ЭЛЛЭЙ — ПРАРОДИТЕЛЬ НАРОДА САХА, НОВАТОР, КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ

Эллэй

Тяга к образованию – характерная черта хангаласцев испокон веков…

В уникальном труде Г.В. Ксенофонтова «Эллайаада» повествуется о том, что отец Эллэя Дьура Хаан (по другим версиям, его звали Арсаах и Татаар Тайма), имел книгу, и это означает, что был он образованным человеком.

Эта книга подсказывала отцу и сыну путь из южных краев в далекие северные. По дороге Дьура Хаан, умирая, в своем последнем слове сказал сыну: «Ты книгу не бросай и держи всегда при себе. Тогда ты выйдешь в люди! Вот скоро ты доберешься до большой реки. Привяжи себя к бревну и плыви по этой реке. Не погибнешь!»

Существует несколько версий дальнейшей судьбы книги. По одной из них, книга, представлявшая собой камень с нанесенными на него письменами, хранится на хангаласской земле. Свидетельство тому – руны, доказывающие наличие у народа саха своей письменности.     Образно говоря, руны – это страницы древней книги, которые написаны нашими предками. Их надо разгадать, прочитать, и тогда откроется ИСТИНА.

ЭЛЛЭЙ

Эллэй — прародитель якутов

По данным фольклорных источников народа Саха, их первопредками являются Омогой и Эллэй – герои исторического предания Г. В. Ксенофонтова считал их «мифическими героями», а Г. У. Эргис называл «легендарными». По В.М. Никифорову, образ Эллэя имеет черты и эпического первопредка, и мифического родоначальника, и культурного героя.

Эллэй, — безусловно, мифологический прародитель народа. В этой личности заключается тысячелетняя история народа Саха. Но мы будем исходить из того положения, что Эллэй является олицетворением якутского образа идеального человека, прародителя всех добрых качеств людей племени айыы.

Ранее высказывалось мнение, что Эллэй – реальная историческая личность. При этом исходили из того факта, что Эллэй выступает как сын татарского царя. А древние тюрки называли татарами монголоязычных шивеев, близких к киданям. Отсюда имя Эллэя сравнивают с фамилией царей киданей Елюй.

По свидетельству И. Я. Линденау, в первой половине 18 в. Была распространена другая версия легенды о первопредках якутов: Омогой и Эллэй жили по верховьям Лены, относящимся ныне к территории Иркутской области. На среднюю Лену Саха привел внук Эллэя  Бадьай Тойон, который является прадедом Тыгына, во времена которого прибыли первые русские землепроходцы.

Известный тюрколог П. М. Мелиоранский выводил имя «Эллэй» из древнетюркского эллиг, т. е. «имеющий свой эть». О. Бетлинг имя Эллэя производил от уйгурского alla «образователь роды», «распадаться на роды». Но сначала слово эль означало «государство». Таким образом, Эллэй имеет свой эль, т. е. Эллэй – правитель самостоятельного государства.

Следует рассмотреть причину появления Эллэя на средней Лене. Так, по одной версии, Эллэй ранее жил в татарском городе, оттуда убежал от притеснений сумасшедшего царя. По другой версии, он бежал от притеснений монголов.

Еще повествуется о том, что отцом Эллэя был татарский царь, по имени Джура-Хаан. Его сын Эллэй бежал в нашу страну, когда его отец воевал с русскими. Таким образом, этническая принадлежность и Омогоя, и Эллэя не ясна: в одних преданиях они буряты, в других – татары и киргизы. Но ясно одно: они вынуждены были искать спокойные для жизни места.

Особый интерес представляет один вариант предания о прародителе Саха Эллэе, по которому тот будто бы плыл вниз по Лене на судне, сделанном из кож. В одном варианте отец просит Эллэя похоронит его вместе с конем. Он объяснял это так: если покойника отправить на тот свет без коня, то в будущем потомки станут трусливыми ,по жизни не будет скакать ,как конь. В этой связи следует привезти тот факт, что носители культуры погребений с конем связываются с завершающей волной тюркоязычных переселенцев, окончательно определившей язык и культуру этноса Саха.

