«Природа – друг»: индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ
Проект детского сада «Мичээр» МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр им. М.Е. Николаева»
Авторы проекта: педагогический коллектив детского сада
Руководитель проекта: В.Н.Шевелёва
Тип проекта: образовательный
Цель проекта: разработка модели индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
Аннотация: В данном проекте представлена система работы по реализации инклюзивной практики на основе авторского проекта «Природа – друг», направленного на индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ; изложены механизмы реализации и принципы работы по инклюзивному образованию в детском саду.
Сроки реализации проекта:
Содержание проекта
Проект направлен на обеспечение инклюзивного образования в дошкольном учреждении. По якутской философии человек должен жить в гармонии со своим «кут». «Кут» – это душа человека. По представлениям якутов кут состоит из 3-х частей:
Ийэ-кут (материнская душа) – то, что передаётся от родителей: риродно-генетические возможности, таланты, способности, задатки, разум.
Буор-кут (земляная душа) – материальная часть, физическое тело.
Салгын-кут (воздушная душа) – интеллект, 6 чувств человека, коммуникативно-социальная составляющая, эмоциональный интеллект.
Отсутствие гармонии трех душ ведет к ограниченным возможностям здоровья.
Основная цель инклюзивного образования в нашем детском саду – достижение гармонии трех душ путем совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов, поддержка детей с ОВЗ, индивидуальное сопровождение их развития. Идея проекта заключается в обеспечении соответствия педагогического влияния на биологическую и социальную природу ребенка с ОВЗ на основе понимания сложности внутренней природы ребенка с ОВЗ в соответствии с якутской философией.
Система работы по инклюзивному образованию в детском саду «Мичээр» реализуется по Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования и включает направления:
- «Илгэ» (дар, придающий силу, дающий благо) — коррекционно-развивающая работа, включающая психолого-педагогическое обследование детей, занятия, мониторинг динамики развития воспитанника, индивидуальные планы образования и сопровождения, занятия с логопедом.
- «Эйгэ» (среда, пространство) – предметно-развивающая среда, направленная на организацию содержательной, насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды (РППС) с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.
- «Ийэ» (мама) – взаимодействие с семьями. Родители детей с ОВЗ испытывают большое эмоциональное напряжение, тревогу, находятся в стрессовом состоянии по сравнению с родителями здоровых детей. Поэтому данное направление направлено на оказание психологической помощи, поддержки, просветительско-консультативной работы по повышению абилитационной компетентности родителей.
- «Иэйии» (вдохновение) – повышение мотивации к творческой деятельности и социальной успешности ребенка с ОВЗ посредством участия в конкурсах, концертах, выставках.
1.«Илгэ». 7 февраля 2023 года вступил в силу Приказ Минпросвещения России № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». На ее основе нами разработана собственная программа для детей раннего и дошкольного возраста, согласно которой для каждого ребенка с ОВЗ составляются индивидуальные коррекционно-развивающие планы образования и сопровождения в соответствии с решением психолого-медико-педагогической комиссии и философии «Yс кут» – триединства тела, души и духа». В составлении индивидуального плана задействованы не только воспитатели, но и другие специалисты: психолог, логопед, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Таким образом, обеспечивается разностороннее развитие ребенка: «Ийэ кут» – познавательное, социальное, «Буор кут» – физическое, «Салгын кут» – художественное, речевое.
Детям с ОВЗ особенно близки природные материалы, поэтому занятия строятся с применением воды, песка, почвы, камней, круп, изделий из конского волоса. Благотворно влияют на детей занятия музыкой и рисованием. Музыкальный руководитель и педагог ИЗО практикуют разные формы работы, такие как рисование на снегу, на песке, пальчиковые, губками, в технике эбру, аппликации песком, рисом и т.д. Детям с ОВЗ нравится слушать классическую музыку. Один воспитанник с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра) научился отличать звуки различных инструментов в ходе слушания музыки. Дети любят погремушки, клавишные инструменты. На занятиях по физкультуре детям предоставляется сухой бассейн. Дети с РАС любят смотреться в зеркало и часами могут стоять перед ним. Поэтому в спортивном зале предоставляется также и такая возможность.
С детьми с ОВЗ тесно занимаются логопед и психолог.
- «Эйгэ». Дети с ограниченными возможностями здоровья мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх. Нами создаются такие условия, которые помогают детям развить базовые навыки взаимодействия. Такие, как создание благоприятной атмосферы в группе, подготовка в здоровых деток к приходу ребенка с особенностями. Основной задачей воспитателя является создание среды на основе принципа равноправия детей с ОВЗ и обычных детей, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и свободно.
Для детей, в особенности для детей с ОВЗ, создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая: центр песка и воды, направленный на профилактику и преодоление стрессов, переживаний, страхов. Здесь занимаются как с песком, так и с водой. Особенно нравится детям полоскать тряпку и отжимать ее. Есть также сенсорная коробка с сыпучими материалами: дети с ОВЗ любят щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать; тактильные мешочки, в которые помещаются мелкие предметы: крупы, камешки, пуговицы – для развития мелкой моторики, слуха, зрения, осязания, тактильных ощущений детей. Оформлен стенд «Природные запахи» – в прозрачные коробочки с щелями помещаются сухие травы, иголки от сосен, листья для развития обоняния. Есть уголок уединения – место, где ребёнок может успокоиться, расслабиться, посидеть с книжками, позвонить маме или просто помечтать. Ребенок с РАС не может без такого уголка: он быстро устает от шума, ему нужно побыть одному. Этот уголок дает ему ощущение защиты и уединения. Детям нравятся также «звучащая стена» – сенсорная стена, на которой они могут постучать, пошуршать, позвенеть предоставленными им предметами; «стена ладошек», развивающая пальцевый праксис (скоординированные действия сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной).
