Модель открытой образовательной среды детского сада «Мичээр» — «5+5+5»

Проект детского сада «Мичээр» МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр им. М.Е. Николаева»

 

        Авторы проекта: педагогический коллектив.

        Тип проекта: инновационный, образовательный.

        Участники проекта:

  • педагоги;
  • воспитанники;
  • родители.

        Цель проекта: разработка модели открытой образовательной среды.

        Задачи проекта:

  • определение концептуальных направлений работы;
  • внедрение инновационных процессов в воспитательно-образовательную деятельность;
  • совершенствование педагогических технологий и методов обучения и воспитания;
  • определение технологий по раннему выявлению и развитию талантов и способностей детей.

 

        Детский сад «Мичээр» МБНОУ «Октемский НОЦ имени М.Е. Николаева» МР «Хангаласский улус» с 2017 года работает по авторской модели открытой образовательной среды «5+5+5». Это 5 китов образования, 5 механизмов работы и 5 инновационных проектов.  В связи с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования и обновлённый ФГОС ДО, данная модель органично вошла в образовательную программу ДО и адаптированную образовательную программу ДО.

        Авторская модель «5+5+5» направлена на выявление талантов детей с раннего возраста на основе 5 китов образования, которые обозначил Первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев: музыки, рисования, языков, шахмат и ЗОЖ. 5 китов образования реализуются через республиканские проекты «Одаренный ребенок», «Шахматы – детям», «Музыка для всех», «Рисуем все!», «Арылы Кустук» – этно педагогика олонхо».

        Структурно модель состоит из 5 механизмов-проектов: «Сад – среда детства», «Архитектор сада детства», «Сад талантов», «Открытый сад» и «Здоровый сад».

  1. Проект «Сад — среда детства» направлен на обновление содержания образовательной программы и предметно-пространственной развивающей среды. Педагогическим коллективом детского сада создана развивающая среда для всех детей со всеобщим охватом и на выбор: это центры активности и развивающее пространство в рамках применения стеам-технологий. Все дни  недели посвящены 5 китам образования.

Среда «Музыка», которая включает слушание, пение, игру на инструментах и основы нотной грамоты, направлена на реализацию проекта «Музыка для всех», Классическая музыка звучит в детском саду при каждой возможности. Перед сном дети слушают Моцарта. В группах выделены синтезаторы, музыкальные инструменты в свободном доступе. Также классическую музыку исполняют детишки. Они играют Бетховена («Ода к радости»), Джеймса Лорда («Рождественские колокольчики»).  В каждой группе есть свой хор с оригинальным  репертуаром. Лучшие певцы поют в общем хоре. Созданы материальные условия для инструментального  исполнительства – дети играют на различных: шумовых, клавишных, ударных  –  музыкальных инструментах, которые доступны для всех. Дети с 5 лет имеют свои индивидуальные блок-флейты. С каждым годом увеличивается количество выпускников, умеющих играть на 2-х и более инструментах. Инструментальный ансамбль «Мичээр» одновременно играет на 10 музыкальных инструментах, является шестикратным лауреатом республиканского конкурса «Чарующие звуки Якутии» проекта «Одаренный ребенок» и двухкратным дипломантом Международного конкурса «Волшебство звука» проекта «Великие имена искусства». Ансамблевый репертуар в партитуре и описаниях выпущен в виде учебного пособия для детских оркестров. На клавишных инструментах дети обучаются по авторской программе музыкального руководителя Марии Заморщиковой «Ыллыыр кустук».

Среда «Художник» реализует проект «Рисуем все!». Система работы включает подпроекты: «Рисуют все дети», «Рисуют талантливые дети», «Рисуют все работники» и «Рисуют все родители». Обязательное требование к педагогу изоискусства  – это художественное образование, потому что мы даем основы академической живописи одаренным детям. Обучаем детей «копийной живописи», через которую дети знакомятся с мировыми шедеврами искусства. Работа ведется по парциальной программе «Я – художник» с региональным компонентом О.Н. Степановой, в которой представлены разнообразные техники рисования. В детском саду организуются  персональные, тематические, групповые выставки.  Лучшие работы за учебный год включаются в альбом «Рисуют дети «Мичээр». Всего выпущено 6 альбомов (5 выпусков и альбом «100 рисунков к 100-летию ЯАССР»).

Языковая среда функционирует по 6 направлениям (саха тыла, раннее обучение чтению, английский язык, насыщенное заучивание длинных стихотворений, театр и логопункт).