Эллэй не сумел сохранить книгу отца, она утонула в реке. Так якуты потеряли свою письменность. Значит, наш Эллэй на родине был грамотным человеком. Он приплыл в наш край, сев верхом на корягу.

Таким образом, Эллэй – прежде всего был миролюбивым и свободолюбивым человеком. Он не терпел гнета и своеволия ханов и не любил войну. Поэтому и он присоединился к тем людям, которые скрывались от бесконечных войн в таежной глуши северной реки, или возглавил их.

Эллэй здесь остановился в местности, которую он назвал чтимым местом Бахай, начальным местом Бэлэнтэй. В одно время к жилью Омогоя стали приплывать по реке сверху утиные перья и щепки, рубленные пальмой. Когда Омогою донесли об этом, он очень сильно рассердился на этого человека, осмелевшего охотится в его владениях. Семь работников Омогоя в десяти верстах ниже теперешнего Покровского селения обнаружили голого человека, сидевшего на берегу Лены. Судя по наружности, он был человеком из знатного рода, благородной крови.

Работникам Омогоя Эллэй также говорит о том, что он был человеком знатного рода на свой родине: «Я тоже создан, живу по велению Чынсгыс-Хаана и Одун-Хаана, будучи связан с матерью-землей как бы тонкий волосяной бечевкой, а ко всей вселенной, будучи прикреплен тонкой нитью. Был я кровью человека ханского звания, родовитого человека дитятей, порождением чтимого человека, знатного человека потомков.

Но так как он был очень красивым на вид человеком, то работником Омогоя его одели в самую лучшую одежду, какую имели и привели его к своему владыке. Этот пришелец, поступив на работу к Омогою, очень понравился ему из-за своего трудолюбия. Он полюбил нашу страну из-за обилия пищи и богатого промысла. Охотился он на коне, при этом брал собой арбалет. Омогой полюбил Эллэя больше, чем дочерей, так как тот был превосходным промысловиком.

Фигура Эллэя – легендарного героя требует дальнейшего изучения. Его личность, как мы показали, сравнима с известными деятелями мировой истории. Он фигура такого же масштаба, как древнееврейский Иаков или древнеримский Эней. Поэтому сочетает в себе все добродетели, которые затем становятся характерной особенностью его потомков – людей народа Саха. Это миролюбие, трудолюбие, ум и способность к разнообразному творчеству.

Эллэй, женившись на младшей дочери Омогоя, поселился у озера Сайсар. В легендах Эллэй рисуется религиозным учителем и культурным героем. Он первый горшечник, искусный кузнец-ювелир. С ним связаны хозяйственные нововведения: изобрел кумысную утварь, построил жилище туруорбах балаган. Эллэй, очевидно, является олицетворением тюркоязычных кыпчакских предков якутов из Южной Сибири.

Эллэй имел четырех сыновей: Мунньан-Дархана, Кюрсэн-Дархана, Мэнги-Дархана и Дэги-Дархана. Все четверо были храбрые и мужественные люди. В те времена, рассказывают, в нашем краю жило много тунгусов. Сыновья Эллэя, породнившись с якутами, стали притеснять тунгусов.

Вскоре после этого тунгусы убили Эллэя и всех его сыновей. От потомства Эллэя остался только четырехлетний мальчик. Его, какими-то судьбами оставшегося живых, нашла бедная старушка и воспитала его. Это был внук Эллэя, сын Мунньан-Дархана. Этот ребенок в возрасте шести лет, играя подняв копье острием вверх, сказал:

«Хара-Суорун-Улуу-Тойон, создавший меня! Тунгусы нас, невинных, обидели, стерли наш род с лица земли. Если суждено мне отомстить всем врагам моим, ниспошли свыше кровавый символ духа войны и убийства!»

