Мой улус – моя гордость
Проект по краеведению
В 1997-1998 гг. под инициативе и под руководством Т.Н.Поповой, директора Информационно-методического центра Хангаласского РУО, началась продуктивная деятельность по разработке образовательных творческих проектов. Каждый методист должен был разработать свой проект и презентовать его перед коллективом, а позже – перед образовательными учреждениями. Из нескольких проектов, защищенных мною, самой долгосрочной оказался масштабный проект: «Мой улус – моя гордость» с подпроектами «Краеведческие олимпиады», «Краеведческие конференции», «Экологическое воспитание в Хангаласском улусе». Позже появились другие подпроекты: «Учителя — воины», «Учителя Хангаласского улуса времен ВОВ», «Ийэ тыл этигэн кэрэтэ» и другие, которые реализуются по настоящее время (более 25 лет). Главной целью проекта является воспитание юного поколения хангаласцев в духе патриотизма, любви к своей большой и малой родине.
Проект из года в год совершенствуется, расширяется подпроектами, которые способствуют вовлечению детей в поисково-исследовательскую деятельность по изучению родного края, воспитанию патриотизма, любви к родине, родному языку, возрождению исторической памяти.
Подпроекты:
- Программа развития туристско-краеведческого движения в улусе (1997 – 2002 гг.).
В рамках данного подпроекта были возрождены улусные туристические слеты школьников; в школах разработаны турмаршруты; традиционными стали походы, экскурсии по памятным местам. В 1999 г. был организован двухдневный сплав учителей географии по р. Буотама, позже — сплав учителей и школьников по р. Синяя.
- Комплексная программа непрерывного экологического образования и воспитания в Хангаласском улусе на 1998-2003 гг.
Были организованы 3 улусных слета юных экологов, активизировалась научно-исследовательская, природоохранная деятельность, организовались экологические акции по очистке территорий. Заложена основа для организации экологического образования в школах.
- Краеведческие олимпиады (с 1998 г.)
Ежегодно организуются олимпиады по краеведению для начальных и 5 — 11 классов, в итоге издано учебное пособие «Краеведение» в 4 частях (2003, 2009, 2017, 2023 гг. ). Данный проект на сегодня единственный в республике.
- Школьные музеи (с 1999 г.). К 1999 г. в улусе действовали 7 школьных музеев. За период 2000 — 2023 гг. создано еще 7 музеев. Все музеи каждые 5 лет проходят паспортизацию. Школьные музеи принимают активное участие в смотрах, выставках и конкурсах республиканского и российского уровней. Отрадно, что музеи Булгунняхтахской, Улах Анской, Тит Аринской СОШ являются неоднократными победителями республиканских, российских конкурсов. В 2023 г. музей Улах Анской школы стал победителем российского конкурса школьных музеев и премирован 300 тыс. рублями, на которые при музее построен открытый выставочный павильон. при их активном содействии прошли значимые улусные мероприятия «Семейные и музейные раритеты» (2012 г.), «Раритеты Хангаласского улуса» в НХМ (2013 г.), смотр «Школьные музеи: опыт работы, поиски», «Лучшая выставка, посвященная к 100-летию образования Якутской АССР» и др.
- Проект «Семейные и музейные раритеты, который был реализован в апреле 2012 г. потребовал кропотливой работы со школьными музеями, с Управлением культуры и духовности, а также с частными лицами, владеющими интересными экспонатами. Экспертами выступили сотрудники НХМ РС (Я), авторы проекта «Раритеты Якутии». В ходе реализации данного проекта были открыты уникальные произведения мастеров-хангаласцев. В 2013 г. была организована выставка «Раритеты Якутии. Хангаласский улус» уже в залах НХМ РС(Я) г.
- Улусные краеведческие поисково-исследовательские конференции» (с 2002 г).
В рамках данного проекта организуется большая системная работа со школами по изучению родного края (участие в конкурсах, школьных НПК, улусной НПК краеведов, в республиканских «Николаевских чтениях»). Оказывается содействие в проведении школьных конференций и чтений краеведческого направления (см. в «Приложении). По материалам НПК издана книга «Город на Эргисской земле». Работа в рамках данного проекта позволяет по крупицам собирать интересные исторические факты, открывать новые сведения по истории наслегов, улуса.
- Издание краеведческой литературы» (2001-2007 гг.).
В рамках данного проекта было издано более 50 книг, в том числе книги: «Педагогическая слава Хангаласского улуса», «Учителя-воины Хангаласского улуса», «Город на Эргисской земле», «Педагогические династии Хангаласского улуса», «Методическая служба Хангаласского образования», «Вехи развития образования в Хангаласском улусе».
