Ранняя социализация детей в ДОУ пос. Мохсоголлох
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 8 «Аленушка» и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Золотая рыбка» расположены в пос. Мохсоголлох Хангалаского улуса Республики Саха (Якутия).
В пос. Мохсоголлох все семьи, имеющие детей в возрасте от 1,5 лет, имеют возможность устроить ребенка в детский сад. Вместе с тем, как свидетельствуют современные исследования, многие молодые матери к моменту достижения детьми полуторагодовалого возраста настолько устают от однообразия домашней жизни, хозяйственно-бытовых проблем, что оказываются не в состоянии обеспечивать полноценные условия для развития малышей. Ежегодно проводимый нами анализ особенностей адаптации поступающих в дошкольные учреждения детей показал, что многие из них оказываются не подготовленными к изменению жизненных условий, что осложняет протекание адаптационного периода. Строгий режим дня, новые требования к поведению, продолжительный контакт со сверстниками, сильная привязанность к матери и ее отсутствие создают стрессовую ситуацию и вызывают бурный протест ребенка, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Предварительный опрос родителей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение, показал, что родители хотят посещать со своими детьми учреждение эпизодически, нерегулярно, апеллируя к погодным, бытовым, финансовым и другим факторам.
Таким образом, в пос. Мохсоголлох актуальной на современном этапе развития дошкольного образования и вместе с тем значимой для развития детей и востребованной их родителями является организация на базе дошкольных образовательных учреждений адаптационных групп кратковременного пребывания для неорганизованных детей (в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет).
Материальные и кадровые условия, имеющиеся в ЦРР «Аленушка» и в детском саду «Золотая рыбка», позволяют предоставлять необходимые услуги для большинства семей, нуждающихся в адаптационных группах кратковременного пребывания.
Вместе с мамой
Из опыта работы МАДОУ «ЦРР — Д/с № 8 «Аленушка»
Накопленный педагогами МАДОУ «ЦРР — Д/с № 8 «Аленушка» опыт работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и их родителями позволил нам разработать и апробировать новую модель адаптационной группы для неорганизованных детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет, предусматривающую в соответствии с запросами родителей посещение детского сада, обеспечивающее постепенное расширение круга его социальных связей и его подготовку к последующему поступлению в детский сад.
К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы. С февраля 2016 года мы начали решать данную проблему путём освоения инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей. Разработали проект «Вместе с мамой», с которым приняли участие в улусном конкурсе «Центр развития. Точки роста в сфере образования». Наш проект был удостоен Диплома I степени, и уже с апреля 2016 года начала функционировать адаптационная группа «Вместе с мамой» как для посещающих дошкольное образовательное учреждение детей в возрасте с 6 месяцев до 1,5 лет, так и для неорганизованных.
Новизна нашей практики заключается в новом взгляде на процесс адаптации детей. Подготовка к посещению дошкольного учреждения способствует повышению педагогических компетенций у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.
Целью практики является содействие процессу социализации воспитанников через разработку и апробацию организационных и содержательных аспектов функционирования адаптационной группы, создаваемой на базе дошкольного учреждения для неорганизованных детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет, что, предположительно, позволит увеличить охват семей, воспитывающих детей раннего возраста.
Адаптационная группа предусматривает совместное с родителями пребывание детей. Присутствие близких взрослых обеспечивает ребенку сохранение эмоционально комфортного состояния в новой среде и возможность ее постепенного освоения, соответствующего индивидуальным особенностям. Совместное обучение в играх вместе с мамой (или папой) дает ребенку чувство спокойствия и защищенности, адаптация к новой обстановке и «согруппникам» проходит более комфортно и безболезненно. Модель адаптационной группы базируется на принципе посещения группы в удобное для родителей время. Предполагается совместное пребывание в группе детей и родителей в течение небольшого отрезка времени (до 30 минут) в соответствии с установленным графиком (два раза в неделю в точно указанное время). Группы имеют стабильный состав, комплектуются по одновозрастному принципу из расчета от 6 до 10 семейных пар в группе. Группа функционирует в помещении кабинета педагога-психолога.
Отличительной особенностью программы «Вместе с мамой» является выделение и содержательное наполнение разнообразных видов действий, осуществляемых детьми и взрослыми. К ним относятся действия детей: двигательные (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения); предметные (с дидактическими игрушками и материалами); манипулятивные (с природными материалами); игровые (подвижная игра, строительно-конструктивная игра); изобразительно-продуктивные (рисование, лепка, аппликация); коммуникативные (общение с родителем, педагогом, детьми); действия родителей: двигательные (сопряженные с ребенком); учебные (целенаправленное освоение педагогических знаний и умений); педагогические (оказание помощи ребенку); рефлексивные (анализ и оценка собственных и детских действий); изобразительно-продуктивные (совместно с ребенком); коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, родителями).
