Провожаем лето вместе

Из опыта организации воспитательной практики

  

     

   Хочется поделиться с инновационной практикой «Провожаем лето вместе», апробированной в рамках Программы воспитательной работы «Я и мои друзья» для учащихся 4 класса МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова». Что представляет собой данная практика?

        Цель практики: организация подготовки детей одного класса к школе и их живого общения во время летних каникул.

        Задачи, которые решает практика:

  • создать благоприятную атмосферу для непосредственного, свободного перехода детей в школьный режим после летних каникул;
  • содействовать установлению доброжелательных отношений и тесному общению между одноклассниками посредством подвижных игр на коммуникацию;
  • вовлечь детей в занятия физкультурой в целях укрепления здоровья посредством физических упражнений и разминки, с учетом их возрастных и физиологических особенностей.

Средства, применяемые для достижения поставленных цели и задач:

  • утренняя пробежка или ходьба;
  • физкультурная разминка;
  • проведение 3-4 подвижных игр;
  • разговоры о важном;
  • выполнение интеллектуальных заданий;
  • громкое чтение книг на 5 минут;
  • рефлексия или «круг друзей».

        Так как цель данной практики – подготовка детей к школе в формате плодотворного общения, занятий физкультурой, подвижных игр, чтения книг, выполнения интересных нестандартных заданий перед началом нового учебного года, то желаемым результатом реализации практики является подготовка детей к школьному режиму, а также развитие таких качеств, которые способствуют легкой адаптации к школе: коммуникабельности, общительности, умения быть в коллективе, принимать и понимать поступки других детей, готовности к взаимопомощи и взаимовыручке. 

        Такая практика актуальна не только для младших школьников, но и для старшеклассников, потому что в летнее время дети разобщены территориально, не имеют общих интересов и дел, или такие дела единичны. Во время летних каникул дети в основном мало двигаются, долго спят, не придерживаются режима дня, слишком активно вовлекаются в социальные сети и т.д. Поэтому перед началом учебного года очень важно организовать встречу одноклассников, чтобы адаптировать их к учебному режиму, «убрать дефицит общения» и с первого сентября «на подъеме» начать полноценные учебные занятия.

        Для реализации данной практики заранее составляется десятидневный план взаимодействия с детьми, проводится опрос родителей, подготавливаются карточки с заданиями, атрибуты для занятий, подбираются игры. Затем определяется общественное пространство, уточняются время и продолжительность мероприятия. Дети, вовлеченные в воспитательную практику, участвуют в пробежке, разминке, в подвижных играх на коммуникацию, разговорах о важном, приносят с собой книги и читают их в течение пятиминутного чтения, самостоятельно готовят и проводят игры, общаются, поддерживают друг друга.

        Место, выбранное для мероприятия, должно быть многофункциональным: подходящим для бега, ходьбы, игр, чтения, рисования, где можно присесть и даже прилечь. Это может быть парк, опушка леса, берег реки или озера. Наше общение было организовано в парке отдыха с. Булгунняхтах, где есть необходимые локации и куда удобно было подходить всем детям.

        Ежедневно дети с удовольствием приходили на встречу, занимались активным отдыхом, играли на свежем воздухе, общались, читали. Как учитель я дозировала все этапы, тщательно продумывала переходы от одной деятельности в другую.

        В первый день практики мы обговорили режим общения, правила встречи с участниками практики. Дети приносили с собой воду в бутылочке, влажные салфетки, книги для чтения. По плану наше общение начиналось с пробежки или ходьбы. Дистанция бега и ходьбы была обсуждена с детьми. Участники должны были следить за своим дыханием, темпом бега или ходьбы. При этом строго учитывались здоровье, физиологические особенности каждого ребенка. Ежедневно после бега и ходьбы в кругу проводилась  физкультурная разминка с учетом требований к физическим нагрузкам, дозировкам по возрастным особенностям младших школьников. Учитель, как руководитель и участник практики, находился рядом, показывал и выполнял упражнения вместе с детьми.  

        Третьий этап состоял из подвижных игр. С помощью подвижных игр на свежем воздухе у детей формировались умения согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, слушать и слышать друг друга, доверять друг другу.

        После подвижных игр дети выполняли задания по математике, русскому языку на карточках. Это пословицы, загадки, табличное умножение и деление, головоломки и т.д.  Задания выполнялись в группах или в парах, чтобы у каждого ребенка появились чувство уверенности в себе, готовность к взаимопомощи и взаимовыручке.  

        На последнем этапе практики проводилось пятиминутное громкое чтение книг, принесенных из дома. Во время чтения дети располагались таким образом, чтобы их слышали все участники действа. Учитель так же, как и все участники, читал свою книгу. За десять дней многие успели дочитать свои книжки.

        Ежедневно проводилась рефлексия «в кругу друзей», когда все участники вставали в круг, брались за руки, говорили теплые,  приятные слова благодарности за встречу. Выбирали детей, которые на следующей встрече должны подготовить свои задания и игры.

        Как инициатор и организатор данной практики, я считаю, что ее успешность определяется следующими факторами:

  • вовлечением детей в практику на основе добровольности и свободного посещения;
  • поддержкой родителей;
  • профессиональным и квалифицированным управлением всеми видами деятельности;
  • дозированием и таймингом учителем всех процессов;
  • разнообразием и грамотным проведением игр и активностей с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся.

        По оценкам родителей, организация данной практики перед началом учебного года положительно повлияла на детей: создала позитивный настрой к встрече со школой, дала возможность пообщаться с одноклассниками в неформальной обстановке, помогла детям установить оптимальный режим дня. Ежедневные встречи с друзьями и учителем создали условия для подготовки к школьному режиму и к школьным занятиям. В начале учебного года дети встретились без трудностей в адаптации к школьному режиму после долгих летних каникул. С 1 сентября начался учебный процесс, к которому дети оказались готовы в полной мере.   

                                                                Н.Г.Кононова, учитель начальных классов МБДОУ                               

                                                            «Булгунняхтахская СОШ им. С.П.Ефремова»