Сельский краеведческий музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Проект патриотического воспитания МБДОУ «Детский сад № 25 «Туллукчаан»                           

 

            Детство – каждодневное открытие мира, и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

 В.А.Сухомлинский

        Автор проекта: А.Н.Лебедева, воспитатель

        Тип проекта: информационно-творческий, образовательно-воспитательный

        Участники проекта:

  • воспитанники старшей группы детского сада «Туллукчаан»;
  • педагоги;
  • работники краеведческого музея «Самыртай»;
  • родители.

        Цель проекта: создание системы работы по формированию и развитию у дошкольников патриотических  качеств:  любви к семье, дому, родному селу, Родине, уважения к истории и культуре родного края через средства музейной педагогики.

        Задачи проекта:

  • формировать у детей представления о таких понятиях, как: «родина», «родной край, «патриотизм»;
  • воспитывать любовь к семье, родному дому, селу, малой Родине;
  • знакомить детей с боевым и трудовым подвигом старших поколений, односельчан;
  • развивать интерес к истории родного края через взаимодействие с сельским краеведческим музеем «Самыртай»
  • вовлекать родителей в совместную деятельность по патриотическому воспитанию детей.

  Сроки реализации проекта: сентябрь 2009 г. — май 2011 г.

  Ожидаемые результаты:

  • педагоги  получат возможность для повышения своего профессионального уровня и обогащения педагогической копилки;
  • родители получат возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания детей;
  • у детей сформируются положительные нравственно-патриотические качества, интерес и любовь к родному краю, гордость за свое село и его жителей;
  • сельский краеведческий музей «Самыртай» получит опыт работы с детьми дошкольного возраста, расширит круг своих посетителей.

 Актуальность проекта

        Актуальность данного проекта очевидна, так как в современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.  Постановления Правительства РФ, Министерства просвещения и науки, ФГОС ДО  нацеливают учреждения образования на новый уровень, который предусматривает воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения.

        Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности, поэтому важно начинать работу по патриотическому воспитанию детей именно с дошкольного возраста.  

        Изучив опыт работы других детских садов, соответствующую методическую литературу, мы пришли к выводу, что позитивную роль в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста играют музеи, являющиеся символами национального самосознания, национальной гордости и культурного наследия нации, содействующие формированию системы нравственно-ценностных ориентиров ребенка через приобщение его к историческим и культурологическим ценностям своего народа.

        Включение музейной педагогики в образовательно-воспитательное пространство детского сада является стержнем, соединяющим детский сад и музей.

        Нам очень повезло, что в нашем селе Кердем есть прекрасный сельский музей, представляющий собой локальный этнокультурный комплекс, известный не только в Хангаласском улусе, но и за его пределами своей целенаправленной деятельностью по  сохранению материального и нематериального культурного наследия народа саха.

        Все это послужило основой для разработки и реализации проекта «Сельский краеведческий музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста», который реализовывался  в 2009 — 2011 гг.  

                                     

Содержание работы по реализации проекта

 

        Для начала мы разработали программу «Родной край», опираясь на методики Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», И.В.Булатова «Музейная педагогика в ДОУ» и Г.В.Власова «Краеведение в системе дошкольного воспитания». Позднее программа переросла в полноценный проект, который включает систему работы детского сада по патриотическому воспитанию детей и план совместной работы с музеем: проведение экскурсий, тематических занятий, игр, викторин, бесед в музее, ознакомление с экспозициями и экспонатами музея, самостоятельную творческую работу детей (рисунки, поделки, открытки по теме музея),  посещение музея с семьей и др.

