Школьный пресс-центр как средство разностороннего развития и социализации обучающихся малокомплектной школы  

Из опыта создания медиацентра  в  МБОУ «Иситская СОШ»  

       

Автор практики: У.И. Соломонова, учитель русского языка и литературы   

Участники практики:

  • обучающиеся Иситской СОШ:
  • руководитель практики

Сроки реализации практики: октябрь 2013 г. по декабрь 2021 г.

 

Введение

Мы живем в век информации и возникновении общества, основанного на обмене информацией. Человек, освоивший информационную грамотность, умеет работать с любой информацией, владеет способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно и потому имеет возможность получать качественное образование.      

Большая роль в подготовке всесторонне развитой,  культурной, информационно грамотной  личности, способной найти  достойное место в современном обществе, отводится общеобразовательным школам.

Иситская средняя общеобразовательная малокомплектная школа — сад находится в самом отдаленном от центра селе  Хангаласского улуса, возникшем в 40-е годы 18  века.  В связи с отдаленностью и сложной транспортной схемой учащиеся мало выезжают за пределы наслега, находятся в узком социальном окружении, поэтому социокультурная роль местной школы здесь особенно велика.  

В условиях малокомплектности и  отдаленности школы от центра особенно остро стоят проблемы развития коммуникативной культуры школьников, формирования навыков общения и сотрудничества, поддержки творческой самореализации обучающихся.  Решению этих проблем может содействовать создание школьного медиапространства. Поэтому  возникла необходимость создания в школе пресс-центра, призванного развивать социальные навыки, гражданское самосознание, исследовательское и творческое мышление школьников.

Пресс-центр «Медиа»

В октябре 2013 года в Иситской СОШ был создан школьный пресс-центр «Медиа», который охватил детей с 5 по 11 классы. В начале реализации проекта в него перешли выпускники начальной школы, которые посещали кружок «Проба пера», т.е. в определенной мере подготовленные дети. Таким образом, была обеспечена преемственность кружковой работы творческого направления.

Цель создания пресс-центра «МЕДИА»: создание условий для роста личностного потенциала ребенка (речевого развития, повышения грамотности; развития его коммуникативных, художественных, творческих способностей; самовыражения, самосовершенствования, социализации) через включение в различные формы журналистской деятельности.

Для   достижения этой цели были определены следующие задачи:

         — приобщение обучающихся к чтению СМИ;

        — создание пресс-центра – профильного детского объединения в школе;

        — обучение детей основам журналистики на занятиях пресс-центра;

        — издание школьной газеты «Иситский вестник»;

        — проведение мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей;

        — обучение школьников программам Publisher, Power Point, Photoshop и др.       

Членами «МЕДИА» стали самые активные, любознательные, творческие обучающиеся Иситской СОШ. Занятия в пресс-центре проводились два раза в неделю в формате коллективной, групповой и индивидуальной работы. Конечным продуктом коллективного труда пресс-центра являлась газета «Иситский вестник». Само название газеты указывало на то, что в ней отражается не только жизнь школы, но и жизнь села. Другими словами, являясь школьной газетой, «Иситский вестник» выполнял также функции сельского издания, так как поднимал темы, которые касались всех жителей села.

Задачи, которые я как руководитель ставила перед юнкорами в процессе подготовки и издания газеты, всегда соотносились с их интересами и способностями. Ученик сам выбирал, в каком качестве он будет заниматься в конкретном случае: корреспондента, дизайнера, фотографа, социолога и др. По мере обучения и выявления потенциальных возможностей ребенка происходила корректировка поставленных перед ним задач, определялись новые профессиональные роли. 

Учащиеся самостоятельно находили героев очередного номера газеты, договаривались насчет интервью, находили нужную информацию, писали тексты в жанрах заметок, эссе, интервью, репортажа, статьи; набирали тексты.