Ступенчатый характер развития отношений ребенка с педагогами и детьми предопределяет как организационные, так и содержательные аспекты функционирования адаптационной группы. Сначала ребенок стремится постоянно быть рядом с родителем, на обращения педагога не отвечает, малоактивен в самостоятельной деятельности. На следующей ступени ребенок включается в совместную деятельность с участием других детей, но в общении пока остается малоинициативным. Родитель занимает позицию наблюдателя. Через некоторое время ребенок начинает выполнять указания педагога, обращаться к нему, вступать в общение с другими сотрудниками и детьми – социально-предметное окружение ребенка расширяется. На этапе взаимодействия с педагогами и детьми, проявления активности в самостоятельной деятельности, при спокойном расставании с родителями ребенок может пребывать в группе без родителей. Таким образом, в адаптационной группе создаются благоприятные условия для постепенного продвижения каждого воспитанника по рассматриваемым ступеням.
В качестве ведущей формы организации образовательного процесса предусматриваются игровые занятия. Дополнительно предусматривается организация развлечений для детей (1 раз в квартал), проведение организационного собрания (в начале года и по мере необходимости), осуществление индивидуальных и групповых консультаций для родителей.
Структура занятия является стабильной, но вариативной, обеспечивающей участникам – и детям, и взрослым – возможности инициирования событий. Занятие включает три части: организационную, основную и заключительную. Организационная часть занятия предусматривает приветствие педагогом родителя и ребенка; организацию двигательных и предметно-манипулятивных действий с учетом предпочтений ребенка (крупные мягкие игрушки, бизиборды, автодидактический стол); информирование родителей о задачах и содержании предстоящей деятельности; внесение игрового персонажа, привлечение к нему внимания детей, его рассматривание (обследование с участием разных анализаторов).
Основная часть занятия включает чтение потешки (стихотворения) о персонаже; организацию конструктивных действий (игровая мотивация, показ образца действия, совместно-раздельное конструирование детьми и родителями); музыкально-ритмические движения; дидактическое упражнение (речевое); организацию изобразительной деятельности – рисование (игровая мотивация, показ образца действия, совместно-раздельное рисование детьми и родителями); продолжение дидактического упражнения (речевое, сенсорное); организацию продуктивных действий – аппликации или лепки; музыкально-ритмические движения; повторное чтение потешки (стихотворения).
Заключительная часть занятия предусматривает уход игрового персонажа; организацию самостоятельной деятельности детей: в начале года – преимущественно активной двигательной (сухой бассейн, домик-палатка, крупные модули), в конце года – предметной и конструктивной (автодидактические игрушки, различные строительные наборы, соразмерные игрушки для обыгрывания); беседу с родителями на фоне самостоятельной деятельности детей, обсуждение достигнутых результатов, предложение родителям дидактических материалов, рекомендации по их использованию в домашних условиях. Родители получают консультации специалистов, медицинских работников по интересующим вопросам развития малыша.
Восьмилетний опыт работы адаптационной группы «Вместе с мамой» доказывает ее востребованность у населения пос. Мохсоголлох. Дети, мамы и папы с большим удовольствием посещают занятия. По мнению родителей, у малышей формируется положительное отношение к детскому саду, они легко и безболезненно проходят адаптацию, а взрослым удается сделать правильный выбор в пользу дошкольного учреждения, работа которого им хорошо знакома.
Таким образом, достигается главная цель практики – оказание помощи семье в обеспечении ранней социализации ребенка и его адаптации к условиям ДОУ.
В октябре 2019 года детский сад стал Дипломантом II степени улусного конкурса «Лучший консультативно-методический центр» (руководитель КМЦ – Е.С.Соколова). В январе 2020 года педагог-психолог Е.И.Болдыханова получила ГРАН-ПРИ и стала обладателем Хрустального Кубка за победу в республиканских Ксендзовских чтениях «Педагог дошкольной образовательной организации XXI века» за доклад «Реализация проекта «Вместе с мамой» как форма педагогической помощи родителям». В мае 2022 года опыт данной практики был представлен на Международном фестивале «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей» и удостоен диплома победителя III степени в номинации «Вместе с родителями».
М.А. Пышненко, заведующая
Е.С. Соколова, заместитель заведующей
Служба ранней помощи детям, не посещающим ДОУ
Из опыта работы МБДОУ № 9 «Золотая рыбка»
Важнейшим этапом в развитии ребёнка, периодом его приобщения к окружающему миру является ранний возраст. В настоящее время в дошкольных учреждениях повсеместно ведётся модернизация системы воспитания детей раннего возраста, определяются векторы развития работы с ними. Анализ современного положения свидетельствует о чрезвычайной важности активной социально-педагогической защиты и поддержки раннего детства.
С января 2015 года МБДОУ «Детский сад № 9 «Золотая рыбка» стала базовой стажировочной площадкой по теме: «Служба ранней помощи с детьми ОВЗ от года до трех лет». На основании договора о взаимоотношениях между Региональной стажировочной площадкой для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» МО РС (Я) и МБДОУ № 9 «Золотая рыбка» в детский сад было передано игровое оборудование, приобретённое в рамках деятельности Региональной стажировочной площадки. Данное оборудование включает развивающий материал, пазлы, конструкторы, логические блоки Дьенеша и большой набор материалов для упражнений в практической жизни.