        В начале реализации проекта в целях выявления уровня знаний детей о родном крае

было проведено анкетирование детей по теме «Мой родной край» (см. Приложение 1). Выяснилось, что дети испытывают особые трудности в вопросах, относящихся к  истории родного села и культуре своего народа. Чтобы сформировать у детей начальные знания о родном селе, улусе, республике, представления о традициях и культуре народа саха, мы разработали тематику занятий, куда включили наиболее интересные и доступные для понимания детей темы: «Родное село Күөрдэм», «Животный мир моего края». «Моя родословная», «Символика Хангаласского улуса», «Край мой родной Якутия» «Знаменитые люди моего села», «Мой дедушка – охотник»  и др. (см. Приложение).

        Одним из важных составляющих проекта по патриотическому воспитанию стали экскурсии в сельский музей «Самыртай». Занятия в музее продолжались 25 минут. Чтобы не утомлять детей, на каждом занятии, проводимом в музее, мы выбирали один тематический раздел. Научный сотрудник музея М.И.Захарова с энтузиазмом, творчески подходила к работе с дошколятами: рассказывая детям об истории создания музея, экспозициях и экспонатах, она часто обращалась к ним вопросами, чтобы активизировать их внимание и интерес, побудить их к живому общению. После каждой экскурсии дети своими словами рассказывали о том, что нового они узнали, что особенно заинтересовало их в музее; говорили о своих впечатлениях, рисовали понравившиеся экспонаты. Отрадно, что после посещений музея дети просили родных снова и снова отвести их туда.

        В процессе походов в музей дети были ознакомлены с разделами: «Природа родного края», «Быт наших предков», «Знаменитые люди нашего села», «Наши ветераны», «Хангаласский улус», «История нашего села», «Выставка умельцев нашего села».

        Больше всего детям нравятся природные экспозиции (чучела животных, птиц), этнографические экспозиции (предметы быта, костюмы, оружие), манекен ойууна (шамана), маленький фонтан, макет водопада «Күрүлүүр». Им было интересно знакомиться со старинными вещами, предметами, утварью, которыми пользовались еще предки их родителей,  и, конечно, с предназначениями этих вещей.

        В отделе «Знаменитые люди нашего села» были осмотрены изделия, изготовленные народным мастером А.Н.Киприяновой, книги краеведа Е.Л.Яковлева, стенды, посвященные ветеранам войны и тыла. С интересом дети слушали рассказ экскурсовода о спортивных достижениях знаменитого земляка, олимпийца Леонида Спиридонова, министра спорта Республики Саха (Якутия).

         Рассматривая экспозицию «Наши ветераны», дети с радостью узнавали на фотографиях своих бабушек, дедушек, и это вызывало у них гордость тем, что, оказывается, их родные – известные личности.

        Занятия в музее проводились с периодичностью 2-3 раза в месяц. Остальное время работа по патриотическому воспитанию велась в детском саду. Для этого имеется соответствующая предметно-пространственная среда: создан мини музей «Түмэл». оформлена «Фольклорная комната», экспонаты которых используются детьми в самостоятельной продуктивной деятельности, а педагогами – для проведения творческих занятий и театрализованных игр. В рисовании, лепке постоянно используется тема музея, исторических достопримечательностей села.

Заключение

        Таким образом, использование музейной педагогики в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста — это оптимальная, инновационная и перспективная  методика, которая должна занять достойное место в системе дошкольного образования.   

        Реализация проекта «Сельский краеведческий музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» позволила значительно расширить знания детей о родном крае, повысить  активность, любознательность  детей, развить их творческое мышление, сформировать стойкий познавательный интерес и любовь к своей малой родине, гордость за ее историческое прошлое и настоящее.

        Анкетирование, проведенное по завершении проекта, и конкурс «Моя родная земля»   показали, что уровень знаний детей о родной республике, улусе, селе значительно расширился: дети знают точные названия, символику Якутии, Хангаласского улуса, достопримечательности и известных людей родного села; названия населенных пунктов улуса; имеют начальное представление о культуре, некоторых традициях и обычаях народа саха, памятных местах, животном и растительном мире хангаласской земли; понимают необходимость бережного отношения к природе, окружающему миру.  

