Взаимодействие детского сада и семьи в реализации проекта «В стране красивой речи»

Проект дошкольной группы  «Туллукчаан» МБОУ «Октемская СОШ им. П.И. Шадрина»

 

        Авторы проекта: Л.Н. Птицына, И.Д. Андреева, воспитатели

        Участники проекта:

  • воспитанники ДОУ;
  • педагоги;
  • логопед;
  • психолог
  • родители.

        Цель проекта: создание единого пространства «Родитель-Ребенок-Педагог» по речевому развитию детей дошкольного возраста; повышение родительской компетентности в вопросах развития связной речи детей.

        Задачи проекта:

— научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, связно выражать свои мысли в устной речи;

— сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работе по развитию речи детей;

— обогатить речевую развивающую среду в ДОУ дидактическим и игровым материалом;

— ознакомить детей с детской литературой, соответствующей возрасту.

        Сроки реализации проекта: с октября 2016 г. по апрель 2020 г.

 

Введение

        XXI век – век компьютерных технологий. Сегодня у детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Такие дети отличаются неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью, часто отвлекаются, плохо адаптируются к школе из-за недостаточной сформированности речи.

        Согласно данным логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Причиной этого служат изменения в окружающем мире, в методах воспитания в семье, снижение качества общения между детьми и взрослыми вследствие высокой занятости родителей бытовыми и финансовыми проблемами.

Актуальность проекта

        ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и  связно выражать свои мысли и желания. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это развитие коммуникативных способностей, овладение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

        Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И.Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей, особое внимание уделяя тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…».

        Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников побудили нас к созданию проекта, направленного на усиление работы по формированию связной речи детей через совместную целенаправленную деятельность педагогов и родителей в этой области.

Подготовительная работа

        Подготовительный этап реализации проекта состоял из следующих структурных элементов:

— составление паспорта проекта;

— разработка дорожной карты проекта;

— изучение методической литературы по теме проекта;

— подбор игрового и дидактического материала для реализации проекта,

— выбор художественных произведений для чтения, аудиозаписей;

— разработка конспектов занятий, тематических бесед; составление картотеки игр;

— ознакомление родителей с целями и задачами проекта;

— анкетирование родителей с целью определения оценки родителями уровня речевого 

  своего ребенка;

— подготовка памяток, рекомендаций в помощь родителям.

 

Содержание работы по реализации проекта

        На основном этапе реализации проекта работа по развитию речи детей проводилась с применением здоровьесберегающих технологий, мнемотехники, ТРИЗ-технологии и технологии проектной деятельности.

……..Практика работы с детьми показывает, что в их речи существует множество проблем:

— односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

— недостаточный словарный запас;

— употребление нелитературных слов и выражений;

— неумение строить диалогическую речь;

— неумение строить монолог;

— неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

— плохая дикция.

        Круг общения ребенка расширяется с того момента, когда он переступает порог детского сада. Первой задачей, которую мы поставили перед собой, стало вовлечение детей в живое общение с педагогом и друг с другом. Доброжелательный тон воспитателя, радушное приветствие, заинтересованность самочувствием и настроением ребенка, живое участие в его маленьких проблемах – вот методы, которые помогают вызвать у ребенка желание общаться и участвовать в непринужденной беседе. Для этого благоприятны утренние часы. Именно в это время мы планируем и проводим ситуативные беседы. Их тематика различна но в большинстве случаев соответствует лексической теме недели, например, «Домашние и дикие животные», «В гостях у сказки», «Баай Байанай», «Төрөөбүт тылбыт» и др.  

        Прием «вопрос-ответ», который мы используем, предполагает доступность, конкретность поставленных педагогом вопросов. С одним ребенком совершенствуем умение вести диалог, с другим – упражняемся в грамматически верном построении предложений, с третьим – активизируем словарь по лексической теме, также проводим различные упражнения для артикуляции и правильного дыхания (с применением здоровьесберегающих технологий) и т.д.

        Важнейшим средством развития разговорной речи, благотворно влияющим на развитие ребенка, в том числе на речевое, мы считаем чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей: малых форм фольклора, прозаических и поэтических произведений. Эту работу мы проводим во второй половине дня. Художественный текст выступает эталоном правильного литературного языка, обогащает словарный запас детей различными языковыми средствами.

        Также мы предлагаем детям такие игры, как «Подбери рифму к словам», «Закончи предложение», «Составь предложение по картинке», «Скажи наоборот», «Сочини сказку по данному началу», «Угадай, что я загадала» и игру «Данетка» по технология ТРИЗ и др. Детям нравятся эти игры: большинство воспитанников через несколько занятий начинают легко справляться с заданиями. Например, игра «Придумай концовку сказки» вначале вызывала у детей затруднение, но со временем дети с удовольствием стали сочинять добрые концовки сказок. По нашей рекомендации родители стали практиковать проведение таких игр дома. Каждодневное чтение художественной литературы в детском саду и дома с родителями дали ощутимые плоды: у детей сформировался интерес к литературе, стали ближе и теплее взаимоотношения детей и родителей.

        Интересным форматом совместной деятельности педагогов и родителей в рамках реализации проекта «В стране красивой речи» стали мастер-классы, на которых дети вместе с родителями создавали «Книжки-малышки», украшали их своими рисунками, раскрашивали, а в конце мастер-класса рассказывали, о чем эта книжка. Так, дети своими руками сделали «Книгу сказок», «Шкатулку сказок», книжку «Сочини стишок на звук…» и «Альбом по звукопроизношению на якутском языке».

