Сетевое взаимодействие малокомплектных сельских школ как условие повышения качества образования
Из опыта взаимодействия школ образовательной сети «Тит Ары»
Введение
Сетевая форма реализации образовательных программ, предполагающая использование ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, закреплена в ФЗ «Об образовании в РФ». Сетевое взаимодействие позволяет аккумулировать усилия и возможности нескольких организаций, его главной целью является повышение эффективности использования имеющихся у различных организаций кадровых, материально-технических, информационных, программно-методических и социальных ресурсов, а также привлечение дополнительных ресурсов для реализации образовательных программ.
Три образовательные организации: МБОУ «Тит-Аринская СОШ им. Г.В. Ксенофонтова», МБОУ «3 Мальжагарская ООШ им. И.А. Федорова» и МБОУ Тумульская ООШ», находящиеся на относительно близком расстоянии друг от друга и относящиеся к одному муниципальному образованию, издавна исторически и географически взаимосвязаны. В силу малочисленности обучающихся, а также в силу того, что выпускники 9-х классов двух основных школ продолжают обучение в Тит-Аринской СОШ, им всегда приходилось искать и находить формы взаимодействия в учебно-воспитательной работе, что выражалось в проведении совместных методических и воспитательных мероприятий, обмене позитивным педагогическим опытом.
Но жизнь не стоит на месте, диктует новые, отвечающие современным требованиям, форматы взаимодействия в сфере образования. Для того, чтобы сохраниться, определить вектор развития и обеспечить обучающимся качественное образование, дифференциацию, индивидуализацию, профилизацию обучения, школы в начале 2000-х годов начали поиск разрешения проблем образования объединенными усилиями, создавая педагогические условия для разнообразия предлагаемых образовательных услуг, создавая и реализуя проекты сетевого взаимодействия.
Поиски нового содержания и форматов взаимодействия
Надо сказать, что руководство и педагоги школ сети всегда поддерживали инновационные преобразования, старались идти в ногу со временем, исходя из своих ресурсов и возможностей. Во многом это получалось благодаря кипучей деятельности заместителя директор по УВР с ? по ? гг. , энтузиаста и инноватора М.Е.Эверстовой. В начале 2000-х годов с большим интересом коллектив Тит-Аринской СОШ под руководством Матрены Ефимовны и научного руководителя (Л.И.Федорова, ИПКРО) работал над инновационной экспериментальной темой «Кросскультурное образование и воспитание». К эксперименту подключились также Тумульская и 3 Мальжагарская ООШ.
В 2003 году под научным руководством ИПКРО (куратор Л.И Федорова) три малокомплектные школы объединили свои ресурсы для внедрения предпрофильного обучения. Со вводом в 2004 г. в эксплуатацию нового здания Тит Аринской СОШ начался новый виток развития образования в наслеге, активизировалась деятельность образовательной сети «Тит Ары». Каждая школа, исходя из своих возможностей, предложила сетевые элективные курсы в 9-х классах по следующим темам:
Тит Аринская СОШ:
- «Математическая логика», «Культура письменной речи», «Решение экспериментальных задач по физике», «Клетки и ткани», «Цифры и факты», «Социокультура», «Основы экономик», «Чертеж – язык техники».
3 Мальжагарская ООШ»:
- «Средства логической связи», «Геометрия вокруг нас», Анализ текста», «Основы перевода текста».
Тумульская ООШ:
- «Проценты в нашей жизни», «Тесты ГИА по русскому языку», «Экотуризм», «Теория физкультуры», «Химия в окружающем человека мире».
С 2003 года в рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения в практику сельских малокомплектных школ в сети «Тит Ары» реализуется предпрофильная подготовка. Поиски эффективных путей профилизации образования в малокомплектных школах привели педагогические коллективы школ сети к формату индивидуального учебного плана (ИУП). Тит Аринская СОШ перешла на обучение на основе ИУП в одном классе — комплекте в параллели. Работа началась с анализа социокультурной ситуации в муниципальном образовании «Тит Ары», на основе которого было пересмотрено содержание работы по сетевому взаимодействию школ. Была разработана совместная Программа развития образования «Реализация профильного обучения в условиях муниципальной образовательной сети сельских школ на 2004 — 2008 г.г.», которая позднее переросла в Программу «Реализация ИУП в условиях сетевого взаимодействия малокомплектных школ» на 2008 — 2013 г.г.». Их логическим продолжением стала Программа экспериментальной работы «Организационно — педагогическое обеспечение профильного обучения по ИУП в условиях сети малокомплектных школ».
