Проект «Первые шаги в науку»

Из опыта вовлечения родителей в образовательный процесс через исследовательскую деятельность младших школьников

 

Автор проекта: Михайлова Сардана Григорьевна, учитель начальных классов.

Участники проекта: классный руководитель, родители, учащиеся 4 «в» класса МБОУ «Покровская СОШ №  1 с УИОП им. И.М. Яковлева».

Сроки реализации проекта: 2020 — 2025  гг.

Цель проекта: Вовлечение родителей в образовательный процесс через проектный метод (исследовательскую деятельность).

Задачи проекта:

  • стимулирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности  в разных областях науки,  развитие у них  основ исследовательского мышления  и  творческих способностей учащихся;
  • общественное признание результатов исследовательской деятельности учащихся;
  • поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;
  • содействие развитию сотрудничества, партнёрства родителя с собственным ребёнком.

Введение

        Проектная и исследовательская деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей  –  сотрудничество,  партнёрство с собственным ребёнком. В силу своих возрастных особенностей младшим школьникам нужна поддержка родителей – ведь они испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. 

Ожидаемый результат

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени будут проводить с детьми, станут ближе к ним, начнут лучше понимать проблемы своих детей, а это для ребёнка гораздо нужнее, чем беседы и нравоучения;
  • Вырастет авторитет родителей в глазах ребенка;
  • В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполнят дефицит общения со взрослыми, у них сформируется значимое отношение к понятию «семья».

Этапы реализации проекта «Первые шаги в науку»

I этап.  Организация исследовательской деятельности первоклассников  (2020-2021 уч.г.).

  1. Доступные творческие задания, выполняемые на уроках по предметам «Окружающий мир», «техно».
  2. Проведение уроков с элементами исследования, с использованием проектных задач. Составление мини-проектов.
  3. Разработка диагностического инструментария, проведение анкетирования для детей и родителей «Что такое проект?»
  4. Всеобуч родителей по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников».
  5. Подготовка и проведение I-й внутриклассной научно-практической конференции для учащихся «Первые шаги в науку» (2021 г., онлайн).
  6. Оформление портфолио, ИОМ учащихся.

 II этап.  Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности второклассников (2021-2023 уч.г.).

1.Организация и проведение выставки мини-проектов обучающихся «Мои летние каникулы».

  1. Проведение уроков с элементами исследования, с использованием проектных задач.
  2. Организация и проведение тематических выставок проектно- исследовательских работ «Моя Якутия», «Синичкин день», «Они защищали Родину» и др.
  3. Проведение II-й внутриклассной научно-практической конференции для учащихся 2-го  класса «Первые шаги в науку»  (охват 22 учащихся – 100 %).
  4. Оформление портфолио учащихся.

III этап.  Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3-4 классы, 2022-2024 уч.г).

1.Работа над проектами во время летних каникул. Разработка проектов «Моё генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи», «Семейные реликвии».

  1. Проведение III-й внутриклассной научно-практической конференции для учащихся «Первые шаги в науку» в 3 классе (охват 24 учащихся –100%).
  2. Проведение IV внутри классной научно-практической конференции для учащихся «Первые шаги в науку» в 4 классе.
  3. Коррекция и дополнение работ (октябрь – февраль).Участие в ПИК, НПК различного уровня.
  4. Мониторинг успешности применения проектной и учебо-исследовательской деятельности учащихся.
  5. Издание сборника исследовательских работ (2024 г.).

IV этап. (2024 — 2025 уч.г.). Преемственность проектно-исследовательской деятельности (5-6 кл.). Участие в ПИК, НПК различных уровней.

 Участие  родителей в проектной и исследовательской деятельности детей

        Привлекать родителей к участию в проектной и исследовательской деятельности детей  целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети начинают работу над проектом. На данном этапе было проведено специальное родительское собрание, на котором родителям была разъяснена суть метода проекта и его значимость для развития личности детей, озвучены основные этапы проектной деятельности и формы  участия родителей в ней.

        Какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

        На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
  • записать их на листе бумаги вразброс.