        В рамках реализации проекта дети также участвовали в тематических развлечениях, викторинах «Узнай героя сказки», «Мой любимый поэт», в конкурсах «Аман өс» и т.д.

        У современных детей очень развито наглядно-образное (клиповое) мышление, поэтому при разучивании стихотворений, пересказах прочитанного активно применяем метод мнемотехники. Использование мнемотаблиц помогает развивать зрительную и слуховую память, внимание, развивает речь детей. Например: елочка (какая?) – колючая (рисуем елку и ежа). При описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины; действий с предметом. Этот прием эффективно использовать в работе с загадками, кроссвордами, ребусами, а также при составлении описательных рассказов по схемам и мнемотаблицам.

        Успешному развитию разговорной речи способствует также театрализованная деятельность. В играх-драматизациях, инсценировках небольших произведений мы развиваем не только диалогическую и монологическую речь детей, но и формируем и пополняем их словарный запас, развиваем выразительность, эмоциональность речи. Этому содействовали инсценировки по мотивам русских народных сказок: средняя группа воспитанников представила сказку «Репка»; старшая группа – сказку «Колобок»; подготовительная группа – сказку «Теремок». Родители и педагоги приняли участие в развлечении «Вечер сказок»: поставили и показали кукольные, теневые, пальчиковые представления по мотивам сказок разных народов. В нашем репертуаре немало инсценировок, с которыми мы принимали успешное участие в улусных конкурсах театральных студий. Подготовка, репетиции, разучивание ролей, представление инсценировки на сцене – все это способствует развитию связной, выразительной речи детей.

        Развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей способствует также проектная деятельность, которая вовлекает детей в увлекательный мир  исследовательской, познавательной, игровой, творческой деятельности, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, расширяет свои знания об окружающей действительности, развивает свои умения и навыки.

        Проектная деятельность в практике работы нашего детского сада используется широко и, надо отметить, успешно. И если сначала лишь немногие родители включались в совместную с детьми и педагогами деятельность, а остальные предпочитали быть сторонними наблюдателями, ссылаясь на свою занятость, то постепенно все больше родителей стали вовлекаться в реализацию проектов, так как начинали понимать, что это дает им уникальную возможность помогать своему ребенку развиваться.

        Одним из самых ярких и результативных проектов стал совместный творческий проект «Байанай ыйа». Родители с детьми подготовили презентации на темы «Тыа кыыллара», «Булт тэрилэ», «Балык тэрилэ», «Байанай халандаара», а также приняли участие в тематической викторине и в организации выставки «Булт үөрүүтэ». 

        Следующим стал совместный проект «Мин төрүччүм»: дети с родителями подготовили и представили красочно оформленные генеалогические древа своих семей. 

        Познавательному, умственному, речевому развитию детей способствовали также проекты: «Мин дьиэм», «Мин сөбүлүүр кинигэм», «Мин иитэр кыылым», «Пчела – одна из семи сокровищ мира», «Мое будущее» (из конструктора LEGO) и др.  

        Традиционным форматом взаимодействия педагогов и родителей стало проведение совместной образовательной недели (СОН) «В стране красивой речи». В рамках этих недель силами педагогов и родителей проводились разнообразные по формату и содержанию мероприятия, направленные на развитие речи детей: игры (в том числе квест-игры, игры — путешествия по стране «Логопедляндия», игры звукоподражания «Эти разные звуки», «Наши руки и пальчики помогают говорить»), конкурсы «Аман өс», «Веселые загадки», выставки дидактических игр, презентации речевых уголков, консультации специалистов (психолога, логопеда), родительский всеобуч по речевому развитию и др.

Результативность проекта

        В результате реализации проекта обогатились содержание и формы работы педагогов по взаимодействию с родителями воспитанников не только в плане формирования речевой культуры дошкольников, но и в эффективном решении общих задач воспитания и обучения детей.

        Сформировался достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков детей: расширился их словарный запас, речь стала более грамотной, выразительной, эмоционально окрашенной. 75 % выпускников детского сада научились читать. Уровень подготовки выпускников ДОУ к школе был оценен учителем 1-го класса как достаточно высокий.

        Изменилась и позиция родителей по отношению к детскому саду: она стала более гибкой; родители стали активными участниками образовательного процесса и добровольными помощниками педагогов.

        Установились прочные связи ДОУ и школы в решении проблем преемственности между дошкольным и начальным образованием.

        Результативность реализации данного проекта подтверждается также успешным участием ДОУ различных конкурсах. В 2020 году проект «В стране красивой речи» стал победителем улусного конкурса «Программы и проекты родительского просвещения гуманитарной тематики», участником IV-го Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями «Лучшие традиции детско-родительских мероприятий». Опыт реализации проекта освещен в журнале «Хангаласское образование» (декабрь, 2021 г.), в республиканском электронном информационном издании «Педагоги Якутии».

        С завершением проекта работа по развитию речи детей продолжается в повседневной деятельности ДОУ в тесном взаимодействии с родителями.

                                                                               И.Д. Андреева, воспитатель

                                                                               дошкольной группы «Туллукчаан»