ЯКОВЛЕВА (Маринина) Антонина Михайловна

ЯКОВЛЕВА (Маринина) Антонина Михайловна

(1932-1998 г. г.)

Отличник народного просвещения РСФСР, учитель — методист, ветеран труда

Родилась 25 июня 1932 г. в селе Виля Выксунского района Горьковской (ныне Нижегородской) области.

В 1952 году окончила школьное отделение Ивановского педагогического училища и была направлена в Якутскую АССР учителем начальных классов.

С этого же года назначена учителем начальных классов в Тит — Аринскую семилетнюю школу Орджоникидзевского района. С 1956 по 1964 год работала учителем в Октёмской семилетней школе. Затем в течение 26 лет проработала учителем начальных классов в Покровской восьмилетней школе № 2.

Антонина Михайловна — педагог по призванию. За 38 лет работы в системе образования она проявила себя как инициативный, знающий своё дело педагог, талантливый учитель и воспитатель. Она прекрасно знала возрастные, психологические особенности младших школьников, в совершенстве владела методикой начального обучения. Её уроки всегда были интересны и содержательны, отличались глубокой продуманностью, целенаправленностью, оснащены наглядностью и техническими средствами обучения.

Неотъемлемой частью системы работы Антонины Михайловны являлось воспитание у детей таких качеств, как внимательность, дисциплинированность, усидчивость, трудолюбие. Сегодня сотни выпускников Антонины Михайловны работают в различных областях народного хозяйства, многие её ученики пошли по стопам своей первой учительницы, выбрав профессию учителя. Их отличают высокая активность в жизни коллектива, самостоятельность, трудолюбие и упорство в любом деле.

Яковлеву Антонину Михайловну знали не только в улусе, но и в республике. Она неоднократно делилась своим опытом на республиканских педагогических чтениях, на семинарах учителей начальных классов на высоком уровне провела много открытых уроков. Набираясь опыта у Антонины Михайловны, молодые и неопытные учителя сами стали   настоящими мастерами педагогического дела.

Яковлева Антонина Михайловна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.», медалью «Ветеран труда».

                               Из воспоминаний Яковлевой Антонины Михайловны

«В Покровской восьмилетней школе № 2 я начала работать с августа 1964 года. До этого у меня уже был двенадцатилетний педагогический стаж. С 1952 по 1956 года работала в Тит-Аринской семилетней школе, а с 1956 по 1964 гг. – в Октемской. Преподавала русский язык в якутских начальных классах 7 лет, 3 года – в 5-7 русских и 2 года — в русских начальных классах. Вела кружки: хоровой, музыкальный, была руководителем МО; 3 года работала внештатной пионервожатой. В то время молодых учителей внеклассной работой нагружали предостаточно.

Первый год в Покровской восьмилетней школе был очень трудным. Я начала работать в 5-6 классах, вела русский язык и была классным руководителем в 5 «б» классе. Школа существовала только второй год, наглядности было мало. В классах было много переростков: учились по 2-3 года в одном классе – они-то и были первыми нарушителями дисциплины. Приходилось много посещать детей на дому, привлекать общественность.

Осенью 1965 г. мне дали первый класс, который я вела 4 года и выпустила его в 1969 г. В то время в начальных классах работали очень опытные учителя: Козлова Т.Д., Капитонова А.Д., Игнатьева Д.И., Бархатова Е.И., Дьячковская Ф.С., Никифорова А.С. Они помогали советами, проводили хорошие открытые уроки, интересные внеклассные мероприятия, охотно делились своим богатым опытом. Со мной в параллельном классе начала работу Григорьева Х.П.

В тот период второгодничество было делом обычным, но мне не хотелось терять своих учеников. Я много занималась с ними дополнительно, но, несмотря на все старания, мне пришлось оставить во 2 классе одну ученицу и в 3 классе – двух мальчиков; ко мне пришли 7 второгодников. Такое было время, спрос был строгий, проверяли экзаменами; спецклассов тогда не было, учились все в обычных классах по общим программам.

В 1969-1970 гг. вводятся новые программы, и обучение в начальных классах становится трехлетним. Летом 1969 г. с учительницей параллельного класса Григорьевой Х.П. в г. Якутске проходим курсы переподготовки и начинаем работать по новым программам. Учебники были у всех новенькие, но в два раза толще прежних. Программа была очень обширная; приходилось много готовиться, обучать не только детей, но и их родителей. Родители сами интересовались: часто приходили в школу, посещали уроки. Ежемесячно проводила родительские собрания совместно с детьми: показывали родителям, чему научились на данный период. Посещаемость была почти 100%.

Бедные дети! Чтобы усвоить программу приходилось ежедневно заниматься дополнительно, давать большие домашние задания не только на воскресенье, но и на каникулы. Дети были очень перегружены. Нам приходилось давать открытые уроки, проводить внеклассные мероприятия не только для учителей, но и для директоров и завучей района. Было много проверок по линии РОНО и Минпроса ЯАССР. Сколько волнений, нервов, здоровья!

В последующие годы Министерство просвещения СССР ежегодно сокращало программу. Следующий выпуск 1972-1975 гг. уже работал по более облегченной программе.

В эти годы я работала в паре с молодой многообещающей учительницей Куприяновой В.К. До этого она у меня проходила практику. Уже тогда было видно: с каким желанием и упорством она берет все хорошее, вкладывая в работу свою изобретательность, старание, творчество.

Коллектив учителей начальных классов был дружным. Все старались помогать друг другу советами, делились своим опытом работы, много проводили открытых уроков, внеклассных мероприятий. И в последующие годы эта работа продолжалась.

В 1975 году со мной в паре стала работать очень опытная и трудолюбивая учительница Яковлева В.А. Мы с ней проработали вместе 5 лет. В школах района создавались классы – кабинеты. Нам тоже пришлось много потрудиться. В сентябре 1982 г. силами родителей были сделаны шкаф-доска и стенка с хранилищем наглядных пособий.

В оборудовании кабинета техсредствами помогла школа. Директором работала всеми уважаемая и опытная учительница Ксенофонтова З.И.  

Много пришлось поработать, чтобы кабинет имел надлежащий вид, был желанным для детей. Привлекали к работе родителей, сами жертвовали своими выходными: приводили в порядок наглядность по темам, делали папки по предметам; собрали прекрасную библиотеку. Работать в таком кабинете было удобно. Дети тоже работали после уроков под наблюдением старших, им нравилось работать в классе. Работа их сплачивала, они были дружны между собой. Вместе с Валентиной Алексеевной мы проводили внеклассные мероприятия, родительские собрания. Так работать было удобно, каждый вносил что-то новое, свое.

В 1980-1987 гг. я работала в паре с Прокопьевой Л.М. Тоже работали дружно. Посещали уроки друг друга, делились опытом, всю внеклассную работу проводили вместе; привлекали к работе родителей, работали с общественностью.  

Жаль, что здоровье не позволяло больше работать. В 1988 г. я ушла на заслуженный отдых, проработав в данной школе 24 года.

P.S. Я затронула только частичку той работы, которая проводилась в начальных классах и не упомянула директоров, завучей, учителей старших классов. Бесспорно, педколлектив школы всегда был и, я надеюсь, остается дружным, слаженным, одним из самых сильных педколлективов школ района.

Желаю коллективу новых творческих успехов!

 1 ноября 1992 г.