В ответ на это на самом острие копья очутился сгусток крови. Ребенок тотчас же проглотил этот сгусток. С того момента он быстро вырос и стал грозным человеком. Когда ему было только десять лет, он всех превосходил силой, умом и знанием.

«Высокочтимых людей потомок, знатного рода отпрыск – Тыгын» — так наименовала его воспитавшая старуха.

УДК 398.224:575.1

 

Легендарный РОДОНАЧАЛЬНИК ЭЛЛЭЙ И ЭФФЕКТ основателя в популяции саха

Тихонов Д.Г.

ГОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова», НИИ Здоровья,

Якутск, e-mail: Tikhonov.Dmitri@yandex.ru

Эллэй – герой широко распространенных легенд о первопредках одного из самых многочисленных коренных народов арктического циркумполярного региона – саха. Проведен анализ литературных источников, начиная с XVII в., в которых имеются упоминание или сюжеты легенды об Эллэе. На основании проведенных исследований сделано заключение, что легенда о родоначальнике саха Эллэе с высокой степени вероятности рассказывает о реальных историях предков саха на средней Лене. Возможно, эти истории связаны с событиями, произошедшими в киданьской империи Ляо в период ее заката. Поиски генетических маркеров легендарного Эллэя и проведение генетических исследований захоронений киданьской знати могут подтвердить или опровергнуть данную гипотезу. Наличие эффекта основателя косвенно указывают на резко ограниченное количество основателей популяции саха по отцовской линии. Ограниченное количество основателей популяции саха может быть причиной накопления ряда генетических заболеваний.

Ключевые слова: Эллэй, исторические предания, эффект основателя, кидань, накопление наследственных заболеваний

Эллэй – герой широко распространенных легенд о первопредках одного из самых многочисленных коренных народов арктического циркумполярного региона – саха.

Крупным исследователем древних легенд об Эллэе был известный ученый-этнограф, просветитель и общественный деятель Г.В. Ксенофонтов. Собранные материалы по мифологии и легендарной истории саха он собирался издавать под названием «Эллэйада», видимо, под впечатлением от поэм Гомера «Илиада» и «Одиссей». К сожалению, этот труд был издан после его смерти, лишь в 1977 г. В преди-

словии к изданию академик А.П. Окладников метко отметил: «Уже само по себе название нового труда по якутскому фольклору чем-то напоминало рассказы Гомера о троянской войне. … Оставалось теперь, подобно Шлиману, найти свою Трою!» [1].

Среди исследователей этногенеза саха Эллэй рассматривается как мифический образ [11] и как легендарный герой. Впервые об Эллэе как исторической личности заговорил тюрколог Ю.И. Васильев. Ссылаясь на своего учителя, известного тюрколога и монголиста В.М. Наделяева, он выдвинул

гипотезу о том, что Эллэй, возможно, является представителем киданьской династии Элюй [2]. В 2008 г. мы поддержали гипотезу Ю.И. Васильева [12]. Теперь, на основе обзора существующих литературных источников, попытаемся прояснить, насколько правдоподобна эта гипотеза. В качестве источников использованы данные современных исследований по генетике.

Материалы и методы исследования

Нами проведен анализ литературных источников начиная с XVII в., в которых имеются упоминание или сюжеты легенды об Эллэе, Для анализа были отобраны более современные публикации в академических изданиях или в реферируемых журналах.

