир. Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. В игре у ребенка раз за разом закрепляются соответствующие действия. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.
Значимость проекта. В дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне. Дошкольники обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками. Именно потому, что большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеет лепка, необходимо связать лепку и игру в одно целое. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Также она формирует эстетические вкусы и развивает чувство прекрасного. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, который может научить, дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.
Продукт проекта. На основе наблюдений и диагностики нами были изготовлены мини фигурки овощей и фруктов из долговечной и экологичной полимерной глины, которую после запекания легко использовать в играх и мыть.
Содержание проекта
Подготовительный этап. В первую очередь в группе была создана развивающая среда, способствующая выявлению и поддержанию познавательных интересов детей. Мною было разработано авторское дидактическое пособие – набор из мини фигур овощей и фруктов. К набору также были изготовлены атрибуты для игр: поле, деревья, коробочки, корзинки, прилавок магазина, кукла гномик Тим.
Данный набор предназначен для детей от 3-х лет и старше: для групповых занятий по ознакомлению с окружающим миром, занятий по развитию речи, развитию мелкой моторики рук, для групповой игровой деятельности, а также для индивидуальной работы с ребенком.
Затем была разработана серия игр с применением данного набора, которую мы разделили на четыре направления: игры по ознакомлению с окружающим миром, игры по сенсорному развитию, игры по развитию речи, игры по математике (см. Приложение). В процессе игр можно менять правила, усложнять их, создавать новую игру, дополнительно внося различные предметы. В игровой форме дети лучше запоминают названия овощей и фруктов, закрепляют счет, у них развивается интерес к окружающему миру.
Данное пособие систематически обновляется различными играми и атрибутами. Для получения положительного результата детально продумывается содержание игр. При этом в уже известные игры постоянно вносятся новые элементы. Игры и упражнения с авторским дидактическим материалом проводятся как во время занятий, так и в свободное время.
Практический этап. Данный набор, представленный в виде мини фигурок овощей и фруктов, по-своему уникален. Фигурки изготовлены из качественной цветной полимерной глины. Полимерная глина – мягкий, очень удобный для лепки, яркий материал. Из нее получаются очень красивые поделки. Лепка из полимерной глины – очень полезное занятие, так как развивает мелкую моторику, творческое, образное, пространственное мышление, а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что немаловажно, в игровой форме. Дети лепят игрушку и тут же с удовольствием играют с ней. Дети с 3 лет способны слепить самые простые фигуры, а дети старшего дошкольного возраста уже детально лепят фигурки из полимерной глины.
Процесс лепки никого не оставляет равнодушным, поэтому к процессу изготовления мини фигур овощей и фруктов мы привлекали не только детей, но и родителей.
Также мною изготовлен лэпбук, куда входят игры, загадки на закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации. Главное – создать мотивацию, вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им. Важно обязательно узнать, хотят ли дети помочь герою, и только после утвердительного ответа продолжить занятие.
Организуя игровую деятельность с использованием набора, я опираюсь на следующие принципы:
- «Работа над развитием всех воспитанников»: играют и развиваются на одном и том же материале все дети, но в индивидуальном темпе, на который они имеют право.
- «Принцип открытых перспектив», позволяющий ребёнку играть в игру столько, сколько ему необходимо для приобретения новых знаний.
- «Капельный способ отработки игрового материала» – я не требую от ребёнка мгновенного высокого результата, а продолжаю отработку умений микродозами в повседневной жизни, чтобы дать время даже слабым детям сформировать стойкие навыки. Нужный результат отодвинут во времени, но доступен каждому.
Работа ведется по трем направлениям:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
Свою деятельность с детьми выстраиваю поэтапно с учетом их возраста. В процессе игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, создаю занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания использую сюрпризные моменты: включаю в игру героя, которому нужно помочь, различные интересные атрибуты. Игры подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике провожу игры с математическим содержанием, требующие умственного напряжения: «Собираем урожай», «Счет на ощупь» и др.
По развитию речи практикую дидактические игры на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Назови ласково» и др.
При ознакомлении детей с окружающим миром провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире: «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде», «Кто чем питается?», «Отгадай-ка» и др.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю разные вопросы, показываю образец действий, высказываний, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
Дидактический материал широко использую не только в игровой деятельности, но и индивидуальной работе с детьми.
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы: предлагаю коллегам свои пособия и дидактические игры, делюсь опытом работы на педсоветах, провожу консультации по теме: «Познавательное развитие детей через авторское дидактическое пособие».
Реализация проекта строилась на основе принципа единства деятельности детей и педагогов и сотрудничества с родителями. Для родителей провела беседу «Чем играют наши дети?» – разъяснила родителям значение игрушки в развитии ребенка. Провела мастер класс по лепке игрушек из полимерной глины. В работу с родителями постоянно включаю дидактические игры в форме «игры на дом». В результате авторский набор пополнился новыми элементами для игры, изготовленными детьми совместно с их родителями.
Результативность проекта. Проводимая в рамках проекта работа содействует расширению кругозора детей, развитию их познавательной активности: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется в готовность к осмыслению окружающего мира. –
Систематическая работа с авторским дидактическим набором «Огород круглый год» дала ощутимые результаты. Пособие помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Мониторинг познавательного развития детей показывает положительную динамику их мыслительной и речевой деятельности. Дети научились выделять главные свойства предметов, запоминать, сравнивать, классифицировать их. У них повысился познавательный интерес к окружающему миру, расширились знания о фруктах, овощах, растительном мире Якутии.
Работа с применением дидактического набора убедительно показала, что самыми интересными и дорогими для детей являются игрушки, сделанные своими руками совместно со взрослыми. Создание фигур и игра с ними способствует не только развитию ребенка, но и формированию положительных взаимоотношений со взрослыми (педагогом, родителями,).
Перспективность проекта. Проект будет развиваться дальше: планируется изготовление из полимерной глины персонажей для обыгрывания различных ситуаций, а также расширение тематики и усложнение содержания игр.
О.В.Пермякова, воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Ромашка», автор проекта