        Следующий этап – выбор и формулировка темы проектной работы. Действия родителей:

  • помочь выбрать лучшую идею;
  • обосновать выбор.

        Затем идёт формулировка задачи проекта. Может потребоваться помощь родителей в правильной формулировке задачи проекта.

        При разработке плана и структуры выполнения проекта родители помогают спланировать работу с учётом занятости детей.

        На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы:

  • прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче;
  • разбить объём работы на небольшие части;
  • определить срок выполнения каждой части.

        Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы – изучения необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.

        На этапе выявления результатов работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке. По результатам реализации проекта готовятся отчёт и публичная презентация проекта. На этом этапе родители могут проверить подготовку ребенка к презентации, прорепетировать с ним выступление, снять волнение детей перед выступлением.

        Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях: они консультируют отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания ребенка.

Заключение

        Исследовательская работа ребёнка – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.  Это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. В процессе исследовательской деятельности у детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности. А если родитель активно вовлечен в это дело, то совместный труд дает намного более высокий результат.

        В настоящее время проект «Первые шаги в науку» на 3-м  этапе реализации.

 

     Результаты  участия школьников в НПК и ПИК по учебным годам

2020-2021 учебный год

        I-я  внутриклассная НПК «Первые шаги в науку» (1место –Слепцов Виталий, 2 место – Винокуров Максим, 3 место -Емельянов Миша, 3 место – Никифорова Санаайа); ПИК «Афанасьевские чтения» (3 место — Климовский Леня , 3 место – Гермогенова Коралина).

2021-2022 учебный год

        II-я  внутриклассная  НПК«Первые шаги в науку» (лауреат –Федоров Айтал, 1 место – Емельянов Миша, 2 место – Олесова Эмилия, Васильева Василина, 3 место – Винокуров Максим, Кузьмин Алик); улусный конкурс «Я – исследователь — 2022» (1 место – Климовский Леня, 2 место – Слепцов Виталий);  регионая  ПИК «Виноградовские чтения – 2022» (1 место – Слепцов Виталий, Афанасьева Уйгулана, 2 место – Заболоцкая Рая, Васильева Василина, 3 место – Исаков Роберт); республиканская НПК СВФУ «Человек и мир» (1 место – Васильева Василина, 1 место — Климовский Лёня, 1 место – Винокуров Максим, 1 место –- Афанасьева Уйгулана) .

2022-2023 учебный год

        III-я внутриклассная НПК «Первые шаги в науку» (лауреат –Винокуров Максим, 1 место – Олесова Эмилия, 2 место – Шевелева Айыына, 2 место – Гаврильева Милена, 3 место – Иванова Акулина, 3 место – Кузьмин Алик, 3 место – Заболоцкая Рая);  школьная НПК «Учитель перед именем твоим» (1 место –Емельянов Миша, 1 место – Васильева Василина); улусный конкурс «Я – исследователь-2022» (лауреат– Емельянов Миша, 1 место – Васильева Василина, 1 место – Федоров Айтал, 2 место – Быганова Нарыйаана, 3 место – Никифорова Санаайа); региональная ПИК «Виноградовские чтения» (2 место – Иванова Акулина, 3 место – Федоров Айтал, 3 место – Быганова Нарыйаана, 3 место – Никифорова Санаайа); республиканская НПК СВФУ «Человек и мир» 2 место – Федоров Айтал, 2 место – Быганова Нарыйаана, 2 место – Иванова Акулина, 2 место – Никифорова Санаайа); республиканский конкурс «Я – исследователь-2022» (1 место – Емельянов Миша); улусная ПИК «Заболоцкие чтения» (1 место – Никифорова Санаайа, 2 место – Афанасьева Уйгулана); улусная ПИК «Афанасьевские чтения» (лауреат – Емельянов Миша, 1 место –Быганова Нарыйаана, 1 место – Васильева Василина, 2 место –Афанасьева Уйгулана);  республиканская НПК «Первые шаги в науку» (лауреат – Федоров Айтал, 1 место – Васильева Василина, 2 место –Афанасьева Уйгулана, 3 место – Емельянов Миша, 3 место – Быганова Нарыйаана).