Профнавигатор

Проект взаимодействия школы с родителями по профориентационной работе

 

        Авторы-составители: Е.А. Осипова, педагог-психолог;  Ю.Ю. Киприянова, зам. директора по ВР; Л.В. Филиппова,  соцпедагог.

Обоснование проекта

        Отношение к труду, саморазвитию и достижениям формируется ещё в детском возрасте под влиянием семьи. Семья – это главный институт социализации личности. Она позволяет сформировать и развить личностные ресурсы, которые смогут служить достижениям в разных аспектах жизни и работы. Прежде всего, родители должны пройти через осознание значимости вопроса профессиональной ориентации своего ребенка. Именно родитель выступает в качестве главного помощника в принятии решения.

Актуальность

        Опрос родителей в школе выявил проблему в плане неграмотности родителей в вопросах формирования жизненного плана своих детей и неумения эффективно взаимодействовать с детьми. Родители считают, что школа должна помочь ребёнку в выборе будущей профессии и информировать родителей об актуальных профессиях в регионе и стране: они нуждаются в психолого-педагогическом просвещении по вопросам профессионального самоопределения детей. 

        Как показало анкетирование, в среднем звене родители пока не озадачены будущей профнаправленностью ребенка. А в старшем звене дети уже оказываются перед выбором и часто бывают не готовы принять ответственное решение, выбрать конкретную специальность, учебное заведение и др. При интеграции воспитательных усилий школы и семьи возможно сформировать конструктивные установки школьников и помочь им выбрать тот профессиональный путь, который соответствует возможностям личности и потребностям современного общества. Согласно этому школа должна взять роль просветителя, навигатора, помочь родителям и детям не заблудиться в безбрежном море информации. Поэтому мы назвали свою программу «Профнавигатор».

        Цель проекта: создание в образовательном учреждении действенной системы работы по профориентации в тесной взаимосвязи с родителями, которая приведет к повышению родительской компетенции в плане профессионального самоопределения детей.

        Задачи проекта:

— мотивировать родителей на участие и помощь ребенку в профессиональном выборе посредством информирования родителей о предстоящих мероприятиях на родительских собраниях, сайте, соцсетях;

— ориентировать семью на применение эффективных форм  взаимодействия со школой и детьми при выборе профессии через родительский лекторий и мероприятия профориентационной направленности.

          Основные содержательные   направления проекта:

  • диагностика, анкетирование;
  • профессиональная информация (просвещение и информирование);
  • профессиональная консультация;
  • совместные профориентационные мероприятия.

     Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • осознание родителями значимости вопроса профессиональной ориентации своего ребенка;
  • повышение родительской компетенции в плане профессионального самоопределения детей;
  • создание в образовательном учреждении действенной системы профориентационной работы, которая бы способствовала формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности в тесной взаимосвязи с родителями.

        Этапы реализации проекта:

 I  этап (2 полугодие 2018-19 уч.г.) – информационно-мотивационный.

Цель I этапа: изучение стратегии взаимодействия родителей с ребёнком при выборе его будущей профессии.

Задачи I этапа:

выявить особенности взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками;

— выявить проблемные вопросы в организации работы по повышению уровня компетенции родителей в плане профессионального самоопределения детей.

Для того чтобы выявить особенности взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками, было проведено эмпирическое исследование. Оно осуществлялось в форме опроса родителей старшеклассников (8-11 кл.). Всего в опросе приняли участие 25 человек, среди которых 6 родителей 8-классников, 10 родителей 9-классников, 5 родителей учащихся 10-х классов и 4 родителя учащихся 11-х классов. Содержание вопросов было направлено на выявление осведомлённости родителей о востребованных на сегодняшний день профессиях, ведущих профессиях республики, СВФО и стратегиях взаимодействия семьи и старшеклассника в профессиональном выборе школьника.

Результаты анкетирования родителей

Таким образом, полученные данные указывают, что только треть родителей используют эффективные стратегии взаимодействия с детьми при выборе будущей профессии старшеклассниками. В целом можно отметить, что родители понимают значимость сотрудничества с детьми и содействия им в профессиональном самоопределении. Однако сами не в полной мере владеют эффективными формами взаимодействия со своими детьми.