        В настоящее время проект продолжается в формате кружка «Родной край» (см. Приложение 2).

          Опыт работы по реализации проекта «Сельский краеведческий музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» систематизирован, обобщен и распространен на улусном семинаре педагогов дошкольного образования.

                                                                                               

                                                                                     В.Е.Карамзина, ст. воспитатель МБДОУ

                                                        «Детский сад № 25 «Туллукчаан» 

 

 

                                                                                                                    Приложение 1

      Анкета по теме «Мой родной край»

  1. В какой стране мы живем? (В России)
  2. Знаете ли вы имена президентов нашей страны и республики?
  3. Как называется наша республика?
  4. Как называется наш улус?
  5. Как называется центр улуса?
  6. На какой реке расположен наш улус?
  7. Как называется наше село?
  8. Знаете ли вы достопримечательности нашего села?
  9. Как называется церковь в нашем селе?
  10. Знаете ли вы улицы нашего села?
  11. Как зовут главу нашего наслега?
  12. Назовите знаменитых людей нашего села.

                                                                                                                                Приложение 2

Тематика занятий кружка «Родной край»

  1. «Здравствуй, музей». Ознакомление детей с музеем и сотрудниками.
  2. «Николаевская церковь». Экскурсия в культурно- исторический памятник села.
  3. «Родное село Күөрдэм». Улицы и здания села, занятие односельчан, красивейшие места малой родины. Экскурсия по селу.
  4. «Животный мир моего края». Экскурсия в музей. Знакомство с охотничьими предметами, с экспонатами животного мира. Фотографирование, беседа, дидактические игры.
  5. «Якутское народно-прикладное искусство». Беседа.
  6. «Мой дедушка – охотник». Рассказ охотника про промысел. Рассматривание изделий из шкур и меха животных. Выставка поделок из природного материала.
  7. «Хангаласский улус». Знакомство детей с понятиями: улус, район, центр района, исторические названия района. Рассматривание карты района. Знакомство с гербом улуса, с центральным городом, названиями поселений, особо охраняемыми местами улуса. Знакомство с величественной рекой Леной.
  8. «Край мой родной — моя Якутия» Рассматривание географической карты Якутии. Знакомство с гербом, флагом, гимном республики Саха.
  9. «Наша Родина – Россия». Рассматривание карты России. Знакомство с гербом, флагом, гимном России.
  10. «Мы все — жители одной планеты — Земля». Знакомство детей с географией Земли; с жителями разных стран и народностей.
  11. «Знаешь ли ты свою Родину?» Викторина для детей и родителей.
  12. «Якутская утварь» Знакомство детей со старинной посудой якутов. Выставка посуды из бересты и дерева.
  13. «Моя родословная». Беседа о родословной семьи. Для чего нам нужно знать родословную? Рассказ детей о своей семье.
  14. «Знаменитые люди моего села». Знакомство с жизнью и творчеством деятеля культуры Сидоровой А.П., олимпийцем Спиридоновым Л.Н., с ученым — биологом Сидоровым Б.И., артистом театра и кино Петровым С.С.
  15. «Якутская лошадь». Знакомство с экспонатом музея.   Беседа о якутской  лошади, рассматривание атрибутов.
  16. «Любовь к родной земле». Конкурс — закрепление пройденного.
  17. «Жизнь и быт наших предков» Экскурсия в музей.
  18. Знакомство с народной мастерицей Киприяновой А.Н. Рассматривание экспозиций выставки якутской утвари из бересты.
  19. «Нагрудное украшение в национальном стиле» рассматривание и знакомство с женским нагрудным украшением из разных материалов.
  20. «Ветераны войны и труда». Рассматривание экспозиций в музее. Знакомство с родными — участниками ВОВ. Посещение на дому ветеранов труда и тыла нашего села. Слушание рассказов, исполнение песен и поздравления ветеранам.
  21. Викторина «Что? Где? Когда?».