Результаты исследования и их обсуждение

Опубликовано около сотни вариантов преданий об Эллэе. Сюжет большинства этих преданий сводится к следующему. Молодой человек с именем Эллэй, или Эр Соготох Эллэй, сын знатных родителей, со своим престарелым отцом убегает от войны. По пути отец умирает. Дальше Эллэй, сев на дерево с кроной, плывущее по реке Лена, спускается по ней вниз. Он пристал к берегу реки вблизи от того места, где жил богач по имени Омогой и поступил к нему на работу. Проработал несколько лет, понравился хозяину и тот предлагает взять в жены свою дочь. Эллэй из двух дочерей хозяина выбрал некрасивую приемную дочь. Они зажили хорошо и, Эллэй ввел в жизнь нововведения в коневодстве, усовершенствовал жилища, посуду, устроил первые ысыахи. После себя он оставил большое потомство, впоследствии становившихся родоначальниками саха [4 – 6, 14].

Первые косвенные свидетельства о легенде мы встречаем в трудах Избранда Идеса, описавшего свое путешествие в Китай в 1696 – 1698 гг. во главе посольства, отправленного из Москвы. В своих записках он пишет о саха: «Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и Калмыцкой земель, что их вытеснили оттуда русские и поэтому им приходится жить в зимовьях этой области [средняя Лена]» [3]. Поражение и побег являются основным мотивом легенды об Эллэе. Но от какого народа получили поражение сородичи Эллэя, остается вопросом. На якутском языке народ, который поверг эллэевский род, называется «нуучча».

Переводчики на русский язык переводят это слово как «русский». Однако, возможно, что словом «нуучча» в легендах называется другой народ – чжурчжэнь («нюйчжэнь», «ниучи», или, по саха, «нуучча»). Известный тюрколог Ю.И. Васильев предложил в переведенных текстах легенд написать слово «нуучча» без перевода на русский язык, имея в виду, что в легендах, возможно, упоминается не русский народ, а чжурчжэнь [2].

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что Избранд Идес услышал пересказ перевода легенды о переселении саха. Более подробное описание легенды мы находим у участников Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.). Так, Г. Миллер записал легенду о происхождения чоканья у саха [8]. Героя легенды зовут Эр Соготох. Сюжет легенды в основном совпадает с сюжетами многих, более поздних вариантов легенды об Эллэе, переписанных Г.В. Ксенофонтовым, С. Боло и другими исследователями.

Об Эллэе подробно пишет Я. Линденау (работал в составе Второй Камчатской экспедиции на территории Якутии в 1741-1745 гг.). Он пишет, что человек по имени Эр Соготох, или именуемый как Эллэй, пришел к батулинцу Омогону в верхней Лене и женился на его дочери. К сожалению, у Линденау нет сведений, откуда прибыл Эллэй к Омогону. Но он впервые считает Эллэя родоначальником саха, подробно описал 8 сыновей Эллэя, от которых произошли 6 якутских родов [6].

Тщательный анализ различных вариантов легенды об Эллэе, собранных Г.В. Ксенофонтовым, провел в 2008 г. Ю.И. Васильев [2].

В том же году опубликована наша работа в виде эссе, где одна из глав посвящена легенде об Эллэе [12]. В связи с тем, что работа Ю.И. Васильева опубликована на якутском языке, более подробно осветим ее основные моменты. На основании анализа Ю.И. Васильев делает 6 основных заключений:

  1. Почти во всех вариантах легенды Эллэй представлен родом из татар, и лишь в двух  вариантах утверждается – в одном, что он родом из бурят, а в другом из тунгусов. В писаниях Кюл Тегина татарами называли монголоязычные племена шивей.

А в китайских источниках шивеями называли северных монгол. Можно предположить, что Эллэй является представителем монголоязычных киданей (шивей).

  1. Почти все рассказы повествуют о благородном царском происхождении Эллэя. Похожую на Эллэй фамилию носила киданьская династия Элюй. Из этого можно предположить, что Эллэй был мальчиком тегином (принцем).
  1. Преобладающее большинство вариантов легенды объясняют бегство Эллэя от притеснений и войны с народом «нуучча».