Сравнение родительского выбора профессий для своих детей и выбора самих старшеклассников

Первый этап выявил следующие проблемы:

  1. Родители не в полной мере владеют эффективными стратегиями взаимодействия с детьми и используют устаревшие формы влияния на детей.
  2. Отсутствует согласованность в выборе будущей профессии между родителями и старшеклассниками.
  3. Родители по большей части неграмотны в вопросах формирования жизненного плана у старшеклассников.

Второй этап (2019-2020 уч.г.) – деятельностный (практический).

Цель: ориентировать семью на применение родителями эффективных стратегий взаимодействия с детьми при выборе профессии.

Задачи:

— мотивировать родителей на участие и помощь ребенку в профессиональном выборе посредством информирования родителей о предстоящих мероприятиях на родительских собраниях;

— ориентировать семью на применение родителями эффективных стратегий взаимодействия с детьми при выборе профессии через родительский лекторий и мероприятия профориентационной направленности.

        В течение учебного года был проведен цикл мероприятий для родителей и учащихся. Профориентационная работа прошла через всю внеурочную деятельность учащихся, охватив всех участников образовательного процесса.

        Инновационной формой взаимодействия родителей и детей в профориентационном направлении стали мастер-классы, которые провели родители, ознакомив детей и педагогов со своими профессиями. Дети открыли своих родителей совсем с другой стороны, а родители убедились, что их профессии интересны детям. На высоком уровне прошла деловая игра «Профориентационный центр «Профнавигатор». Старшеклассники с должной ответственностью отнеслись к подготовке игры. На элективных курсах по профориентации они учились проводить профориентационные тесты, ознакомились с работой сайтов учебных заведений, учились ориентироваться в них. В качестве профконсультантов они провели консультации для учащихся 7-10 классов.

        Особая роль отводится отцам, которые имеют большое влияние на детей в силу устоявшихся обычаев и особенностей национального воспитания. Круглый стол «Отец – оплот семьи» сплотил вокруг себя отцов – уважаемых на селе людей различных профессий, среди которых были военный, мастер-резчик по дереву, художник, инженер, водитель, педагоги и др.

        «Семья и школа: пути взаимодействия» – так назывался родительский форум, цель которого: вовлечение родительской общественности в образовательный процесс; создание коммуникативной площадки для обсуждения актуальных вопросов родительского просвещения, обучения и социального партнёрства (Резолюцию форума см. в Приложении).

II этап реализации проекта был очень содержательным и насыщенным. Исходя из результатов опроса родителей, выбора ЕГЭ, мониторинга профсамоопределения, поступаемости выпускников в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы, можно сделать вывод, что работа по профориентации и профессиональному самоопределению учащихся становится все более   результативной. Учащиеся более осознанно выбирают ОГЭ, ЕГЭ, профильные предметы, задумываются о будущих жизненных планах, меньше стали менять предметы по сдаче ЕГЭ. Родители тоже стали интересоваться ранней профориентацией, более активно стали участвовать в совместных мероприятиях, посещать родительские лектории. Совсем не заинтересованных родителей нет. Тем не менее, низкий уровень грамотности части родителей  по вопросам профессионального самоопределения детей все еще остается серьезной проблемой.

        Вопрос выбора предметов по подготовке к сдаче ГИА упирался на проблему текучести кадров и нехватки учителей физики, географии, черчения (молодых специалистов пугают трудности, объем работы, ответственность и др.).

        Третий этап (2020-2021 уч.г.г) – заключительный (аналитический). Данный этап проекта в связи с пандемией в основном проходил дистанционно.

 Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

— определение результатов реализации проекта;

—  формирование в школе эффективной системы профориентационной работы.

         Проект однозначно показал свою результативность. Систематическая и целенаправленная совместная работа школы и родителей по профориентации  помогает учащимся определиться с профессиональным направлением,  выбрать предметы для сдачи ГИА, учебное заведение и т.д. Совместные мероприятия помогали сплотиться всем участникам проекта, определить проблемы, трудности и находить пути их решения для успешного продолжения реализации проекта.  

        Большой плюс в том, что проект в большей степени адресный, направленный на конкретный класс, ребенка, семью. Поэтому освещались не только общие вопросы профориентации, а в большей степени оказывалась индивидуальная помощь родителям и детям.