Саха тыла – изучение родного языка, слушание, исполнение якутского георического эпоса «олонхо», создание уголков родного края, пропаганда якутской одежды, изучение каждый день нового слова из архаической лексики, практическое применение слов благопожелания себе   (түп этинии) в режимных моментах. 1 раз в два года празднуется национальный праздник «Ыhыах» со всем обрядом и традиционными конкурсами и соревнованиями предков. С 2019 г. реализуется республиканский проект «Арылы  Кустук» по внедрению педагогики олонхо.

Раннее обучение чтению – совместный проект с учителями начальных классов, цель которого — мотивации чтения с дошкольного возраста. Данная работа проводится комплексно, в основном по методике И.И. Каратаева и Н.С. Жуковой. Используется глобальное чтение – метод чтения целых слов и мотивация детей к чтению через родителей.  Реализуется проект «Семейное чтение – читаем вслух с родителями». Перед сном родитель читает книгу своему ребенку, ребенок рассказывает о прочитанной книге на «Утреннем сборе».

Раннее обучение английскому языку. Каждый вторник – день английского языка. В этот день все занятия, общение с детьми проводятся на английском языке или с применением языка. Также работают детско-взрослое сообщество и кружок английского языка. В группах имеются и и постоянно пополняются уголки английского языка.

Театр. Применяется практика заучивания длинных произведений и художественное исполнение ребенком. Направление представляет театрализованные постановки, инсценировки, литературные композиции.

Логопедический пункт. Среда логопункта выстроена с региональным компонентом, есть авторские стенды «Балаҕан», «Аал Луук мас», «Сэргэ».

Шахматная среда. Обучение шахматам в детском саду ведется с 2006 г. Первый республиканский турнир проводился у нас. С 2016 г. шахматам обучаются все дети с 3 летнего возраста по авторскому пособию воспитателя детского сада А.Е. Ивановой. Все воспитатели прошли курсы по шахматной методике И.Г. Сухина. Во всех группах созданы шахматные уголки, шахматы находятся в свободном доступе. Дети участвуют в шахматных турнирах, олимпиадах и фестивалях наравне со школьниками.

Спортивная среда призвана обеспечить физическую активность, оздоровление детей, сформировать здоровый образ жизни. Помимо 3-х часовой недельной нагрузки по физическому воспитанию, функционирует секция по национальным прыжкам, также даются основы туризма и лыжной техники.

Образовательная деятельность в каждой группе планируется в соответствии со стандартом о поддержке детской инициативы. В начале учебного года с детьми проводится занятие «Хочу всё знать», где дети сами предлагают интересующие их темы, которые оформляются в виде стенда.

Воспитатель составляет примерный календарно-тематический план с учетом предложенных тем и в соответствии с Рабочей программой воспитания.

День начинается с «Утреннего круга» — ежедневной формы организации совместной деятельности детей и взрослых, а заканчивается рефлексией дня – «Вечерним кругом». Такая технология в отличие от пассивного получения информации воспитывает инициативных и самостоятельных субъектов деятельности. Дети проявляют свою активность, стремление к познанию нового.

Образовательная деятельность происходит в Центрах активности: центрах математики, науки, драматизации, конструирования, литературы и т.д. Каждый центр призван обеспечить самостоятельную творческую, исследовательскую деятельность. Тематическая неделя заканчивается выходным проектом.

При организации пространственной предметной среды активно применяются технологии «Работающий стенд» и «Говорящая среда». Стенды «Я пришел», «Я умею», «Я выбираю», «Звездочка недели» и др. имеют важное значение для индивидуализации образовательного процесса и социализации ребенка, вызывают у детей чувство принадлежности к сообществу и чувство радости от пребывания в детском саду.

«Стеам-образование» как развитие предпосылок к научно-инженерному мышлению внедряется через программу «Я исследователь», исследовательскую технологию Савенкова, создание мультипликационных фильмов, работу  кружка «Мир роботов», математику и космо-арт – ознакомление с начальными аэрокосмическими знаниями. Нами разработано положение Республиканского конкурса по стеам-технологиям «Космоска аартык» для дошкольников, который вошел в перечень конкурсов Малой Академии наук РС (Я). Конкурс охватывает более 100 ДОУ со всей республики.

  1. Проект «Архитектор сада детства» направлен на формирование воспитателя нового поколения и расширение его профессиональных ролей. Направления: педагог-профессионал, педагог-методист и педагог-автор.

Педагог-профессионал. Педагоги проходят курсовую подготовку и стажировку в лучших дошкольных организациях  России и за ее пределами; повышают профессионализм в таких областях, как овладение методикой обучения шахматам, английским языком, освоение 1-2 музыкальных инструментов. Также они могут продолжить образование в магистратуре и аспирантуре.

Педагог-методист. Педагоги стремятся к овладению в совершенстве современными педагогическими технологиями и методами обучения. В 2018 г. наш детский сад стал победителем проекта «Одаренный ребенок» и получил статус Республиканского ресурсного центра – инновационно-методической площадки по развитию одаренности в Республике Саха (Якутия).