- Проект «По маршрутам экспедиций Г.В. Ксенофонтова в Якутии», посвященный 125-летию со дня рождения выдающегося ученого, этнографа, историка с мировым именем Г.В. Ксенофонтова, был реализован с декабря 2012 г. по май 2013 г. В рамках В рамках данного проекта была проведена виртуальная интернет-олимпиада «Жизнь и деятельность Г.В. Ксенофонтова. Научное наследие» (декабрь, 2012 г. — апрель, 2013 г.). Интернет — олимпиада показала, что во всех уголках необъятной родной Якутии учатся умные, любознательные, целеустремлённые ребята. По итогам олимпиады издана книга «Его жизнь – жизнь героя олонхо». Победителям отправлена электронная версия книги.
- Учебно-методический комплекс по географии «Земля моя – хангаласская» (2012-2018 гг.)
В рамках проекта СВФУ им. М.К. Аммосова «Создание пособий для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации регионального и школьного компонентов базисного учебного плана для общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)» группой учителей — энтузиастов географии, истории, биологии улуса разработаны и изданы учебное пособие «Земля моя хангаласская» и программа обучения (2017 г). Проведена масштабная кропотливая работа по сбору и обработке материалов, статистических данных, фотоиллюстраций. В образовательные программы школ введен курс «Мой улус – хангаласская земля». Создается учебный атлас «Хангаласский улус». Надеемся, что пособие станет настольной книгой для взросления, откроет завесу в широкий мир природы, богатую историю хангаласской земли.
- «Мин төрөөбүт тылым – мин кэскилим» (с 2012 г.).
Этот проект реализовывался в годы проведения Годов духовности в улусе. Хангаласцы являются исконными представителями народа саха. История расселения, географическое положение улуса, промышленное направление развития народного хозяйства привели к тому, что язык народа саха сохранился только в сельской местности расселения коренного населения. Поэтому остро встала проблема возрождения в улусе традиций, культуры, языка народа саха. Проект фестиваля школьников «Ийэ тыл этигэн кэрэтэ» был принят учителями якутского языка и литературы, начальных классов с большим энтузиазмом. Фестиваль организуется по трем направлениям: «Ийэ тылбыт этигэн кэрэтэ», «Олоҥхо өлбөт үйэлээх», «Ыһыах түһүлгэтэ».
Организуются интеллектуальная игра на знание родного языка (заочно-очная), очная для русскоязычных школ; конкурсы ораторов «Аман өс», сказителей, чтецов, чабыргахсытов; конкурсы на лучший рассказ, стихотворение, эссе, на лучшие видеоролики о творческих людях родного наслега; конкурсы народных песен (кылыһахтаах), тойук туойсуу; встречи с писателями, читательские конференции по произведениям якутских писателей, выставки книг; театрализованные выступления со сценками, спектаклями, монологами и т.д. Направление «Олонхо» ежегодно расширяет формат, как и направление «Ыһыах». Организуются национальные игры, как настольные, так и подвижные, выставки народного творчества.
В реализации данного проекта участвуют практически все школы улуса, в том числе русскоязычные. Проект востребован как учащимися, так и педагогами. В годы пандемии фестиваль проходил в дистанционном формате, не теряя в количестве участников и качестве их подготовки. Безусловно, проект содействует возрождению интереса и любви к родному языку, к малой родине, культуре народа саха, воспитанию национального самосознания.
На сайте районного управления образования размещен «Виртуальный музей истории образования улуса», созданный в 2015 г., в котором отражается 150-летняя история образования в Хангаласском улусе.
К.Г. Скрябина, методист, специалист РУО в 1996-2019 гг.
Краеведческие конференции, проводимые в образовательных организациях
- «Ямщицкие чтения» (Едяйская СОШ).
- «Яковлевские чтения» (2 Жемконская СОШ).
- «Егоровские чтения» (Красноручейская ООШ).
- «Они учились и работали в первой школе» (Октемский НОЦ).
- «Ефремовские чтения» (Булгунняхтахская СОШ).
- «Эргисские чтения» (Ойская СОШ).
- «Заболоцкие чтения» (1 Жемконская СОШ).
- «Виноградовские чтения» (региональный уровень, Техтюрская СОШ).
- «Мэнэ ааттар» (республиканский уровень, Техтюрская СОШ).
С секциями краеведческого направления:
- «Якушевские чтения» (Синская СОШ).
- «Афанасьевские чтения» (2 Мальжагарская СОШ).
- «Притузовские чтения» (Улах Анская СОШ).
- «Барашковские чтения» (Качикатская СОШ).
- «Ксенофонтовские чтения» (республиканский уровень, Покровская УМГ).