Педагоги приобщают детей с ОВЗ к «огороду на подоконнике»: они любят поливать растения, трогать землю, копаться в ней. «Живой уголок» с представителями животного мира положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей: они подолгу наблюдают за рыбками и черепахами. Массажные коврики, шарики из конских волос благоприятно стимулируют нервные импульсы. (Конскому волосу народ саха приписывает магическую защитную силу Верхних божеств – Айыы).
- «Ийэ». Задачи данного направления:
- повышение абилитационной компетентности родителей с детьми с ОВЗ;
- организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям по воспитанию и реабилитации детей;
- вовлечение родителей в деятельность детского сада для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
Нужно отметить, что некоторые родители с детьми с ОВЗ и инвалидностью приводят своих детей в детсад, не зная о психических отклонениях своего ребенка. В период адаптации педагогами наблюдаются все дети. В конце наблюдения составляются рекомендации, например: обратиться к неврологу за консультацией. Как правило, какой бы рекомендация ни была трудной к восприятию и принятию, родители адекватно относятся к ситуации. Таким образом, выявление отклонения в развитии и реабилитация начинаются с ранних лет. Далее нами составляется алгоритм действий по получению МСЭ (медико-социальной экспертизы) и прохождению ПМПК. Родителям выдаются контактные данные реабилитационных центров, индивидуальных специалистов — практиков различных терапий и методик, дефектологов-логопедов из СУВАГ г. Нерюнгри (Системы универсальной верботональной методики слушания «Audition» академика Петара Губерина).
Для родителей с детьми с ОВЗ создан чат в социальной сети, где регулярно размещается информация о событиях и новостях по вопросам абилитации. Кроме этого, родители общаются в группе, рассказывают о новых терапиях, открытиях, методиках лечения, обмениваются контактами. 2 апреля – во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, 3 декабря – в Международный день инвалидов для всех родителей проводим консультационные, информационные мероприятия с целью формирования лояльного отношения к детям с ОВЗ.
- «Иэйии». Занятия творчеством дают возможность детям с ОВЗ научиться позитивно воспринимать мир, созидать, развивать мелкую моторику, творческое мышление и, что очень важно, позволяют осознать себя деятельной частью окружающих людей. Важное значение имеет поддержка и одобрение любых творческих идей, закрепление любых, пусть минимальных, успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
Для достижения этой цели коллективом детского сада создаются всевозможные условия для участия детей с ОВЗ в различных конкурсах, концертах, смотрах. Таким детям очень сложно участвовать в мероприятиях в силу их гиперактивности и неустойчивого внимания. Тем не менее, наши педагоги стараются, чтобы дети с ОВЗ принимали участие в различных творческих активностях с гарантированным вручением медалей и грамот.
Работа с детьми ОВЗ – это дополнительный труд и ответственность воспитателя, не каждый воспитатель способен выдержать работу с ребенком с РАС. Поэтому должное внимание уделяется работе с педагогами. Они обучаются на курсах повышения квалификации, для них систематически проводятся семинары.
Количество детей с ОВЗ и диагнозы по годам
Годы |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
МСЭ |
1 РОП ЦНС, РАС – выпускник коррекц.школа |
1 РОП ЦНС, РАС |
|
|
ПМПК |
1 РОП ЦНС, ЗПР |
|
|
|
МСЭ+ПМПК |
1 РОП ЦНС, ЗПР |
2 РОП ЦНС, РАС; РОП ЦНС, ЗПР – общеобр. школа |
2 РОП ЦНС, ЗПР; РОП ЦНС, РАС –выпускник домашнее обучение |
3 РОП ЦНС, ЗПР |
Как видно из таблицы, сопутствующие диагнозы – это ЗПР и РАС. С 2020 г. выпустили 3-х воспитанников. Хочется отметить, что 1 воспитанник поступил в общеобразовательную школу и учится во 2 классе.
Таким образом, можно заключить, что грамотно выстроенная система инклюзивного образования и правильного индивидуального сопровождения позволяет детям с ОВЗ благополучно социализироваться в группе детского сада и дальнейшей жизни, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферах.
В.Н.Шевелева, зам. директора
по дошкольному образованию
МБНОУ «Октемский НОЦ им. М.Е.Николаева
Приложение №
Диагностические методики для выпускников детского сада
- Методика «Разборка и складывание пирамидки» — восприятие величины и цвета;
- «Матрешка» — восприятие величины;
- «Доски Сегена» — восприятие формы;
- «Почтовый ящик» — восприятие цвета и формы»;
- «Кубики Кооса» — конструктивное мышление;
- «Разрезные картины» — целостное восприятие;
- «Счет» — количественные представления;
- «Временам года», «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра» — временные представления;
- «Чего не хватает?» — концентрация;
- «Найди отличия» — устойчивость и переключаемость внимания;
- «10 картинок» — зрительная память;
- «10 слов» — слуховая память;
- «Четвертое лишнее» — образно-логическое мышление, классификация;
- «Цветовой тест» — эмоциональное состояние;
- «Паровозик» — тревожность;
- «Диктант» — произвольность поведения;
- «Исследование моторных навыков»
Приложение №
Прохождение детьми с ОВЗ реабилитационных центров за последние 3 года
Центры |
2020 |
2021 |
2023 |
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» |
1 |
1 |
1 |
Реабилитационный неврологический детский центр |
1 |
|
1 |
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
2 |
1 |
Реабилитационный центр «Радуга» |
|
1 |
1 |