Под народом «нуучча», возможно, имелись в виду тунгусоязычные нюйчжи. ««Нюйч-жэнь» – испорченная китайская транскрипция слово чжуличжэнь или чжурчжэнь, которое служило общим обозначением для тунгусских племен, занимавших восточную половину современного Дунбея (Маньчжурия). Кидане изменили это название на «нюйчжи».

  1. Возможно, Эллэй прибыл на среднюю Лену между 1120-1130 гг.
  2. Как свидетельствуют материалы легенды Эллэй убегал со своей родины в северо-западном направлении (варианты легенды №№ 3, 189 и 190) [6]. Таким образом, он мог приехать с Дальнего Востока (Маньчжурии).
  3. Монголизмы в язык саха, возможно, привнес Эллэй.

Основная заслуга Ю.И. Васильева в изучении «Эллэйады» заключается в том, что он впервые допустил, что Эллэй является реально существующей исторической личностью, опровергнув устоявшиеся мысли об Эллэе как мифическом образе и легендарном герое.

Согласно легенде, Эллэй спрятал своего отца в суму из бычьей кожи и на коне отправился в северо-западном направлении. Они могли передвигаться по реке Амур в начале апреля и, возможно миновали Зею до ледохода. перешли степь и в горах, в верховьях реки умер отец. Дальше Эллэй достиг среднего течения Лены, сплавляясь по реке. Опровергнуть или подтвердить гипотезу о киданьских корнях легендарного Эллэя могут генетические исследования. В частности, исследование особенностей ДНК Y хромосомы, которая без изменения (за исключением небольших участков концевых отделов хромосом) передается от отца к сыну. Таким образом, генетическую информацию по отцовской линии можно проследить на сотню и тысячу поколений назад, вплоть до гипотетического Адама. При возникновении мутации она будет передаваться из поколения в поколение и таким образом можно проследить всю предковую линию, вплоть до основателя.

Империя Ляо киданьской династии Элюй существовала с 916 по 1125 г. н.э. и разрушена чжурчжэнами (нючжи). Упоминания о киданях в китайских летописях исчезли в период династии Мин (1638-1644) и было неизвестно, что с ними случилось. Генетическое исследование mtDNA 9 захоронений рода Элюй и Сяо империи Ляо близ городов Чифень (Внутренняя Монголия) и Фусинь (провинция Ляонин) выявило, что кидане генетически близки к даурам, северным китайцам и монголам. Довольно близки они орочонам, бурятам и эвенкам [15]. К сожалению, исследователям не удалось выделить ядерный ДНК из погребений киданьской аристократии. По поводу судьбы императора киданьской династии Элюй Янь-си, захваченного императором нючжи Агудой, Бичурин Н.Я. пишет: «Нючжи взяли Кхай-фынь-фу, столицу Китая, и увезли двух государей за границу, где они в крайней бедности жизнь кончили на берегах Амура (в городе Ву-го-чен, находившемся при впадении Сунгари-улы в Амур) [1]». Смирился ли со своей участью император Янь-си или все-таки тайно сбежал из ссылки со своим загадочным спутником?

Обзор публикаций, посвященных генетическим исследованиям популяции саха, выявил наличие четких признаков эффекта основателя, крайне низкий уровень полиморфизма ДНК маркеров Y-хромосомы, абсолютное преобладание одного модального гаплотипа Y-хромосомы, высокий уровень накопления одних наследственных заболеваний и отсутствие других [7, 9, 10, 13, 16].

Все эти факты косвенно указывают на резко ограниченное количество основателей популяции саха по отцовской линии.

Заключение

Таким образом, на основании проведенных исследований сделано заключение, что легенда о родоначальнике саха Эллэе высокой степени вероятности рассказывает о реальных историях предков саха на средней Лене.

