I улусный слет педагогических династий

I улусный слет педагогических династий прошел в марте 1999 года под девизом «Учительские династии – творцы и свидетели истории»

Основная идея проекта заключается в создании дополнительных педагогических условий для реализации творческого потенциала учителей – представителей педдинастий — и в пропаганде наиболее значимых результатов их труда.

Ожидаемые результаты:

  • Активизация творческой педагогической деятельности;
  • Повышение уровня профессиональной деятельности представителей педдинастий;
  • Повышение престижа и общественного статуса педдинастий;
  • Создание позитивного общественного резонанса. Моральное удовлетворение от осознания востребованности своего опыта.

Педагогические династии — творцы и свидетели истории

 

                                 Доклад к I улусному Слету педдинастий (1999 г.)

                                                                                                                                 Л. И. Ефимова

Сегодня говорить о педагогических династиях и для их представителей чрезвычайно трудно. Трудно в том плане, что слишком глобален и уникален сконцентрированный опыт учительских династий, в котором сплавлены воедино талант и призвание, труд и вдохновение, творчество и энтузиазм, теория и практика, удачи и трудности, стремление к достижению максимальных результатов и педагогический реализм.

Трудно, даже, пожалуй, невозможно описать этот феномен — коллективный, семейный, аккумулированный педагогический опыт, так как при попытке уловить то главное, ту суть, что является стержнем, идеей опыта каждой отдельно взятой династии, срабатывает старая истина о “невозможности проверять алгеброй гармонию”.

Задачи сегодняшнего дня мы видим:

  • в содействии самосознанию и творческой самореализации носителей сконцентрированного опыта педагогических династий;
  • в повышении мотивации педагогов — представителей династий — к систематизации и обобщению своего опыта;
  • в центрировании внимания общественности к опыту педагогических династий.

Надеемся, что работа, проведенная на уровне образовательных учреждений улуса, и наша сегодняшняя встреча станут точкой отсчета для разработки новой педагогической тактики — работы с династиями и придания этой работе высокого духовного содержания; точкой отсчета для масштабной, продолжительной, содержательной работы по пропаганде и распространению позитивного опыта, накопленного учительскими династиями улуса в течение многих лет.

Любому интересному мероприятию предшествует зарождение идеи. Идея о проведении Слета педагогических династий впервые была озвучена на юбилее методической службы улуса в конце прошлого учебного года в форме проекта конкретного дела. Сегодня на уровне образовательных учреждений начата работа по реализации данного проекта. В школах и дошкольных учреждениях прошли чествования, творческие отчеты представителей учительских династий, собран богатый материал, который оформлен в виде стендов и выставок, в улусной газете “Ленские маяки” открыта рубрика “Педагогические династии улуса”, организованы телепередачи об учительских семьях. Центром последипломного образования собран банк данных о педагогических династиях, который еще будет дополняться и конкретизироваться. Мы были приятно удивлены, обнаружив целых 15 больших учительских династий, более 40 учительских семей, с которыми связаны очень интересные события и факты, наводящие на размышления и раздумья.

Учительская династия Шадриных, родоначальниками которой являются родные братья Панкратий Иванович и Михаил Иванович, насчитывает в общей сложности 568 лет педагогического стажа. Имя Панкратия Ивановича Шадрина, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя школы ЯАССР, отличника народного просвещения РФ, первого в Якутии кавалера медали имени Н.К.Крупской, присуждаемой за выдающиеся успехи в области образования и воспитания подрастающего поколения, широко известно педагогической общественности республики. В династии Шадриных 24 представителя педагогической профессии, в том числе 4 заслуженных учителя школ РС (Я), 5 отличников народного просвещения РФ, 3 кандидата наук. Эти цифры убедительно свидетельствуют об огромном вкладе педагогов Шадриных в развитие образования как в родном улусе, так и в республике в целом. Династию достойно продолжают ее представители: Шадрин Василий Юрьевич, кандидат физико- математических наук, назначен недавно ректором Института математики и информатики Якутского государственного университета,

Педагогической династией №1 РС (Я) по праву названа учительская династия Платоновых, все члены которой — прямые родственники, берущие начало от главы династии Платонова Николая Дмитриевича, кавалера ордена “Знак Почета”, ветерана тыла, и Платоновой Евдокии Васильевны, матери-героини. Эта династия также по праву гордится высокими регалиями и наградами: есть в ней заслуженный учитель РС (Я), отличник народного просвещения РФ, отличник образования РС(Я), кандидаты педагогических наук, мастера спорта, чемпионы. Яркое своеобразие династии Платоновых — это особая, трепетная любовь к спорту, с которым связана судьба многих ее представителей.

