Обучаясь, обучай других
Проект модели волонтерского движения в МБОУ «Красноручейская основная общеобразовательная школа»
Автор и руководитель проекта: Г.Г. Антипина, директор школы ГГ.
Тип проекта: образовательный, социальный
Сроки реализации проекта: с сентября 2021 года по настоящее время
Участники проекта: учащиеся- волонтеры, руководители кружков, воспитанники дошкольной группы
Цель проекта: создание модели школьного волонтерства через деятельность кружковой работы в дошкольной группе
Задачи проекта:
- развитие волонтерского движения в школе;
- формирование юных лидеров: ответственной, адаптированной к современной действительности, гуманной личности школьника, имеющей активную жизненную позиции;
- обеспечение преемственности между школой и дошкольной группой;
- объединение усилий педагогического коллектива в решении социальных задач;
- предпрофессиональная подготовка школьников к работе в ДОУ.
Введение
В настоящее время в нашей стране активно развиваются и функционируют различные волонтерские движения и акции. Сегодня это тысячи добрых дел по всей России: полезные проекты для школы, села, города, окружающих людей и природы.
Школьное волонтерство – это инвестиция в будущее, подготовка учащихся к самостоятельной взрослой жизни. Волонтерство позволяет обучающимся на добровольческой основе проявить свою инициативу и активность, направленные на помощь другим людям, способствует созданию атмосферы командной работы, закладывает основу для воспитания лидеров.
Актуальность проекта
Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
В течение трех лет в МБОУ «Красноручейская основная общеобразовательная школа» реализуется модель волонтерского движения в рамках проекта «Обучаясь, обучай других». В процессе реализации данного проекта в формате кружковых занятий в дошкольной группе, с одной стороны, школьники получают возможность проявить себя в социально значимой деятельности, с другой стороны, становится более интересным, ярким и разнообразным пребывание детей в детском саду.
Содержание проекта
Исполнителями проекта на добровольной основе становятся четверо (по количеству кружков) учащихся-активистов из числа обучающихся среднего и старшего звена – те ребята, которые сами изъявляют желание работать с малышами. (К сожалению, специфика малокомплектной школы не позволяет расширить круг волонтеров).
Первичной основой для организации волонтерской работы стали кружки, действовавшие в течение нескольких лет на базе общеобразовательного учреждения: «Шахматы» (рук. В.А.Герасимов), «Легоконструирование» (А.Е.Старостин), «Остуоруйа алыптаах эйгэтигэр» (С.В.Антипина), «Творческое изображение» (В.Н.Ефимова).
Требование, предъявляемое к будущим волонтерам – они должны были иметь определенные практические навыки для работы по направлениям кружков: уметь играть в шахматы, увлекаться конструированием из Лего, фольклором, иметь способности к изобразительному творчеству.
В текущем учебном году волонтерами, ведущими кружки в дошкольной группе, являются: Богдан Тихонов (9 класс, кружок «Шахматы»), Антипина Нария (9 класс, кружок «Легоконструирование»), Адамова Алина (кружок «Творческое изображение») и Габышева Арина _(9 класс, кружок ««Остуоруйа алыптаах эйгэтигэр»).
Кураторами волонтеров работают педагог-организатор С.В.Антипина и педагог-психолог В.Н.Ефимова, которые совместно с руководителями кружков обеспечивают теоретическую подготовку школьников к работе с дошкольниками, осуществляют планирование волонтерской деятельности и контролируют практическую работу волонтёров по направлениям кружковой работы.
Волонтеры проходят трехэтапное обучение.
- 1 этап. Осмысление волонтерами понятия «безвозмездная добровольная помощь». Теоретическая, психологическая, профориентационная подготовка волонтёров. Волонтеры получают информационную, методическую и психологическую подготовку, необходимую для проведения занятий в дошкольной группе, знакомятся с профессиями в сфере дошкольного воспитания.
- 2 этап. Работа руководителей кружков с волонтерами. Руководитель кружка ведет индивидуальную работу с волонтером. Задачи данного этапа:
— подготовка учащихся к ответственной и осмысленной волонтерской деятельности;
— отработка навыков, необходимых для ведения волонтерской деятельности;
— совместная работа руководителя и волонтера над планом и содержанием конкретного занятия.
- 3 этап. Самостоятельная работа волонтеров с детьми. Волонтеры под наблюдением руководителя кружка приступают к самостоятельной практической работе – проведению занятий кружка в дошкольной группе.