Возможно, эти истории связаны с событиями, произошедшими в киданьской империи Ляо в период ее заката. К сожалению, вплоть до настоящего времени нет прямых данных, подтверждающих гипотезу киданьского происхождения Эллэя. Более тщательные и скрупулезные исследования генетических маркеров загадочного Эллэя в палеоматериалах киданьской аристократии и среди современных их потомков в Китае, а также поиски могилы легендарного Эллэя могут подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

Ограниченное количество основателей популяции саха может быть причиной накопления ряда генетических заболеваний.

Работа выполнена в рамках реализации НИР №1743 Минобрнауки РФ в части поиска фундаментальных основ накопления ряда наследственных заболеваний в популяции саха.

Список литературы

  1. Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи / Н.Я. Бичурин. – М.: Восточный дом, 2002. – С. 167–168.
  2. Васильев Ю.И. Мой родной древний язык / Ю.И. Васильев. – Якутск: Бичик, 2008. – С. 20–25. На якутск. яз.
  3. Избранд И. Записки о русском посольстве в Китае (1692-1695) И. Избранд, А. Брандт. – М.: Глав. ред. восточной лит-ры, 1967. – 403 с.
  4. Исторические предания и рассказы якутов / Ин. языка, лит-ры и истории (АН СССР. Якутский филиал); Ред. Эргис Г.У. – М.: Изд. АН СССР, 1960, т.1. – 322 с.
  5. Исторические предания и рассказы якутов / Ин. языка, лит-ры и истории (АН СССР. Якутский филиал); Ред. Эргис Г.У. – М.: Изд. АН СССР, 1960, т.2. – 350 с.
  6. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. – М.: Наука, 1977. – 275 с.
  7. Максимова Н.Р Этноспецифическая наследственная патология в Республике Саха (Якутия) / Н.Р. Максимова, А.Л. Сухомясова, А.Н. Ноговицына, В.П. Пузырев // Якутский медицинский журнал. – 2009. – № 2. – С. 15–19.
  8. Миллер Г.Ф. Якутская легенда о происхождении чоканья / Г.Ф. Миллер. – РГАДА, ф. 199, портф. 509, д. 3. – лл. 1-4.

Якутский праздник Ысыах в описаниях участников Второй Камчатской экспедиции: Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 19). – Новосибирск: РАН, 2000. – С. 269–271.

  1. Платонов Ф.А. История изучения спиноцеребеллярной атаксии 1 типа и некоторые ее нерешенные проблемы / Ф.А. Платонов, Д.Г. Тихонов, В.П. Николаев // Якутский мед. журнал. – 2014. – № 2. – С. 114–116.
  2. Происхождение якутов: анализ гаплотипов Y-хромосомы / В.Н. Харьков, В.А. Степанов, О.Ф. Медведева [и др.] // Молекулярная биология. – 2008. – Т. 42, № 2. – С. 226–237.
  3. Романова Е.Н. Г.В. Ксенофонтов: миф о странствующем герое / Е.Н. Романова // Репрессированные этнографы. Вып. 2 / Сост. и отв. ред. Д.Д. Тумаркин. – М.: Вост. лит., 2003. – С. 78–104.
  4. Тихонов Д.Г. Загадки саха, сюнну и американских индейцев / Д.Г. Тихонов. – Якутск, 2008. – 70 с.
  5. Федорова С.А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондриальной ДНК и Y-хромосомы / С.А. Федорова. – Якутск: изд. ЯНЦ СО РАН, 2008. – 182 с.
  6. Якутские мифы = Саха ес-номохторо / Сост. Н.А. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 2004. – 451 с.
  7. Genetic Structure analysis of Human R emains from Khitan N oble N ecropolis / X. Yue, Z . Xiao-lei, C .U. Yin-qiu [et al.] // Chem. R es. C hinese Journal. – 2006. – 22( 2). – P. 123–128.
  8. Y-chromosomal evidence for a strong reduction in male population size of Yakuts / B . Pakendorf, B . M orar, L.A. T arskaia [et al.] // Hum. Genet. – 2002. – V. 110(2). – P. 98–200.__