Далеко за пределами родного улуса известна педагогическая династия Кардашевских. Глава династии Егор Егорович Кардашевский, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный Орденом Красной Звезды, боевой медалью “За отвагу”, отличник народного просвещения РСФСР, много лет проработавший руководителем образовательных учреждений улуса, и его супруга Дарья Ивановна Игнатьева, отличник народного просвещения РСФСР, воспитали 4-х дочерей и сына, которые пошли по стопам родителей, посвятив себя благородному делу обучения и воспитания юного поколения.  2 зятя семьи Кардашевских — также педагоги.

Отличительная черта династии Кардашевских в том, что каждый ее представитель — яркая, талантливая, сильная личность, способная вести за собой, заряжать окружающих своей позитивной энергией. В ней 6 отличников народного просвещения. Старшая представительница династии, Кардашевская Антонина Егоровна, заслуженный учитель РС (Я), заместитель директора по научной работе Покровской улусной гимназии, предстает перед нами, коллегами, как Учитель с большой буквы, увлекающий своей любовью к профессии, своими разносторонними знаниями, своей ярко заявленной убежденностью и духовностью. Заслуженный учитель РФ Юлия Егоровна Кардашевская, директор Покровской улусной гимназии, дважды лауреат Соросовской премии, преподаватель республиканского колледжа Павел Павлович Тимофеев, ученые со степенями: кандидат биологических наук Вилюра Егоровна Кардашевская и доктор педагогических наук, ректор Института повышения квалификации работников образования РС (Я) Раиса Егоровна Тимофеева, а также младшая представительница династии Кардашевских Евгения — аспирантка Российской Академии образования (г.  Москва) — достойные представители этой уникальной в своем роде династии. Связь поколений в семье не прерывается, продолжаются традиции, появляются молодые ростки на семейном учительском древе.

Нельзя сегодня не адресовать добрые слова в адрес династии ветеранов педагогического труда Тимофеевых, которые в течение многих лет являются примером преданности избранной профессии, творческого отношения к труду, любви к детям. Без малого 49-й год трудится в школе Дмитрий Иванович, учитель истории Качикатской средней школы, 42-й год — Анна Ивановна, учитель математики Булгунняхтахской средней школы, и 37-й год — Владимир Иванович, учитель географии Булгунняхтахской средней школы. Такое профессиональное долголетие многого стоит и заслуживает всяческого восхищения и уважения. Династию Тимофеевых достойно представляет их младшая сестра, доктор биологических наук, член-корреспондент Российской Академии наук Светлана Ивановна Миронова.

Интересна педагогическая судьба представителей славной учительской династии, заложенной Лукиновым Георгием Петровичем. Педагогами стали дочери Георгия Михайловича Бурьяна, Сина, Февронья и сын Александр, спутники жизни которых — по счастливой случайности или закономерности — также учителя. Один из них, Лиханов Владимир Иванович, кандидат филологических наук, лауреат премии имени Г.В.Ксенофонтова, оказывает постоянную поддержку и помощь в научно- исследовательской деятельности учителей и учащихся Октемской школы-гимназии, тем самым внося личный вклад в образование Хангаласского улуса. Дело родителей продолжили четверо внуков Георгия Петровича. Таким образом, родословная этой династии представляет собой большое, ветвистое древо.

В результате переплетения нескольких ветвей образовалась педагогическая династия, восходящая к Олесовой Татьяне Яковлевне, заслуженному учителю РСФСР, и к ее сестре Анне Яковлевне, ветерану педагогического труда. Примечательно то, что представители этой династии, за некоторым исключением, работают в школах родного улуса, внося существенный вклад в развитие его образования. Учительская семья Олесовой Татьяны Яковлевны и Новикова Георгия Николаевича дала республике, родному улусу замечательных педагогов: отличника образования РС (Я), учителя высшей категории физико-математических классов Покровской средней школы №1 Лену Георгиевну Новикову и доктора философских наук, профессора, зав. кафедрой политологии Якутского государственного университета, члена-корреспондента Сибирского отделения Академии наук Анатолия Георгиевича Новикова.