        В целом цели и задачи проекта выполнены. Учителя получили опыт новых технологий работы с семьёй, который указан как один из важных в профессиональном стандарте педагога. Родители повысили свои психолого-педагогические компетенции в содействии детям в профессиональном самоопределении, о чем свидетельствуют результаты заключительного анкетирования. Учащиеся получают должное внимание от своих близких, растет их уверенность в своих профессиональных намерениях.

        Проект получил распространение на улусном уровне, заняв 1 место в конкурсе программ взаимодействия школы и родителей, а также стал участником IV Всероссийского дистанционного конкурса на лучшую организацию работы с родителями в номинации «Школа как центр родительского просвещения», проведенного Министерством просвещения РФ и Национальной родительской ассоциацией РФ в 2020 году.

КЮАР КОД

Приложение 1

План мероприятий по программе «Профнавигатор»

1 этап 2 полугодие 2018-2019 уч.г.

Сроки

Мероприятия

Участники

Январь

-Анкетирование родителей «Определение степени участия родителей в профессиональном определении детей»

-Родительское собрание «Ранняя профориентация», «Интересы моего ребенка»

Родители 1-4 кл

Февраль

-Анкетирование родителей «Определение степени участия родителей в профессиональном определении детей»

-Родительское собрание «Билет в будущее»

Родители 5-8 кл

Март

-Анкетирование родителей «Определение степени участия родителей в профессиональном определении детей»

-Родительское собрание «Профессиональное самоопределение»,

Родители 9-11 кл

Апрель

-Родительский лекторий «Траектория профессионального самоопределения»

-Мониторинг профессионального самоопределения учащихся

Родители 1-11 кл

Май

-Субботники

-Индивидуальные консультации

-Мониторинг профессионального самоопределения учащихся

Родители, учащиеся 9-11 классов.

 

2 этап 2019-20 уч.г.

Сроки

Мероприятия

Участники

Сентябрь

-Трудовая практика

-Билет в будущее (регистрация, анкетирование)

-Элективные курсы «Мой выбор»

Родители, учащиеся 5-11 кл

Учащиеся 6-9 классов

Октябрь

 «Неделя профориентации»

-Деловая игра «Центр профориентации «PROFнавигатор»

-Мастер-классы родителей (по компетенциям)

-Встреча со студентами Якутского колледжа культуры и искусства.

-Тематический вечер «Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Родители, учащиеся 1-11 кл

Ноябрь

-Подготовка учащихся к соревнованиям Джуниор скиллс

-Тематические родительские собрания по профориентации (по классам)

-Встреча с улусным депутатом Киприяновым А.В. «Наше будущее – в руках каждого из нас», посвященный Году 300летия со дня рождения Софрона Сыранова, первого якутского депутата

Родители, учащиеся 1-11 кл.

Декабрь

-Мастер-класс по IТ-технологиям ГБПОУ «Покровский колледж»

-Профпробы для учащихся. Экскурсии ознакомительные

-Беседа преподавателей ГБПОУ «Покровский колледж» «Стань студентом колледжа»

-Родительский форум «Семья и школа: пути взаимодействия»

Родители, учащиеся 6-11 кл.

Январь

-«Мир профессий». Экскурсии на предприятия наслега

-Встречи со студентами, выпускниками школы.

-Участие в профпробах в «Кванториуме»

-Классные часы «Выбор профессии в современном мире»

-Профориентационная встреча с сотрудниками ГИБДД, ПДН «Специфика работы в правоохранительных органах»

Родители, учащиеся 1-11 кл

Февраль

-Круглый стол для отцов «А5а – дьиэ кэргэн тирэ5э» («Отец – оплот семьи»)

-Профориентационная беседа преподавателей Дальневосточного железнодорожного института г. Хабаровск.

-Обучение и подготовка по компетенциям Джуниор Скиллс ГБПОУ «Покровский колледж»

-Инд. консультации.

Родители, учащиеся 1-11 кл

Март

-«День СВФУ»

-Встреча со студентами, выпускниками школы.

«Мир профессий». Экскурсии на предприятия наслега

-Мастер-класс по IТ-технологиям ГБПОУ «Покровский колледж»

-Профпробы для учащихся.