Были разработаны нормативные документы: Проект о работе стажировочной площадки, Положение о службе ранней помощи, Рабочая программа работы по оказанию ранней помощи детям, не посещающим ДОУ.
В рамках экспериментальной работы по ранней социализации детей в 2016 году на базе детского сада была открыта группа кратковременного пребывания детей раннего возраста «Карапузики», которую стали посещать родители с малышами от 6 месяцев до 1,5 лет.
В процессе функционирования данной группы мы убедились, что на адаптацию малыша к детскому саду положительное влияние оказывают правильная организация воспитательно-образовательной работы с детьми (их родителями) и уровень социализации ребенка. Образовательный процесс в данной группе включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
Группу кратковременного пребывания дети посещают в течение учебного года (с сентября по май), 2 раза в неделю по 1,5-2 часа вместе с мамой или папой. Воспитательно-образовательная работа с малышами строится с использованием методики Марии Монтессори. Автор методики – итальянский врач Мария Монтессори, которая разработала свою педагогическую систему в начале XX-го века, и с тех пор она применяется по всему миру. Главный принцип методики – индивидуальное и уважительное отношение к развитию ребенка в раннем возрасте: детей не воспитывают и не обучают – за ними наблюдают, чтобы определить собственные интересы и стремления ребенка. Метод Монтессори основывается на том, что ребенок по своей природе заинтересован в освоении окружающего мира и развитии собственного мышления. А роль взрослого – не ограничить его в этом.
В нашем детском саду открыт кабинет, оснащенный необходимым оборудованием по методике Монтессори, создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Здесь имеется несколько разделов: 1) зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания; 2) зона сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания; 3) математическая зона. Каждый ребенок сам решает, в какую зону ему хочется пойти сегодня. Таким образом, мы предоставляем детям возможность выбирать себе занятие самостоятельно, заниматься с теми материалами, с которыми им в данный момент хочется играть, доверяясь природе ребенка.
Приемы и методы работы с малышами, которые мы используем, – это совместные со взрослыми игры и манипуляции. Мамы и папы с удовольствием включаются в совместные игры, занятия, вместе с детьми учатся правильно использовать игрушки, предметы, игровое пространство. Каждый малыш учится видеть и ценить собственные достижения, гордиться своими маленькими успехами возможность.
Раннее развитие детей – это важный и очень тонкий процесс, который стимулирует интерес к самостоятельной игровой деятельности, общению и познанию окружающего мира. Каждое занятие в группе «Карапузики» включает в себя короткие коллективные занятия – «круги». Их содержанием могут быть ритуалы приветствия, короткие детские песенки, пальчиковые игры, сказки с персонажами кукольного театра, музицирование с использованием простых музыкальных инструментов: погремушек, колокольчиков, ложек, бубнов, и т.п. На занятиях с малышами широко используются кубики с картинками, сортеры, пирамидки, игрушки со шнуровкой, вкладыши. Детям очень нравится играть с песком и водой, переливая её в различные ёмкости. Настенные бизиборды с дверцами, шариками, поворотными цветными кубиками развивают крупную и мелкую моторику рук. Ребенок активно копирует действия взрослых («разговаривает по телефону», «варит кашу», как мама, или подметает пол), тем самым приобретая новые навыки. Психомоторное развитие напрямую связано с речевым, поэтому все свои действия мы обязательно проговариваем.
Большое значение уделяется социально-педагогической работе с семьей, которая предполагает активное включение родителей в организацию образовательного процесса и в сам педагогический процесс: мы обучаем родителей формам развивающего взаимодействия с детьми, оказываем им консультативную помощь по вопросам воспитания и образования детей. Традиционными стали совместные досуговые мероприятия: «Осенние развлечения», Новогодние праздники, Дни рождения малышей – «Годовасики».
Адаптационная группа для малышей, не посещающих детский сад, стала инновационной и перспективной моделью дошкольного образования, позволяющей обеспечить успешную социализацию детей раннего возраста и удовлетворить потребности родителей детей раннего возраста в адаптации к условиям дошкольного учреждения.. Позитивным результатом данной практики является увеличение количества детей, имеющих лёгкую степень ранней социализации и адаптации к детскому саду, а так же удовлетворенность родителей работой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Результативность реализации данного проекта подтверждается также успешным участием нашего детского сада в различных конкурсах соответствующего направления: МБДОУ «Золотая рыбка» – победитель в номинации «Лучшее внедрение вариативных форм работы с детьми раннего возраста на селе» республиканского конкурса «Лучший сельский детский сад — 2020»; дипломант РЦ ПМСС РС (Я) «Лучший кабинет Службы ранней помощи в системе образования РС (Я)» республиканского конкурса кабинетов Службы ранней помощи, 2022 год; лауреат Всероссийского смотра-конкурса кабинетов психолого-педагогической и логопедической службы «Развитие и саморазвитие участников образовательных отношений в условиях вызовов современности» (2023, г. Казань).
С.Г. Мясникова, педагог-психолог
МБДОУ «Золотая рыбка»