Редактированием текстов занималась я, мне помогали юнкоры из числа наиболее грамотных ребят. На заседаниях пресс-центра коллективно обсуждались поступившие материалы, определялись рубрики и герой номера, центральная тема, составлялся макет будущей газеты. Постоянными были рубрики: «Школьные новости», «Сельские новости», «История», «Праздники», «Собеседник», «Экспресс-опрос».

Производство газеты, пусть даже на уровне школы – это пример классической технологической цепочки. Элементарные навыки набора текста, грамотной работы с компьютерными файлами, умение работать с информацией появляются именно в процессе подготовки номера. Таким образом, обучение юнкоров азам журналистики осуществлялось в процессе создания реального творческого продукта, в нашем случае, – газеты.

На страницах издания ребята представляли на суд читателей свои литературные творения: сказки, рассказы, стихи; рассказывали о новостях школы, мероприятиях, проводимых в школе и в классе. Также они писали об интересных фактах из истории развития школы, села, о ветеранах войны и тыла, известных людях села, освещали важные события, происходившие в селе, будь то встреча лидеров молодежи из соседних сел, помощь школьников ветеранам труда или чествование особо отличившихся тружеников села. Порой газета ставила и острые социальные вопросы, призывая читателей к их решению. Есть примеры того, как материалы газеты помогали решить проблемы не только образовательного учреждения, но и населенного пункта.

За время функционирования школьного пресс-центра было издано 29 номеров газеты «Иситский вестник», которая выходила тиражом в 30 экземпляров и распространялась по всему селу. Газета стала для всех сельчан, том числе родителей, открытым окном в мир школьных и сельских новостей, раскрасила их жизнь новыми яркими красками и эмоциями. Пожалуй, можно даже сказать, что газета превратилась в своеобразную летопись школы и села. Она была очень востребована, читатели с нетерпением ждали каждый ее номер в предвкушении интересной разноплановой информации. Благодаря этому у юнкоров появлялась уверенность в своих силах и осознание того, что от них тоже зависит, каким будет общество, в котором они живут, и что они могут изменить его к лучшему. В результате заметно повышалось гражданское самосознание школьников.

Деятельность юнкоров не ограничивалась журналистикой: они занимались краеведением, научно — исследовательской деятельностью, принимали участие в различных  творческих конкурсах.  И все это тоже находило свое отражение на страницах газеты.

Кроме того, что пресс-центр «МЕДИА» издавал газету, он еще выпускал книги, сборники творческих работ юнкоров и принимал участие в различных конкурсах, проводимых в медиапространстве улуса и республики. В мае 2015 года Капитонова Маша составила и выпустила самодельную книгу «Ветераны Великой Отечественной войны с. Исит Хангаласского улуса», состоящую из 23 страниц, в которой она собрала биографические данные ветеранов ВОВ. Со своей книгой Маша победила сначала в кустовой, далее – в улусной научно-практической конференции  «Никифоровские чтения».

К 70-летию Великой Победы юнкоры собрали богатый материал об участии земляков в ВОВ и подготовили выставку «Иситчане в Великой Отечественной войне», которая была представлена в краеведческом музее им. Ем. Ярославского.

В мае 2017 г. юнкоры, учащиеся 6 класса, выпустили книжку «В мире сказок», куда вошли 14 сказок. В феврале 2018 г., к 275-летию Иркутско-Якутского тракта, пресс-центр выпустил книгу «Ямщицкие сказки». Для этого дети сначала изучили историю почтового тракта, затем на основе изученного сочинили сказки про ямщиков. При этом авторы постарались наиболее реально передать события из жизни ямщиков, хотя в этих сказках, согласно жанру, есть место вымыслу и фантазии.   

В мае 2018 г., к 120-летию школы был проведен заочный кустовой конкурс сочинений «Золотое перо», в котором приняли участие учащиеся Иситской и Синской школ. По итогам конкурса пресс-центром был издан сборник сочинений с рисунками авторов.