В этот период в целях привлечения дополнительных ресурсов было налажено деловое сотрудничество с социальными партнерами: Республиканским физико-математическим лицеем и обществом «Дьоҕур», – что стало существенным вкладом в улучшение качественных показателей образовательной деятельности сетевых школ.
В рамках реализации Программы экспериментальной работы «Организационно-педагогическое обеспечение профильного обучения по ИУП в условиях сети малокомплектных школ» педагогами сетевых школ было разработано 24 элективных курса и адаптировано 9 курсов для 10-11 классов; активизировалась работа по предпрофильной подготовке обучающихся; школы-спутники подключились к работе по подготовке обучающихся к ГИА по математике и русскому языку. Успешно практиковались такие форматы взаимодействия, как проведение межшкольных практических семинаров, мастер-классов, открытых уроков, конкурсов среди педагогов и среди обучающихся.
На основании Договора о сотрудничестве с обществом «Дьоҕур» была организована летняя физмат-школа «Дьоҕур – Тит Ары» для обучающихся сетевых школ. По инициативе педагогического коллектива на высоком организационном уровне на базе Тит-Аринской СОШ прошла II республиканская НПК педагогов сельских школ.
В эти годы 75 % педагогов ОУ-й сети повысили квалификацию и распространили опыт экспериментальной работы на уровне района и республики.
Неоценим вклад каждой школы сети «Тит Арыы» в развитие сетевого взаимодействия. С 1998 года III Мальжагарская ООШ практикует проведение сетевой открытой олимпиады по математике памяти учителя математики Г.М.Романова. С 2010 года Романовская олимпиада имеет статус муниципальной. Также III МООШ является инициатором и организатором сетевого фестиваля художественной самодеятельности имени М.Д.Федорова – ЫрыаМиисэ – в рамках которого проводятся также спортивные соревнования, выставки художественно-прикладного искусства обучающихся и педагогов. Традиционным стало проведение на базе школы муниципальной НПК «Федоровские чтения», посвященной памяти известного земляка, участника Великой Отечественной войны, первого летчика — истребителя из народа саха, гвардии полковника, военного комиссара ЯАССР И.А.Федорова, чье имя с честью и достоинством носит III МООШ.
Тумульская ООШ реализует такие муниципальные проекты, как конкурс театральных постановок, НПК «Христофоровские чтения».
Интересный совместный проект, практикуемый сетью школ, – поисково-исследовательский конкурс для учащихся начальных классов «Мой первый шаг», включающий в себя ряд интересных мероприятий для младших школьников. Также на традиционной основе в рамках сетевого взаимодействия проводятся выездные педагогические десанты с проведением открытых уроков, фестиваль художественной самодеятельности, объединенный ысыах в честь окончания учебного года.
В соответствии с требованиями времени менялись формулировки тем проектов, практика по их реализации обрастала новыми форматами взаимодействия сетевых школ. Но ее главная суть оставалась неизменной – аккумулирование учебно-материальных, технических, кадровых ресурсов и педагогического опыта школ для решения проблемы повышения качества образования в школах сети.
В настоящее время сетевое взаимодействие трех школ осуществляется на основе годового Плана сетевых мероприятий, в рамках которого 21 февраля 2023 года в образовательной сети «Тит Ары» на базе 3 Мальжагарской ООШ прошел конкурс «Современный урок с использованием технологии «LessonStudy», посвященный Году педагога и наставника в России, целью которого стала трансляция педагогического опыта творчески работающих учителей (см. Приложения 1, 2).
В феврале 2023-2024 уч. г. в образовательной сети «Тит Ары» планируется проведение конкурса «Современный урок в условиях обновленных ФГОС НОО и ООО».
Распространение опыта взаимодействия
Трудно переоценить роль заместителя директора по НМР Тит-Аринской СОШ М.Е. Эверстовой в создании инфраструктуры единого образовательного пространства, перестройке содержания работы школ-спутников в рамках перехода на ИУП в условиях реализации предпрофильного образования. Именно она в период своей деятельности в качестве заместителя директора Тит-Аринской СОШ по НМР и УВР (2001-2020 гг.) стала идейным вдохновителем, инициатором создания и автором проектов сетевого взаимодействия трех малокомплектных школ Тит-Аринского наслега.