Педагог-автор. Педагогический коллектив является автором концепции и модели открытой образовательной среды «5+5+5». У всех педагогов имеются авторские пособия, программы, разработки, игры, образовательные проекты, которые изданы в печатном виде. Коллектив провел 3 авторских республиканских семинара. Наши педагоги успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства «Воспитатель года», «Я и мой наставник».

Педагог должен быть опытным наставником для молодых коллег и соратником учителя в работе  по преемственности со школой. В детском саду реализуется программа «Школа будущего первоклассника», которая включает направления: «Учитель», «Школа», «Партнерство», «Чтение» и  «Вместе».

  1. Проект «Сад талантов» направлен на раннее выявление потенциала, талантов и способностей каждого ребенка и разработку системы индивидуального педагогического сопровождения. Это насыщенная образовательная среда дополнительного образования и развитие основ софт-компетенций дошкольников.

С этой целью нами разработан авторский проект – Республиканский фестиваль-конкурс по soft-компетенциям «Я – лидер». Фестиваль вызвал у дошкольных организаций республики большой интерес: в нем каждый год участвует до 300 детей из разных ДОУ республики.

Дополнительное образование представлено такими формами как «Детско — взрослое сообщество»  и  «Кружок». Детско — взрослое сообщество (ДВС) — специально организованные совместные творческие дела – активности, – выбираемые  ребенком по желанию. Мы каждый четверг предоставляем нашим воспитанникам 10 ДВС, которые педагоги проводят в рамках своей темы самообразования. Ребенок в этот день выбирает два сообщества, пробует себя в разных сферах, ищет что-то подходящее для себя. ДВС разновозрастные и проводятся в форме «вертушки» по всем помещениям здания – в этот день все помещения для детей открыты.

Если программа ДВС каждый раз новая, то программа кружков расширена по тематике и углублена  по содержанию. Ребенок посещает  выбранные им два кружка и целенаправленно занимается весь год, участвует в конкурсах, делает проекты, выходные материалы.  Кружки проводятся 1 раз в неделю по индивидуальному графику. По итогам работы проекта «Сад талантов» организуется отчетный концерт воспитанников детского сада  перед населением.

  1. Проект «Здоровый сад» направлен на сохранение и развитие физического, психического и нравственного здоровья детей по принципу природосообразности. Сбережение здоровья детей и всех сотрудников – основной принцип образовательной среды детского сада.

Направление также имеет подпроекты:

  1. «Дитя природы» – индивидуальное сопровождение.
  2. «Дары природы» – организация полноценного натурального питания (местная

продукция).

  1. «Мудрость природы» – профилактика заболеваний.
  2. «Природа — учитель» – закаливание (в соответствии с состоянием ребенка и

соблюдением всех мер безопасности).

  1. «Природа — друг» – здоровье ребенка с ОВЗ, инклюзивное образование.
  2. ПРОЕКТ «Открытый сад» направлен на развитие партнерства с родителями и другими социумами. Сотрудничество обеспечивается через следующие формы:
  • работу «Клуба будущей матери» и «Клуба молодой матери»;
  • изучение семьи для выявления одаренности ребенка через «Родословное древо», «Карту рода» и «Профессию моей семьи». Самое важное в раннем выявлении талантов – это изучение родовых способностей прямых родственников;
  • совместные проекты и акции с родителями;
  • партнерство с организациями и сообществами.

Мониторинг. Итоги работы по выявлению талантов ребенка фиксируются в Рабочем журнале.  Также каждый день заполняется  Журнал центров активности. Это делается для того, чтобы проследить, какие центры посещает ребенок, и для последующего регулирования активностей ребенка. Заполняется Журнал посещений ДВС для того, чтобы увидеть, чем интересуется ребенок, и для последующей корректировки работы с ним.

По итогам всех этих журналов в конце года заполняется электронный Журнал сопровождения детской одаренности, который автоматически выводит подробный отчет по выявленной одаренности у ребенка, его индивидуальном развитии и результатах индивидуальной работы с ним.  Данные предоставляются первому учителю ребенка для дальнейшего индивидуального сопровождения.

        Таким образом, главными факторами эффективной работы модели открытой образовательной среды «5+5+5» являются массовость (охват каждого ребенка, предоставление всем равных условий развития), выборность (возможность выбора для ребенка), сотрудничество с родителями, их мощная поддержка, преемственность во всем: в технологиях, методах, программах, в идеях  — со школой и индивидуальный подход к ребенку.  

 

В.Н. Шевелева,  зам. директора по дошкольному образованию

МБНОУ «Октемский НОЦ им. М.Е. Николаева»