Проект «Первые шаги в науку»
Из опыта вовлечения родителей в образовательный процесс через исследовательскую деятельность младших школьников
Автор проекта: Михайлова Сардана Григорьевна, учитель начальных классов.
Участники проекта: классный руководитель, родители, учащиеся 4 «в» класса МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП им. И.М. Яковлева».
Сроки реализации проекта: 2020 — 2025 гг.
Цель проекта: Вовлечение родителей в образовательный процесс через проектный метод (исследовательскую деятельность).
Задачи проекта:
- стимулирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности в разных областях науки, развитие у них основ исследовательского мышления и творческих способностей учащихся;
- общественное признание результатов исследовательской деятельности учащихся;
- поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;
- содействие развитию сотрудничества, партнёрства родителя с собственным ребёнком.
Введение
Проектная и исследовательская деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, партнёрство с собственным ребёнком. В силу своих возрастных особенностей младшим школьникам нужна поддержка родителей – ведь они испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов.
Ожидаемый результат
- Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени будут проводить с детьми, станут ближе к ним, начнут лучше понимать проблемы своих детей, а это для ребёнка гораздо нужнее, чем беседы и нравоучения;
- Вырастет авторитет родителей в глазах ребенка;
- В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполнят дефицит общения со взрослыми, у них сформируется значимое отношение к понятию «семья».
Этапы реализации проекта «Первые шаги в науку»
I этап. Организация исследовательской деятельности первоклассников (2020-2021 уч.г.).
- Доступные творческие задания, выполняемые на уроках по предметам «Окружающий мир», «техно».
- Проведение уроков с элементами исследования, с использованием проектных задач. Составление мини-проектов.
- Разработка диагностического инструментария, проведение анкетирования для детей и родителей «Что такое проект?»
- Всеобуч родителей по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников».
- Подготовка и проведение I-й внутриклассной научно-практической конференции для учащихся «Первые шаги в науку» (2021 г., онлайн).
- Оформление портфолио, ИОМ учащихся.
II этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности второклассников (2021-2023 уч.г.).
1.Организация и проведение выставки мини-проектов обучающихся «Мои летние каникулы».
- Проведение уроков с элементами исследования, с использованием проектных задач.
- Организация и проведение тематических выставок проектно- исследовательских работ «Моя Якутия», «Синичкин день», «Они защищали Родину» и др.
- Проведение II-й внутриклассной научно-практической конференции для учащихся 2-го класса «Первые шаги в науку» (охват 22 учащихся – 100 %).
- Оформление портфолио учащихся.
III этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3-4 классы, 2022-2024 уч.г).
1.Работа над проектами во время летних каникул. Разработка проектов «Моё генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи», «Семейные реликвии».
- Проведение III-й внутриклассной научно-практической конференции для учащихся «Первые шаги в науку» в 3 классе (охват 24 учащихся –100%).
- Проведение IV внутри классной научно-практической конференции для учащихся «Первые шаги в науку» в 4 классе.
- Коррекция и дополнение работ (октябрь – февраль).Участие в ПИК, НПК различного уровня.
- Мониторинг успешности применения проектной и учебо-исследовательской деятельности учащихся.
- Издание сборника исследовательских работ (2024 г.).
IV этап. (2024 — 2025 уч.г.). Преемственность проектно-исследовательской деятельности (5-6 кл.). Участие в ПИК, НПК различных уровней.
Участие родителей в проектной и исследовательской деятельности детей
Привлекать родителей к участию в проектной и исследовательской деятельности детей целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети начинают работу над проектом. На данном этапе было проведено специальное родительское собрание, на котором родителям была разъяснена суть метода проекта и его значимость для развития личности детей, озвучены основные этапы проектной деятельности и формы участия родителей в ней.
Какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
- помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их на листе бумаги вразброс.
Следующий этап – выбор и формулировка темы проектной работы. Действия родителей:
- помочь выбрать лучшую идею;
- обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта. Может потребоваться помощь родителей в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта родители помогают спланировать работу с учётом занятости детей.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы:
- прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче;
- разбить объём работы на небольшие части;
- определить срок выполнения каждой части.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы – изучения необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.
На этапе выявления результатов работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке. По результатам реализации проекта готовятся отчёт и публичная презентация проекта. На этом этапе родители могут проверить подготовку ребенка к презентации, прорепетировать с ним выступление, снять волнение детей перед выступлением.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях: они консультируют отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания ребенка.
Заключение
Исследовательская работа ребёнка – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. В процессе исследовательской деятельности у детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности. А если родитель активно вовлечен в это дело, то совместный труд дает намного более высокий результат.
В настоящее время проект «Первые шаги в науку» на 3-м этапе реализации.
Результаты участия школьников в НПК и ПИК по учебным годам
2020-2021 учебный год
I-я внутриклассная НПК «Первые шаги в науку» (1место –Слепцов Виталий, 2 место – Винокуров Максим, 3 место -Емельянов Миша, 3 место – Никифорова Санаайа); ПИК «Афанасьевские чтения» (3 место — Климовский Леня , 3 место – Гермогенова Коралина).
2021-2022 учебный год
II-я внутриклассная НПК«Первые шаги в науку» (лауреат –Федоров Айтал, 1 место – Емельянов Миша, 2 место – Олесова Эмилия, Васильева Василина, 3 место – Винокуров Максим, Кузьмин Алик); улусный конкурс «Я – исследователь — 2022» (1 место – Климовский Леня, 2 место – Слепцов Виталий); регионая ПИК «Виноградовские чтения – 2022» (1 место – Слепцов Виталий, Афанасьева Уйгулана, 2 место – Заболоцкая Рая, Васильева Василина, 3 место – Исаков Роберт); республиканская НПК СВФУ «Человек и мир» (1 место – Васильева Василина, 1 место — Климовский Лёня, 1 место – Винокуров Максим, 1 место –- Афанасьева Уйгулана) .
2022-2023 учебный год
III-я внутриклассная НПК «Первые шаги в науку» (лауреат –Винокуров Максим, 1 место – Олесова Эмилия, 2 место – Шевелева Айыына, 2 место – Гаврильева Милена, 3 место – Иванова Акулина, 3 место – Кузьмин Алик, 3 место – Заболоцкая Рая); школьная НПК «Учитель перед именем твоим» (1 место –Емельянов Миша, 1 место – Васильева Василина); улусный конкурс «Я – исследователь-2022» (лауреат– Емельянов Миша, 1 место – Васильева Василина, 1 место – Федоров Айтал, 2 место – Быганова Нарыйаана, 3 место – Никифорова Санаайа); региональная ПИК «Виноградовские чтения» (2 место – Иванова Акулина, 3 место – Федоров Айтал, 3 место – Быганова Нарыйаана, 3 место – Никифорова Санаайа); республиканская НПК СВФУ «Человек и мир» 2 место – Федоров Айтал, 2 место – Быганова Нарыйаана, 2 место – Иванова Акулина, 2 место – Никифорова Санаайа); республиканский конкурс «Я – исследователь-2022» (1 место – Емельянов Миша); улусная ПИК «Заболоцкие чтения» (1 место – Никифорова Санаайа, 2 место – Афанасьева Уйгулана); улусная ПИК «Афанасьевские чтения» (лауреат – Емельянов Миша, 1 место –Быганова Нарыйаана, 1 место – Васильева Василина, 2 место –Афанасьева Уйгулана); республиканская НПК «Первые шаги в науку» (лауреат – Федоров Айтал, 1 место – Васильева Василина, 2 место –Афанасьева Уйгулана, 3 место – Емельянов Миша, 3 место – Быганова Нарыйаана).