В апреле 2010 г. М.Е.Эверстова приняла участие в выездной коллегии МО РС (Я) в Усть Алданском улусе и представила опыт работы по теме «Модель сетевого образования малокомплектных школ образовательной сети «Тит Ары», вызвав живой интерес аудитории.
В том же 2010 г. состоялась публичная защита проекта по теме «ИУП в сети малокомплектных школ». Основная идея проекта – реализация обучения по ИУП в условиях сети малокомплектных школ. Цель проекта – разработка индивидуальных учебных планов в условиях введения ФГОС. Данному проекту был присвоен статус «Республиканская экспериментальная площадка» (приказ МО РСЯ № 01-08/662 от 5 мая 2010 года). Сетевое взаимодействие школ МО «Тит Ары» увенчалось индивидуальным учебным планом, который был успешно апробирован и обобщен в виде брошюры «Индивидуальный учебный план в сельской малокомплектной школе».
В апреле 2012 года опыт взаимодействия школ Тит-Аринского наслега по теме «Организационно-педагогическое обеспечение сетевого образования в условиях введения КПМО» был распространен на республиканском совещании, в котором приняли участие 65 школ со всей республики, в том числе из Хангаласского улуса Тит-Аринская СОШ и Октемский лицей.
В 2014 г. школа выступила с отчетом по теме «Организационно-педагогическое обеспечение сетевого образования в условиях введения КПМО» на открытом республиканском конкурсе инновационных образовательных проектов и программ на гранты Президента РС (Я).
Результативность практики
В результате системной целенаправленной работы по сетевому взаимодействию школ удалось добиться положительной динамики учебных достижений обучающихся: повышения качества образования до 46-49 % (успеваемость+олимпиадное движение+развитие детей + здоровье учащихся); стабильной поступаемости выпускников в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы (75% — 93%). Улучшились показатели участия обучающихся начальных классов в муниципальных предметных олимпиадах: (первые места по русскому языку и призовые по математике и краеведению). Также в копилке олимпиадных достижений школ сети – 2 место по географии в 10 классе, призовые по истории в 8 и 11 классах). Количество учащихся, занимающихся научно-исследовательской работой, возросло с 21 % до 24 %.
Немаловажно и то, что сетевое взаимодействие способствовало формированию коллектива единомышленников, направленного на достижение конечной цели, – повышения качества образования в едином образовательном пространстве сетевых школ, повышению профессиональной компетентности педагогов, увеличению количества педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность.
В настоящее время практика сетевого взаимодействия продолжается, обогащается ее содержание, меняются форматы.
Н.Н. Петрова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тит-Аринская СОШ им. Г.В. Ксенофонтова»
Приложение 1
О конкурсе «Современный урок с использованием технологии «Lesson Study»,
посвященном Году педагога и наставника
Всего участвовало 27 человек: 3 эксперта, 8 учащихся, 16 педагогов. Список команд:
1 команда МБОУ «Тит-Аринская СОШ им. Г.В. Ксенофонтова»:
№ |
ФИО |
Должность |
1 |
Борисова Клара Максимовна |
Учитель английского языка |
2 |
Макарова Дарья Михайловна |
Учитель биологии и химии |
3 |
Моисеева Марфа Михайловна |
Учитель русского языка и литературы |
4 |
Самсонова Розалия Иннокентьевна |
Учитель начальных классов |
5 |
Адамова Мария Ивановна |
Педагог-психолог |
2 команда МБОУ «3 Мальжагарская СОШ им. И.А. Федорова»
№ |
ФИО |
Должность |
1 |
Аммосова Нина Владимировна |
Учитель русского языка |
2 |
Архипова Инна Владимировна |
Учитель начальных классов |
3 |
Архипова Евгения Егоровна |
Учитель английского языка |
4 |
Павлова Саргылана Васильевна |
Учитель математики |
5 |
Павлов Иван Иванович |
Учитель физики, информатики |
3 команда МБОУ «Тумульская ООШ»
№ |
ФИО |
Должность |
1 |
Ипполитова Сардана Афанасьевна |
Учитель якутского языка и литературы |
2 |
Максимова Виталина Жановна |
Учитель русского языка и литературы |
3 |
Слепцова Татьяна Михайловна |
Учитель английского языка |
4 |
Кириллина Светлана Владимировна |
Учитель начальных классов |
5 |
Сивцева Ньургустана Петровна |
Учитель математики, физики и информатики |
6 |
Борисова Марфа Геннадьевна |
Учитель начальных классов |
На конкурсе были продемонстрированы современные методические наработки учителей по технологии LessonStudy, способствующие повышению качества и результативности образовательного процесса, состоялось живое обсуждение открытых уроков, которые получили
Экспертная комиссия темы уроков. Каждая команда по жеребьевке выбирала предмет урока и готовила урок в течение 60 минут.
