Театральная студия «Сир симэҕэ» как средство всестороннего развития дошкольников
Проект МДОУ — ЦРР д/с № 33 «Чуораанчык»
Авторы проекта: О.В.Анисимова, заведующая детским садом; Т.Е.Громова, педагог дополнительного образования.
Цель проекта: содействие всестороннему развитию детей через театральную деятельность.
Задачи проекта:
- заключение договора с дизайн-студией «Уран Саха» на оформление и обустройство театральной студии;
- создание предметно-пространственной среды для театральной студии;
- повышение интереса воспитанников к театральному искусству;
- обучение детей азам актерского мастерства;
- овладение детьми навыками общения и коллективного творчества;
- развитие речи детей, обогащение их словарного запаса;
- раскрытие духовного и творческого потенциала детей.
Сроки реализации проекта: 2018- 2023 годы.
Введение
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Доступный вид искусства для детей – театр. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить, так как она, как и музыка, рисование, лепка, решает многие актуальные педагогические задачи: развивает речь, мыслительные, творческие способности детей, их воображение, фантазию, эмоциональную сферу, обогащает их внутренний, духовный мир, прививает коммуникативные навыки, улучшает моторику, координацию целенаправленность движений, – другими словами, содействует всестороннему развитию ребенка.
Исходя из этого, было решено создать в нашем детском саду театральную студию. Был разработан проект «Театральная студия «Сир симэҕэ» как средство всестороннего развития дошкольников». Название выбрали, исходя из того, что дети, как и цветы, украшают нашу жизнь, расцвечивают ее яркой палитрой красок.
Далее было решено переоборудовать складское помещение под театральную студию и выделить ставку педагога дополнительного образования по театральной деятельности. Сказано – сделано. К работе по оформлению помещения под студию была привлечена известная в республике дизайн-студия «Уран Саха».
Основное содержание проводимой работы
Мечта осуществилась в апреле 2019 г. – появилось отдельное помещение для театра. И работа театральной студии продолжилась на качественно новом уровне.
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая их среда должна отвечать их интересам, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Она должна быть уютной, комфортной, увлекательной. Театрализованная деятельность как нельзя более полно отвечает этим запросам.
Дети познают азы театрального искусства под руководством Т.Е.Громовой педагог допобр. Музыкальный руководитель театра – О.Н.Третьякова. В основу театральной деятельности легла технология М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду». Данная технология ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка.
В театральной студии занимаются дети старшего дошкольного возраста. В этом году их 28. Для них проводятся практические занятия, которые включают в себя различные творческие игры, упражнения, театральные этюды, игры драматизации. Работа строится по следующим направлениям:
— театрализованные игры (актерское мастерство);
— ритмопластика (сценическое движение);
— культура и техника речи (сценическая речь);
— основы театральной культуры (знакомство с театром).
Очень важная составляющая работы – выбор репертуара. Он должен подходить по возрасту детям, обязательно иметь воспитательно-образовательную ценность. Структура инсценировки, спектакля должна состоять из пролога, проблемы, конфликта — кульминации, решения проблемы и итога. Концовка должна быть светлой, радостной, запоминающейся. При выборе репертуара руководители студии обязательно учитывают эти моменты.
В репертуаре театральной студии есть инсценировки по сказкам разных народов: по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», по украинской сказке «Колосок», по африканской сказке «Почему заяц спит с открытыми глазами», по японской сказке «Волшебный колпак» («Айылҕа ийэҕин харыстаа»), по французской сказке «О храбром зайце», инсценировка на английском языке «Три поросенка» и другие.
Своеобразной вершиной исполнительского мастерства юных актеров, если можно так выразиться, стала постановка «Хомпоруун хотой» по «Сказке о мудром орленке», посвященная 80-летнему юбилею Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева. Позднее с этой постановкой мы неоднократно выступали на различных торжественных мероприятиях улусного уровня.
Большое значение для успешности театральных постановок имеют декорация и реквизиты. Все должно быть эстетично, соответствовать содержанию, стране, времени года, народу, быту того времени. Это тем более важно, что в репертуаре нашей театральной студии много инсценировок по мотивам сказок разных народов. При смене декорации используются различные сценографии: например, вместо сказочницы могут быть сквозные герои, которые по ходу спектакля меняют декорации. Исходя из этого, реквизиты делаем многофункциональными, мобильными и по весу легкими. Например, в инсценировке «О храбром зайце» реквизитами были одни легкие скамейки, и в каждом эпизоде они менялись (фотодом, забор, рынок, сад, лес, колодец).
Особое внимание уделяем пошиву костюмов и изготовлению атрибутики, исходя из сказки, которая легла в основу постановки: делаем эскизы, выбираем ткани и материалы, к пошиву костюмов привлекаем мам, для изготовления реквизитов и атрибутики по мере необходимости обращаемся за помощью к отцам.
Затем начинается основная и самая увлекательная работа: распределение ролей: главных, эпизодических и массовых – и подготовка к постановкам: заучивание детьми ролей, репетиции. Стараемся задействовать всех детей, занимающихся в студии. Большое внимание уделяем музыкальному оформлению. К каждому спектаклю делаем красочную программку.
Результативность проекта
За годы реализации проекта мы убедились, что каждый ребенок талантлив изначально и театральная деятельность дает возможность выявить в ребенке и развить его способности и таланты.
Жизнь детей, занимающихся в студии «Сир симэҕэ», стала намного интересней и содержательней, наполненной яркими и радостными событиями. Им нравится атмосфера сказки, праздника, волшебства, которая царит на сцене во время репетиций, инсценировок и спектаклей. Студийцы с удовольствием готовятся к выступлениям, с нетерпением ждут их.
За время занятий в студии дети стали более уверенными в себе, внимательными друг к другу, открытыми общительными, их речь стала более богатой, выразительной и эмоциональной, повысилась их самооценка.
В каких бы конкурсах ни участвовали наши юные актеры – они всегда победители.
2018 год – абсолютные победители улусного конкурса театральных студий «Малая сцена» с постановкой «Хомпоруун хотой»; Эрсан Григорьев — победитель в номинации «Лучшая мужская роль»; Гран-При I-го Республиканского конкурса театрального искусства «Маленький принц».
2019 год – I место в номинации «Лучший спектакль» на VI Республиканском фестивале дошкольных театральных коллективов «Синяя птица» с постановкой «Айылҕа ийэҕин харыстаа».
2021 год – лауреаты I степени улусного фестиваля-конкурса театральных постановок по сказкам Братьев Гримм среди воспитанников ДОУ «Кыһыл бэргэһэчээн». Лауреаты II степени улусного конкурса театральных студий «Амплуа»; Айыллаана Слепцова признана лучшей исполнительницей роли в номинации «Спектакль».
2022 год — I место на IX Республиканском фестивале дошкольных театральных коллективов «Синяя птица» с постановкой по мотивам французской народной сказки «О храбром зайце». Лауреаты I степени улусного конкурса «Живое слово» в рамках фестиваля «Театральные встречи» в номинации «Народный театр». Лауреаты I степени республиканского конкурса искусства «Маленький принц».
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о позитивном влиянии театральной деятельности студии «Сир симэҕэ» на всестороннее развитие детей.
В перспективе есть планы на продолжение проекта.
О.В.Анисимова, заведующая МБДОУ —
ЦРР д/с № 33 «Чуораанчык»