Использование и упражнений по скорочтению для развития техники чтения дошкольников
Автор проекта: учитель-логопед: А.С.Сокольникова.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 уч.г.
Основные этапы проекта:
I этап — подготовительный этап.
II этап — основной (практический) этап.
III этап — заключительный этап.
Актуальность проекта. Большинство детей сейчас не читают книги. Эта проблема волнует не только социологов, психологов, педагогов, но и родителей. Интерес к чтению книг упал по многим причинам. Одной из причин является то, что дети медленно читают и не понимают прочитанное. Потому что читать книги при низкой технике чтения, — это не столько удовольствие, сколько и мука.
Ребёнок, который не понимает прочитанное, испытывает большие затруднения и при учебе.
Цель проекта: совершенствование навыков чтения у дошкольников с помощью упражнений по скорочтению.
Задачи проекта:
— изучить причины медленного чтения;
— узнать больше о скорочтении, изучить литературу по данной теме;
— изучить и сравнить методики работы по скорочтению;
— апробировать упражнения по скорочтению в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
— провести стартовую и итоговую диагностики по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения.
Ожидаемый результат проекта: к завершению проекта дети должны научиться:
— следовать правилам чтения (следить глазами за строчкой, охватывать взглядом как можно больше слов, читать слова целиком, без повторов, делать необходимые паузы и пр.);
— читать без внешней опоры (следить глазами за текстом);
— четко артикулировать звуки при чтении;
— управлять речевым дыханием при чтении;
— находить логические связи и отношения;
— запоминать достаточный объем информации зрительно;
— владеть навыком правильного, плавного чтения с оптимальной скоростью;
— проявлять стойкий интерес, положительное отношение к чтению.
Объект исследования: процесс обучения скорочтению детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние игр и упражнений по скорочтению на улучшение качества и скорости чтения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: систематичное применение упражнений скорочтения в образовательной деятельности приведет к тому, что у дошкольников улучшится техника чтения, тем самым повысится скорость и качество чтения.
Новизна: использование игр и упражнений по скорочтению в образовательном процессе
Методы исследования: сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение итогов работы, трансляция опыта на улусных семинарах работников ДОУ.
Введение
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации идет по нарастающей. Наши дети получают огромное количество информации через гаджеты и телевидение, но, к сожалению, не из книг. Конечно, им приходится читать, потому что этого требуют и время, и обстоятельства. Между тем чтение во все времена было и сейчас является важнейшим процессом для развития и обучения ребенка: именно через чтение он познает науки, познает мир.
Современные дети в этом отношении сильно отстают от ровесников советских времен. Другими словами, идет деградация навыков работы со сложной информацией, умения её анализировать и делать выводы. Про умение пересказывать текст и говорить не приходится. А именно эти навыки необходимо формировать у ребенка уже с дошкольного возраста.
Дети, охваченные данным проектом, уже имеют навыки чтения. Дело в том, что у нас, в МБДОУ-ЦРР д/с № 5 «Брусничка» третий год функционирует кружок «АБВГДЕйка», на занятиях которого дети обучаются раннему чтению. Мы стремимся к 100% — му охвату детей обучением раннему чтению по запросу и родителей, и учителей начального звена Покровской СОШ № 4, с которыми у нас тесные преемственные связи. Итак, детям по 6 лет, и они уже умеют читать, но в школу им еще рано. Есть два варианта пути развития:
- Оставить всё, как есть, мы и так внесли свою лепту в развитие детей — научили их читать
- Не останавливаться на достигнутом уровне, а развивать технику чтения дальше.
Мы пошли по второму пути и решили запустить проект на тему: «Использование игр и упражнений по скорочтению для улучшения техники чтения дошкольников». Одним словом, мы хотели по окончании нашего проекта убедиться в эффективности применения системы игр и упражнений по скорочтению или же, наоборот, опровергнуть эту гипотезу.
Хотелось бы подробнее остановиться на этапах нашего проекта. Во время подготовительного этапа мы, в первую очередь, изучили причины медленного чтения детей:
- Ребёнку сложно читать, когда на этапе изучения букв малыша заставляют зубрить весь алфавит по порядку. При этом он запоминает именно названия букв «бэ», «вэ», «гэ», а не звуки, которые они обозначают. Такой подход признан неэффективным, так как алфавитное чтение тормозит процесс быстрого чтения.
- Ребёнок может заменять буквы при чтении. Это связано с тем, что изначально буквы не были хорошо изучены — он их просто путает. Чаще всего дети путают буквы с похожим написанием или произношением: «б» и «в», «т» и «д», поэтому и прочитать могут по-разному.
- Иногда проблема заключается в том, что ребёнок не видит слова целиком и придумывает окончания. Обычно это происходит, когда читают длинные слова. Срабатывает смысловая догадка. Происходит это из-за узкого поля зрения.