Вторая часть конкурса состоялась в проведении урока. Из команды МБОУ » 3 Мальжагарская ООШ им. И.А.Федорова» урок по математике провела Павлова Саргылана Васильевна. Тема урока: «Умножение дробей». Из команды МБОУ «Тит Аринская СОШ им. Г.В.Ксенофонтова» урок по русскому языку провела Моисеева Марфа Михайловна. Тема урока: «Виды глагола». Из команды МБОУ «Тумульская ООШ» урок по английскому языку провела Татьяна Михайловна. Тема урока: «Члены семьи».
После всех уроков команды обсуждали между собой проведённые уроки.
Экспертная комиссия оценивала каждую группу по следующим критериям:
- Вовлеченность группы в работу;
- Коллективное планирование и обсуждение;
- Структура урока (технологическая карта);
- Разнообразие методов и приёмов;
- Взаимодействие учителя и ученика;
- Достижение целей и задач урока.
По итогам Конкурса лучшей творческой группой стала команда из МБОУ «Тит Аринская СОШ им. Г.В.Ксенофонтова», набрав 99 баллов. Команда МБОУ » 3 Мальжагарская ООШ им. И.А.Федорова» набрала 95 баллов. Команда МБОУ «Тумульская ООШ» набрала 91 балл.
Все участники получили сертификаты о распространении опыта на сетевом уровне. Лучшая творческая группа получила диплом и кубок конкурса.
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ
конкурса педагогов «Современный урок с использованием
технологии LessonStudy»
LessonStudy – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. В Хангаласском улусе, а также в нашей школе, данный педагогический подход используется с 2020 года.
Общие положения
Конкурс педагогов «Современный урок по использованию педагогического подхода LessonStudy»проводится ежегодно в МБОУ «Тумульская ООШ» МР «Хангаласский улус» в очной форме.
Цель и задачи Конкурса:
- Распространение педагогического опыта творчески работающих педагогов по использованиюпедагогического подхода LessonStudy;
- Поиск новейших методических наработок по использованиюпедагогического подхода LessonStudy, помогающих совершенствовать образовательный процесс;
- Совместное планирование, проведение, наблюдение и обсуждение урока группой учителей по использовании педагогического подхода LessonStudy.
Место проведения: МБОУ «Тумульская ООШ».
Срок проведения: 21 февраля 2023 г. в очной форме.
Заявка на участие (приложение 1) принимается до 20 февраля 2023 г. на электронную почту школы tumul_2008@mail.ru.
Порядок проведения Конкурса:
- К участию в Конкурсе приглашаются творческие группы учителей МБОУ «Тит-Аринская СОШ им. Г.В. Ксенофонтова», МБОУ «3 Мальжагарская ООШ им. И.А.Федорова», МБОУ «Тумульская ООШ».
- С каждой школы приглашается одна творческая группа учителей из 6 человек.
- В день проведения Конкурса каждая группа по жеребьевке выбирает в 6 классе предмет (английский язык, русский язык, математика) и тему урока.
- Группа совместно планирует урок, готовит технологическую карту урока в течении 60 минут.
- Один из учителей проводит урок в 6 классе на 45 минут.
- Учителя из творческой группы наблюдают и заполняют схему планирования, наблюдения и обсуждения урока по приложению 2 и проводят опрос учащихся.
- После уроков все группы обсуждают проведенные уроки на круглом столе и заполняютприложение 3.
- Взнос – 600 руб с каждой группы (Моб.банк – 89148298665 Ирина Алексеевна Д.)
Критерии экспертной оценки:
- Вовлеченность группы в работу;
- Коллективное планирование и обсуждение;
- Структура урока (технологическая карта);
- Разнообразие методов и приёмов;
- Взаимодействие учителя и ученика;
- Достижение целей и задач урока.
Подведение итогов Конкурса:
- Итоги Конкурса подводит Экспертная комиссия;
- Итоговая оценка формируется путем суммирования оценок всех членов Экспертной комиссии по всем критериям;
- Все конкурсанты получают сертификат;
- Определяется лучшая творческая группа учителей по итогам Конкурса.
