Метапредметный подход в обучении как одно из условий развития мыслительной деятельности учащихся

Не мыслям следует учить, а мыслить.

И.Кант

 

       Школа стремительно меняется, развивается. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, которое является необходимым для достижения высокого качества образования.

Таким образом, перед преподавателями стоит цель не только обучить учеников своему предмету, но и сформировать у них метапредметные компетенции и навыки. Метапредметные компетенции — это те самые «софт скиллз», которым должны научиться учащиеся в процессе прохождения обучения; это то, что должны уметь делать ученики помимо знания предметов.  

       Метапредметный подход устраняет разобщенность знаний школьника, разделенных по отдельным предметам и обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Такой подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию об окружающем мире. Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит кконкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое овладение речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) – и должны быть направлены усилия учителя.

       В связи с этим кафедра гуманитарного образования МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП имени И.М. Яковлева» использует метапредметный подход в педагогической практике как одно из условий развития познавательной, мыслительной деятельности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, формирования метапредметных умений и навыков, способности использовать полученную ранее информацию в учебе и повседневной жизни. 

       В контексте решения проблемы особый интерес представляют такие педагогические практики, как опыт организации и проведения метапредметной олимпиады, конкурс ораторского искусства «Говорить ярко!», а также проектная деятельность учащихся.

       Метапредметная олимпиада по гуманитарным дисциплинам является эффективным механизмом оценивания метапредметных УУД (универсальных учебных действий) обучающихся 5-6 классов. Цель олимпиады: заинтересовать учащихся предметами гуманитарного направления, вовлечь в самостоятельную работу, заложить навыки исследовательской деятельности, повысить уровень имеющихся универсальных учебных навыков и умений участников метапредметной олимпиады. Инициатором данной олимпиады является М.А. Рафаилова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

       Практика проведения метапредметной олимпиады кафедрой гуманитарного образования берет начало с 2015 года. С тех пор она организуется ежегодно и вовлекает в свою орбиту многих школьников нашего улуса, увлеченных гуманитарными предметами. Олимпиада проводится по таким предметам, как русский язык, литература, история, обществознание (6 кл.), иностранный (английский) язык, якутский (разговорный) язык.     

       На этапе подготовки к олимпиаде для организаторов стоит важная задача – выбор автора и произведения для работы с текстом, так как правильно подобранное произведение позволяет одновременно решать правописные, речевые и воспитательные задачи, развивает у школьников читательский интерес, расширяет их кругозор.

       В первые годы метапредметная олимпиада проводилась по произведениям К.Г.Паустовского, последние два года — по произведениям А.Н. Островского. Учащиеся в течение 60 минут выполняют 14 различных заданий по предложенному тексту. Все задания строятся на основе одного текста, что позволяет развивать лингвистическую компетенцию и читательскую грамотность учащихся, так как в ходе выполнения заданий учащемуся необходимо вновь и вновь возвращаться к тексту.

        К примеру, приведем текст и задания метапредметной олимпиады по литературе для учащихся 5 классов:

 

Весна-Красна

 

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев.

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишенные живых, веселых красок,

Лишенные плодотворяшей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, — в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые, нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе

Как жар горит луна, и звезды блещут

Усиленным сиянием. Земля,

Покрытая пуховою порошей,

В ответ на их привет холодный кажет

Такой же блеск, такие же алмазы

С вершин дерев и гор, с полей пологих.

Из выбоин дороги прилощенной.

И в воздухе повисли те же искры,

Колеблются, не падая, мерцают.

 

А.Н. Островский, сказка «Снегурочка».

 

  1. Выпишите из текста 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне.
  2. Найдите и выпишите сложное слово.
  3. Найдите и выпишите из текста слова, употребленные в переносном значении.
  4. Выпишите предложение со сравнением.
  5. Выпишите 4 эпитета.
  6. TranslateintoEnglish: страна, лес, небо, горы, природа, трава, снег.
  7. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным: морозный, радостный, счастливый (на английском языке).
  8. Поставьте полученные прилагательные (см. задание 7) в сравнительной степени (англ. яз).
  9. Назовите племена восточных славян. Где они проживали?
  10. Перечислите занятия восточных славян на севере и на юге Руси.
  11. Назовите первые объединения славянских общин.
  12. Перечислите празднества восточных славян.
  13. Переведите на якутский язык существительные «ель, сосна, береза, лиственница, кустарник».
  14. К слову «весна» подберите три прилагательных на якутском языке.

       Еще одной формой оценки метапредметных УУД учащихся является улусный конкурс ораторского искусства «Говорить ярко!» на трех языках. Этот конкурс кафедра проводит с 2022 года, идейным вдохновителем его является Т.Н.Луковцева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Цель данного конкурса — привитие учащимся навыков культуры публичного выступления, выявление и поддержка талантливых учащихся, мотивированных на углублённое изучение гуманитарных предметов. Участниками данного конкурса становятся ученики 8-11 классов. Отличительной особенностью конкурса является то, что участнику необходимо на трех языках выступить с презентационной речью на любую выбранную тему, а  также на трех языках ответить на вопросы членов жюри. Необходимо отметить, что темы формируются с учетом возрастных и психологических особенностей подростков, исходя из приоритетных направлений жизнедеятельности республики и улуса. Для выбора предлагались следующие темы:

  • Качество образования — качество жизни.
  • Сила волонтёрского движения
  • Главная школа воспитания – это семья.
  • Высоко дело учительства, но и трудно оно.
  • Идеалы современной молодёжи.
  • «Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека» (Вольтер).