Результативность деятельности пресс-центра «МЕДИА»

Для выявления эффективности деятельности пресс-центра «МЕДИА» было проведено  анкетирование юнкоров и исследование по методике изучения коммуникативных и организаторских способностей школьников (КОС) Б.А. Федоришина, а также по методике оценки на общительность по тесту С.В. Ряховского.

Итоги исследований и анкетирования показали результативность работы школьного пресс-центра, а именно: за годы занятий в пресс-центре «МЕДИА» юнкоры овладели азами журналистики, научились работать на ПК, грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ, извлекать информацию из различных источников. Их речь стала грамотнее, образнее, ярче, они стали более общительными, коммуникабельными и активными.

Журналистские работы иситских юнкоров публиковались в улусной газете «Хангалас» и в республиканских газетах «Юность Севера», «Спорт Якутии», а также в социальной сети «Вконтакте» в группе «Новости Покровска и Хангаласского улуса». Ежегодно юнкоры принимали успешное участие в республиканском форуме «Юнкоры – рыцари пера»

Мы гордимся тем, что пресс-центр Иситской СОШ неоднократно занимал призовые места в конкурсах СМИ и тем, что среди наших юнкоровцев – лауреаты журналистских премий. (О достижениях пресс-центра и юнкоров читайте в Приложении).

Уверена, что знания и навыки, приобретенные на занятиях пресс-центра, стали основой для творческой самореализации и социализации юных корреспондентов.

                                                     У.И. Соломонова, учитель русского языка и литературы,

                                                                          руководитель пресс-центра «МЕДИА»  

КЮАР КОД

                                                                                                                               Приложение

Достижения пресс-центра «МЕДИА» и юнкоровцев

  • Федоров Айхал стал лучшим юнкором по итогам 2013 года (лауреат им. А.Яковлева), получил денежную премию от главы МР «Хангаласский улус» Юрия Зайцева;
  • Иванова Настя стала лауреатом им. А. Яковлева по итогам 2014 года. Пресс-центр «Медиа» стал лучшим и получил премию от семьи Яковлевых;
  • Суханова Валерия стала лауреатом им. А. Яковлева по итогам 2015 года;
  • Айхал Федоров — лауреат в республиканской НПК «Шаг в будущее» в секции «Общественные науки» с темой «Роль школьной прессы в жизни общества села» (январь, 2015);
  • Диплом I степени в Республиканском семейном конкурсе самодельных книг «Книжный Бум»
  • В Республиканской премии малой прессы за заслуги в области детской и юношеской прессы, проводимой СВФУ им. М.К. Аммосова пресс-центр победил в номинации «За лучшее освещение школьной жизни» (2015 г.);
  • В Республиканской премии малой прессы за заслуги в области детской и юношеской прессы, проводимой СВФУ им. М.К. Аммосова пресс-центр получил диплом 3 степени в номинации «Лучшее издание» (2016 г.);
  • Улусная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»: Суханова Валерия «Школьная журналистика как средство развития коммуникативных способностей учащихся малокомплектной школы» — Диплом 1 степени
  • Республиканская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»: Суханова Валерия «Школьная журналистика как средство развития коммуникативных способностей учащихся малокомплектной школы» — сертификат.
  • НПК «Ямщицкие чтения»: Суханова Лера, диплом 1 степени.
  • Республиканская НПК «Ксенофонтовские чтения», Суханова Валерия, диплом 3 степени.
  • Республиканский конкурс «Премия малой прессы», газета «Иситский вестник» — диплом победителя «Лучшее освещение школьной жизни», также сертификаты участников, газета «Иситский вестник», сертификат о распространении опыта;
  • ноябрь, 2016 г.- XX улусная научно-практическая конференция «Шаг в будущее», 1 участник, диплом 1 степени;                                                        
  • февраль, 2017 г. – улусная научно-практическая конференция «Ямщицкие чтения», 2 участника, сертификаты и диплом 1 степени;
  • Март, 2018 г. – Улусная научно-практическая конференция «Ямщицкие чтения», диплом 3 степени и сертификат.