Контактные номера:
- Дьячковская И.А., зам.директора по УР, 89148298665;
- Максимова В.Ж., руководитель МО учителей 5-9 классов, 89142976471.
СОГЛАСОВАНО
Начальник МУ «Хангаласское районное Управление образования»
МР «Хангаласский улус» ____________ Е.А. Мартынова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «III МООШ
им. И.А. Федорова»
_________Е.Л. Архипов
ПОЛОЖЕНИЕ
улусной научно-практической конференции школьников
«Федоровские чтения», приуроченной 100-летию образования Якутской АССР и 100-летию образования МБОУ «III МООШ им. И.А. Федорова»
Основная идея конференции
Увековечение памяти гвардии полковника авиации, участника Отечественной войны, первого летчика-истребителя из народа саха, депутата Верховного Совета ЯАССР двух созывов, Заслуженного работника народного хозяйства ЯАССР, Почетного гражданина Орджоникидзевского района, первого председателя районного комитета по физической культуре и спорта Федорова Ивана Афанасьевича, уроженца с. Харыйалах Тит — Арынского наслега.
Общие положения
- Конференция проводится один раз в два года и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской и проектной работе во внеурочное время под руководством педагогов.
- Организатором проведения научно-практической конференции является МБОУ «III МООШ им. И. А. Федорова» РУО Хангаласского улуса РС(Я).
- Основными задачами научно-практической конференции являются:
- стимулирование интереса школьников к исследовательской деятельности;
- содействие воспитанию патриотизма, формированию интереса к изучению родного края посредством популяризации знаний об истории участников ВОВ родного наслега;
- пропаганда ЗОЖ и спорта, увековечивание имен лучших спортсменов улуса;
- развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников;
- развитие у учащихся умения представлять и защищать результаты проведенной проектной, исследовательской работы.
4.Тематические направления исследовательских работ:
- секция «Великая Отечественная война в исторической памяти народа»;
- секция «Спорт любить – здоровым быть!»(физкультура, спорт, валеология);
- секция «Военная слава родного края»
Порядок проведения НПК
- НПК проводится в один этап: в срок до 9 марта 2022 года участники предоставляют в Оргкомитет в электронном виде заявку вместе с работами, тезисами, презентациями, квитанциями об оплате взноса.
- Участие в НПК предполагает публичную защиту исследовательской работы через платформу ZOOM в формате компьютерной презентации продолжительностью до 7 минут и дискуссию продолжительностью до 3-х минут. Время, идентификатор и код доступа будут информированы.
- Время проведения НПК: 10 марта 2022 года
- Место проведения: МБОУ «III МООШ им. И. А. Федорова»
Порядок участия в НПК
- Участниками конференции могут быть учащиеся 5–9 классов общеобразовательных школ Хангаласского улуса.
- Для участия в НПК участники направляют в Оргкомитет заявку (Приложение 1), исследовательские работы, тезисы работы, презентации в электронном виде, квитанцию об оплате участия на электронный адрес: chkalov2013@inbox.ru
- Все материалы отправлять вложенным файлом.
- Материалы, оформленные с нарушением настоящего Положения, к рассмотрению не принимаются. Работы, направленные на НПК, не рецензируются и не возвращаются.
Оргкомитет гарантирует сохранность интеллектуальной собственности участников НПК. - Оценивание работ на заочном выступлении через платформу ZOOM производится в соответствии с критериями (Приложение 2).
- Решения, принятые жюри по итогам представления работы не обсуждаются.
- Участники конференции, представившие лучшие работы, награждаются дипломами I, II, III степени.
- Оргкомитет учреждает поощрительные грамоты участникам НПК за оригинальные работы.
- Организаторы конференции и иные заинтересованные лица могут установить свои награды.
- Все участники конференции получают сертификат участника научно-практической конференции школьников «Федоровские чтения».
- Участие в НПК является платным. Организационный взнос за участие в НПК – 150 руб.
- Контактная информация организаторов: с. Чкалов ул. Мира 10, тел: 29207, Старостина Мария Ивановна 89142296214.
ПОЛОЖЕНИЕ
улусной научно-практической конференции
«Соломоновские чтения» для обучающихся 5-9 классов
Общие положения
Настоящее положение определяет цели и задачи, порядок проведения и условия участия в научно-практической конференции «Соломоновские чтения» среди учащихся 5-9 классов школХангаласского улуса.