Родители, учащиеся 1-11 кл

Апрель

-Конкурс «Yлэ кууhэ» («Сила труда»)

-Организация летнего отдыха учащихся

-Тематические родсобрания, педконсилиумы

-Индивидуальные консультации.

Родители, учащиеся 1-11 кл

Май

-Субботники

-Индивидуальные консультации

-Мониторинг профессионального самоопределения учащихся

Родители, учащиеся

 

3 этап 2020-21 уч.г.

Сроки

мероприятия

Участники

Сентябрь

-Трудовая практика

-Анкетирование родителей «Определение степени участия родителей в профессиональном определении детей»

-Тестирование для учащихся и родителей по проекту «Билет в будущее»

-Элективные курсы для 5 класса «Билет в будущее»

-Элективные курсы для 7 класса «Ориентир»

Родители, учащиеся 5-11 кл

Октябрь

Реализация программы ВАД «Мой выбор» (7-9 кл.)

-Родительское собрание «Ранняя профориентация», «Интересы моего ребенка»

-Классные часы «Профессии наших мам»

-Подготовка учащихся к соревнованиям Джуниор скиллс по компетенциям

Родители, учащиеся 1-11 кл

Ноябрь

«Неделя профориентации»:

-Деловая игра «Центр профориентации «PROFнавигатор»

 -«Мир профессий». Экскурсии на предприятия

-Родительский лекторий «Навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке 2019-2025»

-Конкурсы рисунков, сочинений «Моя будущая профессия» 

Родители, учащиеся 1-11 классов

Декабрь

-Профпробы для учащихся по проекту «Билет в будущее»

-Участие в соревнованиях Джуниор скиллс

-Конференция для родителей «Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии»

Родители, учащиеся 5-11 классов

Январь

-«Сотвори свое будущее». Встреча со студентами, выпускниками школы.

 -Индивидуальные консультации

Родители, учащиеся 5-11 классов

Февраль

-Деловая игра с родителями «Кадровый вопрос»

-Ток-шоу «Мужская профессия»

Родители, учащиеся 1-11 классов

Март

 -«Мир профессий». Экскурсии на предприятия наслега

— Мастер классы родителей «Радуга профессий»

-Игра «Город профессий» для учащихся 1-4 классов

Родители, учащиеся 1-11 классов

Апрель

  -Конкурс «Yлэ кууhэ» («Сила труда»)

-Читательская конференция «Профессии будущего»

 —Индивидуальные консультации

Родители, учащиеся 1-11 классов

Май

 -Субботники.

-«Профессии, которые мы выбираем». Защита проектов.

-Мониторинг профессионального самоопределения учащихся

-Тематический педсовет «Эффективные стратегии взаимодействия с детьми при выборе профессии». Анализ программы.

Родители, учащиеся 1-11 классов

 

                                                                                                            Приложение 2

Методы и формы работы в рамках реализации проекта

-участие родителей и учащихся в федеральном проекте ранней профориентации школьников «Билет в будущее» (анкетирование, профпробы, просмотр видеороликов):

-активизирующие профориентационные опросники и тесты;

-мастер-классы родителей;

-трудовое воспитание (субботники, тимуровские выходы);

-тематические родительские собрания; 

-организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога;

-классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;

-приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают учащиеся;

-встречи с выпускниками школы (студентами, специалистами);

-индивидуальная работа с родителями и учащимися, требующими особого отношения и внимания;

— деловые профориентационные игры.

                                                                                                                   Приложение 3

Резолюция родительского форума

  1. Распространить материалы конференции в АИС «Сетевой город образование», официальном сайте школы, социальных сетях.
  2. Активно использовать информационную рассылку по родительской базе, посредством привлечения ресурсов АИС «Сетевой город» и сайта школы.
  3. Подготовить предложения в адрес администрации школы об улучшении совместной системной работы с родителями и педагогами с привлечением общественных организаций наслега.
  4. Провести круглый стол (форсайт-сессию) для представителей общественных организаций наслега с целью разработки совместных проектов и общего плана системной работы с родителями и педагогами.
  5. Создать свою школьную команду (родители, педагоги, общественность) для инициирования и реализации совместных проектов по вовлечению родителей в образовательно-воспитательный процесс.

 

                                                                                                                          Приложение 4

Родительский форум «Семья и школа в фотографиях