Кружки проводятся с периодичностью 4 занятия в месяц. К каждому занятию волонтеры заранее готовятся вместе руководителями, подробно обсуждая ход, содержание, формы и методы проведения занятия,
Результативность проекта
В ходе реализации данного проекта мы убедились в его позитивном влиянии на всех участников. Так, учащиеся-волонтеры увлечены своей общественно значимой деятельностью, с удовольствием проводят занятия кружков. Они получают опыт социальной практики, осознают свою полезность и востребованность, заслуживают благодарность родителей и педагогов за свой труд. У них развиваются важные личностные качества: коммуникативность, ответственность, самоуважение, уверенность в своих силах, активная гражданскую позицию. Кроме того, юные волонтеры начинают ориентироваться в сфере профессий, связанных с педагогической деятельностью в ДОУ, получают предпрофильную подготовку к работе в системе дошкольного воспитания.
Педагоги получают новый опыт работы, повышают уровень своего мастерства.
Жизнь дошкольников наполняется новым содержанием, новыми эмоциями.
Исходя из вышесказанного, мы планируем развивать проект »Обучаясь, обучай других» дальше, заряжать ребят идеями волонтерства, создавать сообщество юных социальных инноваторов.
Приложения
Планы работы кружков
Кружок «Юный шахматист»
Руководитель кружка Герасимов В.А.
Волонтеры: Антипина Доминика – ученица 9 класса
Количество часов – 1 час в месяц . Всего – 9 часов в год.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
1. |
Что за игра – шахматы? Появление шахмат на земле. |
1 |
Сентябрь |
2 |
Шахматная доска- поле сражения |
1 |
Октябрь |
3 |
Шахматные фигуры. Начальное положение. |
1 |
Ноябрь |
4 |
Плывет ладья по доске |
1 |
Декабрь |
5 |
Как ходит и ест шахматный слон |
1 |
Январь |
6 |
Ее величество ферзь |
1 |
Февраль |
7 |
Скачем на коне |
1 |
Март |
8 |
Пешки – бравые солдаты шахматной доски |
1 |
Апрель |
9 |
Как ходит его величество – король? |
1 |
Май |
Кружок моделирования «Лего»
Руководитель кружка: Старостин Аркадий Егорович
Волонтеры: Антипина Нария, ученица 7кл.
Количество часов – 1 час в месяц . Всего – 9 часов в год.
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Путешествие по Лего стране. |
1 |
Сентябрь |
2 |
Волшебные кирпичики |
1 |
Октябрь |
3-4 |
Пирамидка |
2 |
Ноябрь |
5-6 |
Снеговик |
2 |
Декабрь |
7 |
Постройка ограды |
1
|
Январь |
8 |
Светофор |
1 |
Февраль |
9 |
Собери нужные детали. |
1 |
Март |
Кружок «Творческое изображение»»
Руководитель кружка: Ефимова В.Н.
Волонтеры: Скрябина Света, ученица 9 класса..
Количество часов – 1 час в месяц . Всего – 9 часов в год.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
1. |
Знакомство с новой техникой рисования-тампонированием |
1 |
Сентябрь |
2 |
Нетрадиционная изобразительная техника-рисование пальчиками. |
1 |
Октябрь |
3 |
Лепка предметов из пластилина |
1 |
Ноябрь |
4 |
Знакомство с техникой тычкования. |
1 |
Декабрь |
5 |
Изготовление цветов |
1 |
Январь |
6 |
Рисование ватными палочками |
1 |
Февраль |
7 |
Техника рисования поролоном. |
1 |
Март |
8 |
Произвольное цветовое пятно |
1 |
Апрель |
9 |
Итоговое занятие.Использование различной техники рисования. |
1 |
Май |
Кружок «Остуоруйа алыптаах эйгэтигэр»
Руководитель кружка: Антипина С.В..
Волонтеры: Габышева Арина, ученица 7 кл.
Количество часов – 1 час в месяц . Всего – 9 часов в год.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
1. |
Эһэлээх бөрө иирсээннэрэ.Николай Якутскай. |
1 |
Сентябрь |
2 |
Куобахтааҕар куттас. Николай Якутскай. |
1 |
Октябрь |
3 |
Саһыл уонна эһэ.Суорун Омоллоон. |
1 |
Ноябрь |
4 |
Күтэр уонна чооруос. Моисей Ефимов. |
1 |
Декабрь |
5 |
Кынаттаах, түүлээх, арыылаах. Нуучча норуотун остуоруйата. |
1 |
Январь |
6 |
Амма Аччыгыйа. Тоҕус төгүл тоҕо. |
1 |
Февраль |
7 |
Амма Аччыгыйа. Тоҕус төгүл тоҕо. |
1 |
Март |
8 |
Амма Аччыгыйа. Тоҕус төгүл тоҕо. |
1 |
Апрель |
9 |
Мин сөбүлүүр остуоруйам. |
1 |
Май |