- Нередко ребёнок теряет строчки или пропускает слова. Основная проблема в этом случае — невнимательность. В этом возрасте ещё недостаточно развито произвольное внимание, концентрация возможна лишь на 5–10 минут.
- Достаточно сложная проблема — регрессия, или возвратное чтение. По статистике, большинство людей теряют на регрессию до 60 % времени. От такой вредной привычки страдают как дети, так и взрослые. Она объясняется либо невнимательностью, либо непониманием прочитанного текста.
- Серьёзные сложности при формировании навыков чтения создаёт и низкий уровень восприятия. Здесь есть несколько причин. Одна из них — это маленький словарный запас. Кроме того, низкий уровень восприятия часто зависит от недостаточно хорошо развитой памяти и внимания.
- Плохо развитая подвижность органов речи также замедляет процесс скорочтения.
Что же такое скорочтение? Скорочтение — это навык, с помощью которого ребенок быстро читает и правильно воспринимает информацию из текста. То есть важно не только количество слов, прочитанных за определенный промежуток времени, а и понимание прочитанного.
Одним из важнейших задач в рамках проекта стал разбор методик по обучению скорочтению. Для этого мы ознакомились с работами ведущих авторов методик по обучению скорочтению для дошкольников. Среди них признанные авторитеты: Регина Лукманова – педагог скорочтения, имеет сеть авторских школ по скорочтению; Шамиль
Ахмадуллин – российский педагог и психолог, разработчик методик и автор ряда книг по эффективному развитию и обучению детей; Гюзель Абдулова – руководитель школы интеллектуального развития «Супермозг», автор № 1 по теме скорочтения в России.
Изучив и сравнив данные методики, мы выбрали методику Гюзель Абдуловой за основу реализации нашего проекта и, опираясь на нее, разработали рабочую программу дополнительного образования по обучению скорочтению. Срок реализации программы – 1 учебный год. Занятия проводятся в соответствии с расписанием занятий и годовым календарным графиком: 1 раз в неделю во второй половине дня. Основной формой работы с детьми изначально планировались подгрупповые занятия (состав подгруппы до 10 детей), продолжительность которых соответствует возрастным нормам. Длительность одного занятия в группе в соответствии с санитарными правилами и нормами составляет не более 30 минут. В занятия включены динамические паузы, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу – разграничить занятие на структурно — смысловые части.
В ходе реализации проекта подгрупповая форма работы была заменена на индивидуальную по ряду причин, среди которых основные: неравномерное освоение программы детьми в связи с пропусками занятий по разным причинам; неполноценный охват и недостаточная активизация каждого ребенка.
Прежде чем приступить к реализации проекта, мы провели контрольную диагностику техники чтения.
Реализация программы осуществлялась поэтапно, в соответствии с целями и задачами. Программа содержит 30 занятий, в которые включены задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыков чтения, а также упражнения со словами, предложениями, текстами, направленные на коррекцию и развитие непосредственно навыка чтения.
Большое значение для повышения эффективности обучения скорочтению имеют наглядные материалы. Мы применяем готовые таблицы, схемы, а также тексты для чтения с использованием мнемокартинок, тексты для хорового чтения и упражнения для всех видов памяти, внимания, мышления и воображения.
Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
- Упражнение на развитие дыхания.
- Работу со слоговыми таблицами.
- Работу с «Таблицами Шульте».
- Работу с текстом на время.
- Упражнение на развитие угла зрения.
- Упражнение на развитие зрительной памяти.
- Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
- Чтение зашумленных текстов, перевернутых текстов, полуприкрытых текстов.
Работа в рамках реализации проекта «Скорочтение» показала эффективность упражнений-тренажеров: карточек разноцветных: числа/буквы, большие и малые числа/буквы (прямой порядок) для развития скорости чтения; чтения с указкой, с линейкой, использования текста с решеткой, перевернутого текста для лучшего восприятия текста; клиновидной таблицы, таблицы Шульте на расширение угла зрения;
лабиринтов, анаграмм, струп-тестов, рисования двумя руками для развития мышления, памяти и восприятия.
Заключительный этап подразумевает собой подведение итогов нашего проекта. В конце 2022 — 2023 учебного года была проведена итоговая диагностика. Она показала, что у детей, во-первых, улучшилась техника чтения, повысился темп, и, что самое важное, дети стали понимать смысл прочитанного, могли ответить на вопросы по содержанию текста, а также с лёгкостью пересказать прочитанное.
Кроме этого, упражнения по скорочтению поспособствовали развитию таких психических процессов, как память, внимание, мышление. Мы убеждены, что реализация проекта «Использование упражнений по скорочтению для развития техники чтения дошкольников» помогла нам проводить в школу уверенных в себе, конкурентоспособных детей. Известно, что подготовленные к школе дети легко адаптируются к смене ведущей деятельности. А лёгкая адаптация первоклассника — залог его успешной учёбы.