Соломонов Никита Гаврилович, ученый с мировым именем, специалист в области биологии
и экологии животных, заслуженный деятель науки РСФСР и Якутской АССР, член —
корреспондент Российской академии наук, академик Академии наук Республики Саха (Якутия),
академик Международной Академии по экологии и безопасности жизнедеятельности, профессор,
доктор биологических наук. Автор и соавтор более 600 научных работ, в том числе 13
монографий и учебных пособий по актуальным вопросам биологической науки и охране
окружающей среды. Он внес большой вклад в изучение проблем аутэкологии, популяционной
экологии и эколого-физиологических адаптации животных, структуры и функционирования
северных экосистем, охраны окружающей среды Крайнего Севера. Соломонов Н.Г. — член
редколлегий академических журналов «Экология», «Известия Сибирского отделения АН СССР»
(«Сибирский экологический журнал»), «Криобиология», «Криосфера Земли», «Природные
ресурсы Арктики и Субарктики» (ранее «Наука и образование»), член президиума Центрального
Совета Всероссийского териологического общества, член Координационного совета
республиканской научно-исследовательской программы школьников «Шаг в будущее» при
Президенте РС (Я) и многих других общественных организаций.
- Цель и условия участия на конференции:
Цель конференции: выявление и поддержка творческой инициативы учащихся 5-9 классов
школ Хангаласского улуса
Категория участников: учащиеся 5-9 классов школ Хангаласского улуса.
Условия участия:
- Участники Конференции отправляют заявки (приложение 1) на электронную почту школы
tumul_2008@mail.ru в срок до 22 ноября 2023 г.
- Конференция проводится в очном формате в МБОУ “Тумульская ООШ” 24 ноября 2023 г.
- Взнос за участие 200 рублей на одного участника Конференции.
- Наименование секций научно-практической конференции
«Соломоновские чтения»
Научно-практическая конференция «Соломоновские чтения» проводится по секциям:
1 секция. Биология и медицина:
− Ботаника;
− Зоология;
− Медицина;
− Спорт и ЗОЖ;
− Сельское хозяйство.
2 секция. Науки о Земле и окружающей среде:
− География;
− Геология;
− Палеонтология;
− Экология.
3секция. Культура и искусство:
− Культурология;
− Мода и дизайн;
− Музееведение;
− Краеведение.
- Методические рекомендации для участников конференции
Работы участников: работой участника считается научно-исследовательский проект,
выполненный одним обучающимся или группой обучающихся. Один участник может
представить не более одной работы, независимо от того, индивидуальная она или групповая.
Перечень необходимых материалов для участия:
- Заявка на почту tumul_2008@mail.ru (приложение 1)
- Презентация. Требования к оформлению презентации:
- Формат *.pdf, *.pptx;
- Рекомендуемый объем не более 17 слайдов/страниц.
- Экспертиза исследовательских работ обучающихся
Для экспертизы исследовательских работ учащихся создается экспертная комиссия в
каждой секции в составе не более 3 человек. Состав экспертной комиссии утверждается
Организатором.
Эксперты защиты оценивают у обучающихся качество представления доклада,
коммуникативные способности, лексико-грамматическое и фонетическое оформление
выступления, качество ответов на вопросы. Обязательные требования к содержанию работы:
- Оригинальность — в работе не должно содержаться значительных заимствований (не
менее 70% текста должно быть оригинальным, авторским), при том обязательны должны быть
ссылки на неавторский текст.
- Этичность — работа не должна нарушать морально-этические нормы;
- Здравый смысл/научность — полученные результаты не должны противоречить
основополагающим законам природы, общества и мышления, не должна наблюдаться очевидная
лженаучность используемого подхода.
Критерии для оценки работ:
- Критерий 1. – самостоятельность проведенной работы;
- Критерий 2. — уровень ответов на вопросы, их глубина и качество;
- Критерий 3. – методика работы;
- Критерий 4. – качество результата (новизна, объем полученных и введенных в анализ
данных);
- Критерий 5. – анализ области исследования, ранее проведенных исследований,
примененных методов и решений.
Рекомендуется в случае равенства баллов приоритетом при определении лучших
участников считать сумму первых 3 критериев.
- Подведение итогов конференции
По итогам экспертизы составляется единый рейтинг участников секции и составляется
итоговый протокол с результатами.
Все участники Конференции получают сертификаты.
Победители и призеры Конференции награждаются дипломами лауреата и дипломанта I, II,
III степеней соответственно. Руководители учащихся награждаются благодарственными
письмами за качественную подготовку участников Конференции.