ПАВЛОВ Георгий Дмитриевич

ПАВЛОВ Георгий Дмитриевич
ПАВЛОВ Георгий Дмитриевич

ПАВЛОВ Георгий Дмитриевич

(1911-1978)

Воинское звание — сержант

Призван 06.42 г., демобилизован в 1946 г. Умер в 1978 г. захоронен в п. Бестях.

Родом из I Мальжагарского наслега. В 1936 г. заочно окончил 1 курс педагогического техникума, переведен во 2 – курс. Педстаж с 1931 г. В 1931-1934 гг. был заведующим и учителем Булгунняхтахской школы. С 1934 г. — ударник, 3 раза премировался. С 1938 г. работал в I Мальжагарской НШ, учителем начальных классов. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». По возвращению работал учителем в Булгунняхтахской школе.

Смелого пуля боится

«Сержанту Павлову Георгию Дмитриевичу!

Вам, доблестному воину Красной Армии, участнику боев с немецко-фашистскими захватчиками, сражавшемуся в рядах войск Второго Белорусского фронта, неоднократно отмеченного благодарственными приказами Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина военный Совет Северной Группы войск вручает это благодарственное письмо, как память о Великой Отечественной войне. Желаем Вам доброго здоровья и новых успехов в Вашей дальнейшей трудовой жизни на благо нашей великой социалистической Родины.

К. РОКОССОВСКИЙ Главнокомандующий Группы войск, Маршал Советского Союза

Член Военного Совета Северной Группы войск генерал-лейтенант С. ШАТАЛОВ.

1 октября 1945 года».

 

Такой документ, как дорогую реликвию, хранит в своем личном архиве бывший фронтовик, ветеран народного образования, ныне пенсионер Георгий Дмитриевич Павлов.

Весна 1942 года. Приближалась годовщина со дня вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Страна переживала трудные дни, хотя наша Красная Армия уже начала освобождать города и деревни, занятые немецко-фашистскими захватчиками. Но когти врага были цепки. Взятие каждого населенного пункта стоило много крови и человеческих жертв. Отступая, враг сжигал села и деревни дотла.

В это тяжелое время Георгий Дмитриевич учительствовал в Булгунняхтахской школе. Но вскоре наступил и его черед с оружием в руках идти защищать Родину. Прощаясь с родными и близкими, он сказал:

— Не я первый и не я последний. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Буду сражаться, не щадя своей крови, даже жизни, чтобы отстоять честь и свободу любимой Родины.

И, действительно, Георгий Павлович свой гражданский долг исполнил с честью. Первое боевое крещение он получил летом 1942 года после прохождения непродолжительной военной подготовки. Вечером его часть подошла к окраине деревни. Остановились у опушки леса. До деревни метров пятьсот, не больше. Немцев не видно. Но солдаты знали, что они там. Знали, что с наступлением темноты будут атаковать. Когда сгустились сумерки, наши солдаты цепью пошли на деревню. Кто-то тяжело дышал за спиной Георгия Дмитриевича. Но он не оглядывался. Он смотрел только вперед, сердце билось учащенно, предчувствуя горячую схватку. Все ближе и ближе деревня. И вдруг началось! Заквакали минометы, застрочили автоматы и пулеметы, взметнулись в небо разноцветные ракеты. Георгий Дмитриевич видел, как падали солдаты. Падали рядом те, с которыми он ел сегодня из одного котелка, делился папиросой. С резким свистом проносились пули. Но Георгий Дмитриевич не чувствовал страха. Не думал, что может погибнуть. Было лишь одно стремление: скорее дойти до крайнего дома. Стрелял из автомата, ничего не слыша. А фрицы уже рядом. Перебегают от дома к дому. Но страха не было. В сердце — злоба, ненависть, жажда мщения.

Враг не вынес стремительного натиска наших бойцов, покинул деревню, оставив много убитых.

За три года гвардии сержант прошел по фронтовым дорогам от Волги почти до Берлина, принимал активное участие в освобождении Польши. Получил 6 пулевых и осколочных ранений, дважды контужен. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

— За три года всякое бывало, — вспоминает Георгий Дмитриевич. — Иногда приходилось сидеть в холодном окопе по несколько суток. Смерть ходила вокруг да около. Над головой свистели пули, рядом рвались бомбы и снаряды. Иногда преследовали врага по 5—7 суток беспрерывно, забывая о нормальном отдыхе и еде. Уходя, враг устраивал коварные ловушки, прятал мины замедленного действия. В 1943 году я испытал их на себе дважды. К счастью, ранило легко.

Отважный воин был и отличным донором. Отдавая свою кровь, он спасал жизнь своих боевых друзей. За три года у него взяли пять килограммов крови.

Георгию Дмитриевичу не удалось оставить на рейхстаге свой автограф, хотя об этом очень мечтал. 22 апреля 1945 года при взятии города Лигпец, что под Берлином, он получил ранение в бедро. Произошло, это так.

— Перед концом войны командовал взводом. Наша дивизия вытесняла врага из города, занимая квартал за кварталом. Шла беспрерывная пальба из орудий, кругом стреляли из автоматов и пулеметов, но мы атаковали, не зная страха. У всех воинов было приподнятоё настроение. Еще бы! До Берлина рукой подать! Вдруг шальная пуля угодила мне в бедро. Пришел в сознание, когда мои ребята делали перевязку. На танке доставили в госпиталь, в котором пролежал до глубокой осени 1945 года. Домой приехал только перед Новым годом.

Вернувшись на родину, он продолжал учительствовать, много времени отдавал патриотическому воспитанию детей, — рассказывал им об ужасах, которые чинили на нашей земле фашистские изверги, о героизме советских людей на фронте и в тылу.

Народному образованию он отдал 39 лет. Работал в Булгуняхтахской, Синской, V Мальжагарской школах. В последнее время — в Бестяхской школе, откуда ушел на пенсию. За долголетнюю и добросовестную работу по воспитанию подрастающего поколения. Президиум Верховного Совета ЯАССР в 1958 году наградил Георгия Дмитриевича Почетной грамотой. В семейном архиве хранится немало Почетных грамот, выданных отделом народного образования и дирекциями школ.

П. Борисов

«Ленские маяки», 1975