Супруги Егоровы: Илья Кононович и Елена Дмитриевна, посвятившие себя учительской профессии, привили любовь к ней своим четырем дочерям, которые стали специалистами высокого уровня. Вера Ильинична Афанасьева — заместитель директора Института математики и информатики, кандидат физико-математических наук; Надежда Ильинична — методист факультета довузовской подготовки ЯГУ; Любовь Ильинична — учительница английского языка в Усть-Майском улусе; Аграфена Ильинична — замдиректора ЦПДО в родном Хангаласском улусе, отличник образования РС (Я).           Педагогическую династию Егоровых продолжают трое их внуков. Судьба каждой педагогической династии неповторима и увлекательна. 148 лет самоотверженного, добросовестного педагогического труда посвятили родному улусу 5 родных братьев и сестер Максимовых, старшая из которых, Августина Семеновна Максимова — заведующая ясли-садом “Рябинушка” села Исит — является ярким примером беззаветного служения любимому делу — воспитанию маленьких хангалассцев, будущих строителей нового общества.

Сотни лет педагогического стажа насчитывает династия педагогов Поповых, чьи сыновья и дочери, зятья и невестки пополнили ряды творчески работающих, самобытных педагогов Хангаласского улуса, продолжая благородное дело родоначальников династии: Петра Романовича и Розы Никитичны Поповых, отличников просвещения, ветеранов педагогического труда.

Энтузиастами педагогической работы являются 12 представителей династии Кузьминых из села Тит-Ары, основатели которой, Роберт Николаевич и Тамара Степановна, являются инициаторами создания и основателями школьного музея, где собран и систематизирован материал, достойно представляющий уникальное наследие выдающегося сына народа саха, земляка тит-аринских педагогов — Гаврила Васильевича Ксенофонтова.

На благо образования улуса трудятся представители еще одной яркой династии — учителей Платоновых, глава которой, Роман Васильевич Платонов, 38 лет проработал учителем начальных классов. Среднее поколение Платоновых плодотворно трудится в школах родного улуса, готовятся пойти по стопам своих родителей четверо их внуков, успешно обучаясь в Якутском государственном университете.

Огромна заслуга в развитии образования улуса династии педагогов Яковлевых, все представители которой трудятся в родном улусе. Старший представитель семьи, Яковлев Иван Михайлович, заслуженный учитель школ РСФСР, отличник просвещения РФ, долгие годы проработавший директором школ и продолжающий работать в методической службе улуса, воспитал не одно поколение педагогов, являясь для них примером преданности избранной профессии, требовательности, принципиальности, патриотизма.

“Судьба, данная свыше, жизнь, посвященная людям, душа, отданная ученикам”, — эти прекрасные слова, идущие от сердца, адресованы коллегами и учениками талантливому педагогу Евдокии Павловне Архиповой-Винокуровой, без малого 45 лет проработавшей учителем русского языка и литературы в сельской школе и воспитавшей целую плеяду ярких учителей-словесников. Свою любовь к педагогической профессии и детям Евдокия Павловна и ее муж Василий Михайлович передали своим трем дочерям и сыну, у каждого из которых сложилась своя интересная профессиональная судьба. Дочь Винокуровых Наталья Васильевна Ситникова — главный специалист МО РС(Я), Марианна Васильевна — заместитель директора Национальной гимназии г.Якутска, Валентина Васильевна — руководитель кружка в Покровской улусной гимназии. В светлую память Евдокии Павловны ее детьми учреждена именная премия, которая вручается творчески работающим учителям родной Булгунняхтахской школы. Первым лауреатом этой премии стала ученица Евдокии Павловны — учитель русского языка и литературы, призер республиканского конкурса “Учитель года-99” Егорова Анна Михайловна .

Особое внимание и доверие по справедливости вызывают педагогические династии и семьи, уникальность которых в однопрофильности выбранной учительской профессии. Так, есть в улусе учительские семьи, связавшие себя со спортом. В их числе супруги Михайловы из Едяйской средней школы: Александр Петрович и Надежда Афанасьевна, учителя физкультуры, и двое их сыновей, также выбравшие себе эту специальность; а также известная в улусе и республике спортивная семья Куприяновых, представленная братьями и сестрой, старший из которых, Александр Аммосович — заслуженный тренер РС  (Я) и РФ, заслуженный работник физической культуры и спорта РС(Я), судья международного класса.

Любовь к своей профессии привила своим трем дочерям Сидорова Агния Николаевна, учитель русского языка и литературы из села Улахан-Ан. Ее дочери Галина, Наталья и Елена — тоже учителя-словесники, люди активной жизненной позиции.

