Мой улус – моя гордость

Проект по краеведению

 

         В 1997-1998 гг. под инициативе и под руководством Т.Н.Поповой, директора Информационно-методического центра Хангаласского РУО, началась продуктивная деятельность по разработке образовательных творческих проектов. Каждый методист должен был разработать свой проект и презентовать его перед коллективом, а позже – перед образовательными учреждениями. Из нескольких проектов, защищенных мною, самой  долгосрочной оказался масштабный проект: «Мой улус – моя гордость» с подпроектами «Краеведческие олимпиады», «Краеведческие конференции», «Экологическое воспитание в Хангаласском улусе». Позже появились другие подпроекты: «Учителя — воины», «Учителя Хангаласского улуса времен ВОВ», «Ийэ тыл этигэн кэрэтэ» и другие, которые реализуются по настоящее время (более 25 лет). Главной целью проекта является воспитание юного поколения хангаласцев в духе патриотизма, любви к своей большой и малой родине.

        Проект из года в год совершенствуется, расширяется подпроектами, которые способствуют вовлечению детей в поисково-исследовательскую деятельность по изучению родного края, воспитанию патриотизма, любви к родине, родному языку, возрождению исторической памяти.   

  Подпроекты:

  • Программа развития туристско-краеведческого движения в улусе (1997 – 2002 гг.).

В рамках данного подпроекта были возрождены улусные туристические слеты школьников; в школах разработаны турмаршруты; традиционными стали походы, экскурсии по памятным местам. В 1999 г. был организован двухдневный сплав учителей географии по р. Буотама, позже  —  сплав учителей и школьников по р. Синяя.

  • Комплексная программа непрерывного экологического образования и воспитания в Хангаласском улусе на 1998-2003 гг.

Были организованы 3 улусных слета юных экологов, активизировалась научно-исследовательская, природоохранная деятельность, организовались экологические акции по очистке территорий. Заложена основа для организации экологического образования в школах.

  • Краеведческие олимпиады (с 1998 г.)

Ежегодно организуются олимпиады по краеведению для начальных и 5 — 11 классов,  в итоге издано учебное пособие «Краеведение» в 4 частях (2003, 2009, 2017, 2023 гг. ). Данный  проект на сегодня единственный в республике.  

  • Школьные музеи (с 1999 г.). К 1999 г. в улусе действовали 7 школьных музеев. За период 2000 — 2023 гг. создано еще 7 музеев. Все музеи каждые 5 лет проходят паспортизацию.     Школьные музеи принимают активное участие в смотрах, выставках и конкурсах республиканского и российского уровней.  Отрадно, что музеи Булгунняхтахской, Улах Анской, Тит Аринской СОШ являются неоднократными победителями республиканских, российских конкурсов. В 2023 г. музей Улах Анской школы стал победителем российского конкурса школьных музеев и премирован 300 тыс. рублями, на которые при музее построен открытый выставочный павильон. при их активном содействии прошли значимые улусные мероприятия «Семейные и музейные раритеты» (2012 г.), «Раритеты Хангаласского улуса» в НХМ (2013 г.), смотр «Школьные музеи: опыт работы, поиски», «Лучшая выставка, посвященная к 100-летию образования Якутской АССР» и др.
  • Проект «Семейные и музейные раритеты, который был реализован в апреле 2012 г. потребовал кропотливой работы со школьными музеями, с Управлением культуры и духовности, а также с частными лицами, владеющими интересными экспонатами. Экспертами выступили сотрудники НХМ РС (Я), авторы проекта «Раритеты Якутии». В ходе реализации данного проекта были открыты уникальные произведения мастеров-хангаласцев. В 2013 г. была организована выставка «Раритеты Якутии. Хангаласский улус» уже в залах НХМ РС(Я) г.
  • Улусные краеведческие поисково-исследовательские конференции» (с 2002 г).

В рамках данного проекта организуется большая системная работа со школами по изучению родного края (участие в конкурсах, школьных НПК, улусной НПК краеведов, в республиканских «Николаевских чтениях»). Оказывается содействие в проведении школьных конференций и чтений краеведческого направления (см. в «Приложении). По материалам НПК издана  книга «Город на Эргисской земле». Работа в рамках данного проекта позволяет по крупицам собирать интересные исторические факты, открывать новые сведения по истории наслегов, улуса.

  • Издание краеведческой литературы» (2001-2007 гг.).

В рамках данного проекта было издано более 50 книг, в том числе книги: «Педагогическая слава Хангаласского улуса», «Учителя-воины Хангаласского улуса», «Город на Эргисской земле», «Педагогические династии Хангаласского улуса», «Методическая служба Хангаласского образования», «Вехи развития образования в Хангаласском улусе».