       Выступления участников оцениваются по следующим критериям:

  • Идеи – содержание речи, ее соответствие заявленной теме, логика и аргументированность, наличие у оратора собственной оригинальной позиции по данному вопросу;
  • композиция – наличие ясно выделяемых частей речи: обращение, разделы основной части, заключение с выводами и возможным эмоциональным призывом;
  • эмоциональность, энергетика, умение создать нужное настроение аудитории, личная позиция по теме выступления;
  • словесное наполнение речи – правильность, чистота, выразительность, богатство, оригинальность речи;
  • синтаксис – правильное конструирование фраз и соединение слов, уместное использование фигур речи;
  • произношение – деление речи на такты, паузы, темп и ритм, логические ударения, интонирование текста, дикция, звучность голоса, тембр;
  • язык телодвижений или ораторская пластика (поза, жесты, мимика);
  • ответы на вопросы (понимание вопроса, адекватность ответа, оригинальность ответа, умение грамотно сформулировать мысль).

       Хотя конкурс проводится всего второй год, прослеживается тенденция к увеличению  количества его участников, что свидетельствует о возрастающем интересе к нему со стороны учащихся и учителей. Поэтому есть желание сделать данный конкурс традиционным.

       На формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия направлена технология проектно-исследовательской деятельности. Педагоги кафедры гуманитарного образования привлекают учащихся не только к учебно-исследовательской деятельности, но и к социально-значимым проектам. С этой целью кафедрой  налажено  тесное сотрудничество с филологическим факультетом СВФУ им. М.К.Аммосова, которое проявляется через планирование и проведение совместных школьных и районных мероприятий. Формы сотрудничества кафедры и филфака СВФУ разнообразны:

  • Методический семинар школы на тему «Проектная деятельность как направление работы школы по развитию обучающихся»;
  • Консультации для учащихся по русскому языку и литературе с приглашением преподавателей ФЛФ СВФУ имени М.К. Аммосова;
  • Семинар для учителей «Инновационные технологии в образовании. Научно-исследовательская работа с обучающимися», лекторы Бурцева С.С., к.п.н., доцент и Хазанкович Ю.Г., д.ф.н., профессор;
  • Семинар для учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии создания развивающей среды» с участием преподавателей ФЛФ СВФУ имени М.К. Аммосова.

       Следует отличать исследовательскую и проектную деятельность школьников.  Исследовательская деятельность нацелена собственно на понимание явления, открытие какой-либо закономерности, видения причинно-следственной связи. Ученик-исследователь  ищет факты, которые опровергнут или подтвердят гипотезу исследования. В проектной же деятельности необходимо придумать новый способ решения реальной проблемы. Школьник изучает ресурсы, выявляет дефициты и предлагает способ их восполнения.

       Структура учебных исследований и проектов выглядит следующим образом:

  • Учебное исследование – тема, проблема, объект, предмет, цель, гипотезы, задачи, методы, план (ход), результат, новая проблема;
  • Социальный проект – проблема, поиск способов и методов решения, план, прогнозирование результатов и последствий, реализация проектов, поэтапная оценка, результат, продукт, презентация.

       Учителя кафедры гуманитарного образования приобщают учащихся к исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях, начиная с разработки мини-проектов и заканчивая сложными учебными исследованиями.

       На протяжении ряда лет не снижается количество обучающихся, участвующих в научных конференциях и конкурсах проектной деятельности гуманитарного направления. Есть лауреаты и дипломанты НПК «Шаг в будущее», призеры не только улусных, но и региональных, всероссийских и международных НПК и конкурсов.  В 2021 г. учащиеся  10-го класса Васильева Влада и Латышев Данил стали победителями республиканского этапа конкурса «WorldSkillsRussia» в компетенции «Предпринимательство», которые презентовали свою работу на  всероссийском отборочном этапе в г. Ярославле. В марте 2023 года Шепелева Виктория, ученица 9 класса стала лауреатом республиканской НПК «Шаг в будущее» с темой «Ямщицкая утварь в моем доме» в секции «Культурология и археология». С 14 по 16 марта в городе Москва Виктория приняла участие и стала победителем Всероссийского конкурса талантливой молодежи среди 9-11 классов «Национальное достояние России» в г. Москве.

       Ежегодно увеличивается количество участников метапредметной олимпиады, а значит, повышается интерес школьников к развитию своих компетенций.

       В целом практика метапредметного подхода в обучении создает условия для совершенствования мастерства педагогов, стимулирует творческую,  познавательную активность детей; создает условия для выявления уровня сформированности метапредметных умений и навыков школьников, необходимых для дальнейшей жизни. В конечном итоге – способствует обновлению педагогической деятельности и повышению качества образования,

 

Т.Н. Луковцева, зав. кафедрой гуманитарного образования МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП им. И.М.Яковлева»