Талантливыми, многообещающими словесниками являются четыре сестры Моисеевы, каждая из которых имеет свой собственный творческий почерк: Мария Михайловна (Тит-Аринская средняя школа), Евдокия Михайловна, Нина Михайловна (Мохсоголлохская средняя школа) и Анна Михайловна (Булгунняхтахская средняя школа).

Егорова Фекла Степановна, заведующая детским садом села Тит-Ары, мать-героиня, шестерым из своих десятерых детей привила любовь к учительской профессии, многие из которых плодотворно трудятся в родной школе, продолжая ее добрые традиции.

Молодым специалистом в суровый северный край приехала из Тамбовской области учительница русского языка и литературы Раиса Никитична Махортова, которая связала свою судьбу с нашим земляком, учителем якутского языка и литературы Тит-Аринской средней школы Ларионовым Марком Петровичем. Две их дочери успешно трудятся в родном улусе.

Заслуживает особого внимания опыт семейных педагогических дуэтов: заслуженных учителей РФ Семена Григорьевича и Марии Прокопьевны Дыраховых, заслуженных учителей РС(Я) Ивана Ивановича и Анны Николаевны Ситниковых. Примечательно то, что их дети, следуя примеру родителей, связали свою судьбу с точными науками: математикой, физикой, информатикой.

Несомненно, каждая педагогическая династия достойна внимания и уважения независимо от числа ее представителей и количества проработанных лет: ведь опыт каждой династии своеобразен и неповторим, интересен и уникален. Каждая имеет свою историю, философию, свои ценностные ориентиры, свою жизнь, полную событий и фактов, воспоминаний и преданий. Каждой династии есть чем гордиться, есть что передать своим продолжателям. Но есть нечто, что объединяет все педагогические династии, что является их своеобразным стержнем. Думается, что это нечто — высокий педагогический тонус, стремление к новому в сочетании с продолжением добрых традиций, трудолюбия, умение преодолевать профессиональные трудности. Считается, что, как правило, существует 2 типа одаренности: талант легкий, когда человек творит легко и непринужденно, как дышит, и трудный, основанный на кризисах и преодолениях.  Моцарты в педагогике, несомненно, есть. Но их не может быть много. Общение с представителями педагогических династий убеждает: за изяществом и педагогическим артистизмом в школьном деле всегда стоят труд, настойчивость, целеустремленность.

Среди представителей педагогических династий есть подлинные энтузиасты, интеллектуалы, яркие личности. Глубокие знания, эрудиция, нестандартность мышления определяют их устойчивую самостоятельность в решении профессиональных задач.  Думается, что не случайно среди докторов наук, которых взрастила Хангаласская земля, есть представители педагогических династий. Раиса Егоровна Тимофеева, доктор педагогических наук — представитель династии Кардашевских, Анатолий Георгиевич Новиков, доктор философских наук — представитель династии Олесовых, Светлана Ивановна Миронова, доктор биологических наук — представитель династии Тимофеевых. Несомненно то, что первую школу трудолюбия, гуманизма, приобщения к нравственным ценностям, любви к учительской профессии они прошли в семье, и это является убедительным свидетельством того, что для развития интеллекта, творческого начала, профессионализма и педагогического опыта значительную роль играют историко- педагогические корни и духовная почва, на которой вырастает неординарная Личность.

Профессия учителя — одна из тех удивительных профессий, где педагог из года в год продолжает себя в своих учениках. А когда учительской профессии посвящают свою жизнь целые династии, то это остается в благодарной памяти многих и многих поколений учеников. Подражание же своему учителю и родителю в одном лице может стать своеобразным наследством, твердой почвой, которая дает толчок к профессиональному росту. Культурное, интеллектуальное, творческое поле учительских династий стимулирует рост всех и каждого, создает условия для повышения педагогического мастерства их представителей.

Задача сегодняшнего дня — не только в том, чтобы бережно и уважительно относиться к самобытности, оригинальности, творческим заявкам педагогических династий. Она, главным образом, в том, что надо больше доверять их потенциальным возможностям, поощрять интересные начинания, поручать ответственные участки работы, другими словами, максимально использовать творческий потенциал педагогических династий, стимулировать поиск новых педагогических идей и открытий. Сегодня перед педагогическими династиями стоит обще культурная задача — восстановление связей, традиций, переосмысление историко-педагогического опыта династии на каждом витке спирали, обращение внутренней энергии, накопленной годами, во благо образования родного улуса.

Пусть же не прерывается связь поколений, продолжаются прекрасные традиции учительских семей, становятся шире и богаче ветви на древах педагогических династий.