  • Проект «По маршрутам экспедиций Г.В. Ксенофонтова в Якутии», посвященный 125-летию со дня рождения выдающегося ученого, этнографа, историка с мировым именем Г.В. Ксенофонтова, был реализован с декабря 2012 г. по май 2013 г. В рамках В рамках данного проекта была проведена виртуальная интернет-олимпиада «Жизнь и деятельность Г.В. Ксенофонтова. Научное наследие» (декабрь, 2012 г. — апрель, 2013 г.). Интернет — олимпиада показала, что во всех уголках необъятной родной Якутии учатся умные, любознательные, целеустремлённые ребята. По итогам олимпиады издана книга «Его жизнь – жизнь героя олонхо». Победителям отправлена электронная версия книги.
  • Учебно-методический комплекс по географии «Земля моя хангаласская» (2012-2018 гг.)

В рамках проекта СВФУ им. М.К. Аммосова «Создание пособий для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации регионального и школьного компонентов базисного учебного плана для общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)» группой учителей — энтузиастов географии, истории, биологии улуса разработаны и изданы учебное пособие «Земля моя хангаласская» и программа обучения (2017 г). Проведена масштабная кропотливая работа по сбору и обработке материалов, статистических данных, фотоиллюстраций. В образовательные программы школ введен курс «Мой улус – хангаласская земля». Создается учебный атлас «Хангаласский улус». Надеемся, что пособие станет настольной книгой для взросления, откроет завесу в широкий мир природы, богатую историю хангаласской земли.

  • «Мин төрөөбүт тылым – мин кэскилим» (с 2012 г.).

        Этот проект реализовывался  в годы проведения Годов духовности в улусе. Хангаласцы являются исконными представителями народа саха. История расселения, географическое положение улуса, промышленное направление развития народного хозяйства привели к тому, что язык народа саха сохранился только в сельской местности расселения коренного населения. Поэтому остро встала проблема возрождения в улусе традиций, культуры, языка народа саха. Проект фестиваля школьников «Ийэ тыл этигэн кэрэтэ» был принят учителями якутского языка и литературы, начальных классов с большим энтузиазмом. Фестиваль организуется по трем направлениям: «Ийэ тылбыт этигэн кэрэтэ», «Олоҥхо өлбөт үйэлээх», «Ыһыах түһүлгэтэ».  

        Организуются интеллектуальная игра на знание родного языка (заочно-очная), очная для русскоязычных школ; конкурсы ораторов «Аман өс», сказителей, чтецов, чабыргахсытов; конкурсы на лучший рассказ, стихотворение, эссе, на лучшие видеоролики о творческих людях родного наслега; конкурсы народных песен (кылыһахтаах), тойук туойсуу; встречи с писателями, читательские конференции по произведениям якутских писателей, выставки книг; театрализованные выступления со сценками, спектаклями, монологами и т.д. Направление «Олонхо» ежегодно расширяет формат, как и направление «Ыһыах». Организуются национальные игры, как настольные,  так и подвижные, выставки народного творчества.

         В реализации данного проекта участвуют практически все школы улуса, в том числе русскоязычные.  Проект востребован как учащимися, так и педагогами. В годы пандемии фестиваль проходил в дистанционном формате, не теряя в количестве участников и качестве их подготовки. Безусловно, проект содействует возрождению интереса и любви к родному языку, к малой родине, культуре народа саха, воспитанию национального самосознания.

        На сайте районного управления образования  размещен «Виртуальный музей истории образования улуса», созданный в 2015 г., в котором отражается 150-летняя история образования в Хангаласском улусе.

 

К.Г. Скрябина, методист, специалист РУО в  1996-2019 гг.

 

 

 

  Краеведческие конференции, проводимые в образовательных организациях

 

  1. «Ямщицкие чтения» (Едяйская СОШ).
  2. «Яковлевские чтения» (2 Жемконская СОШ).
  3. «Егоровские чтения» (Красноручейская ООШ).
  4. «Они учились и работали в первой школе» (Октемский НОЦ).
  5. «Ефремовские чтения» (Булгунняхтахская СОШ).
  6. «Эргисские чтения» (Ойская СОШ).
  7. «Заболоцкие чтения» (1 Жемконская СОШ).
  8. «Виноградовские чтения» (региональный уровень, Техтюрская СОШ).
  9. «Мэнэ ааттар» (республиканский уровень, Техтюрская СОШ).

 

С секциями краеведческого направления:

  1. «Якушевские чтения» (Синская СОШ).
  2. «Афанасьевские чтения» (2 Мальжагарская СОШ).
  3. «Притузовские чтения» (Улах Анская СОШ).
  4. «Барашковские чтения» (Качикатская СОШ).
  5. «Ксенофонтовские чтения» (республиканский уровень, Покровская УМГ).