Виртуальный школьный музей  «Знаем! Помним! Гордимся!»

Мультимедийный краеведческий   проект Качикатской СОШ им. С.П.Барашкова

 

Авторы проекта: Виртуальный школьный музей создан в 2014 году по инициативе учителей Качикатской СОШ Екатерины Петровны Ефимовой и Марианны Владимировны Кузьминой.

Руководители проекта: Ю.Ю.Киприянова, зам директора школы по ВР и  А.В.Федорова, учитель английского языка.

Тип проекта: краеведческий, просветительский.

Цель проекта: создание единой образовательной среды для развития гражданско-патриотического сознания учеников через вовлечение в деятельность школьного виртуального музея.

Сроки реализации проекта: с 2024 года по настоящее время.

Задачи проекта:

  • формировать гражданско-патриотическое сознание школьников через работу виртуального школьного музея «Знаем! Помним! Гордимся!»;
  • вовлечь учащихся в социально значимые виды деятельности с помощью эффективного использования информационных технологий.
  • способствовать самореализации школьника при подготовке экскурсий, выступлений по различным темам краеведческой деятельности, при подготовке к урокам и выполнении домашних заданий по истории, обществознанию, литературе, МХК,  родному  языку и литературе.

Аннотация проекта

Актуальность:  Виртуальный музей значительно расширяет рамки традиционного школьного музея, формирует круг  постоянных посетителей, у которых  круглосуточный доступ к материалам; способствует развитию информационной культуры школьников;  создает условия для максимального включения их в совместную проектную деятельность. Всё это позволяет сформировать единое информационное образовательное пространство.

Участники проекта: учащиеся 5–11 классов. Они собирают материал о выпускниках школы, ветеранах ВОВ, знаменитых земляках, внесших вклад в историю Качикатского наслега. Формат проекта позволяет соединить строгие архивные данные и   наглядные формы в виде печатной продукции, фото- и видеоматериалов,   виртуальных выставок картин и т.д.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап. На этом этапе выбирается тема  исследования. Начинается поиск материалов о выпускниках, опрос близких и родных.  

Основной этап. Каждый класс назначает ответственных: за поиск материалов отвечают    поисковики; вторая группа – архивариусы, которые ответственны за сдачу материалов в общий архив, третья группа – информаторы. На данном этапе записываются воспоминания земляков, создается мультимедийная презентация проекта. Проводятся исследования по заданным темам,  совместно с классным руководителем подбираются   материалы для виртуального музея.

Заключительный этап. Выпуск статей, передача материалов в общий архив.

 Администрирование и техническую поддержку сайта в разные годы обеспечивали сами учащиеся:

  1. Смирнова Ира, Федорова Кристина (2014-2015 гг.)
  2. Ефимов Спартак, Тихонова Вилена (2016 г.)
  3. Нагиев Артем, Васильев Руслан (2017-2019 гг.)
  4. Олесов Алеша, Архипова Лена (2019-2020 гг.)
  5. Ермолаева Арина, Ефимова Наиля, Тимофеева Анита (2021 г.)
  6. Ефимова Наиля, Тимофеева Анита (2022 г.)
  7. Ефремов Алеша, Кондратьева Аделина, Архипова Анела, Олесов Петя (2023 г.)

Структура виртуального музея

Ранее главная страница содержала 2 раздела:

  • Качикатская СОШ им. С.П.Барашкова;
  • МО «Качикатский наслег».

Нажимая на разделы, можно перейти на следующие рубрики:

Раздел «Качикатская СОШ им. С.П.Барашкова» состоит из следующих рубрик:

  • История школы
  • Педагогические династии
  • Выпускники разных лет
  • Память в фотографиях
  • Школа сегодня.

Раздел МО «Качикатский наслег» содержит рубрики:

  • История наслега
  • Почетные жители
  • Местные легенды
  • Достопримечательности
  • Спортивная жизнь
  • Архив газеты «Хачыкаат»

В год 145-летия со дня рождения Семена Петровича Барашкова, патриота, мецената и просветителя, по решению коллектива  учащихся и учителей школы была проведена масштабная поисковая работа, направленная на изучение жизни и наследия выдающегося сына хангаласской земли, человека с удивительной интуицией к прогрессу и развитию общества. В течение 2020-2021 учебного года были созданы поисково-исследовательские отряды и темы распределены  по классам:

5 класс – «Семья С.П.Барашкова»

6 класс – «История в зданиях»

7 класс – «Жизнь в деталях»

8 класс – «Мельница С.П.Барашкова»

9 класс – «Память о С.П.Барашкове»

10 класс – «Стипендиаты имени Семена Петровича Барашкова»

11 класс – «Алексей Елисеевич Кулаковский»

 

Мероприятия, проведенные в рамках поисковой работы:

  • экспедиции в местности Булуус и Тииттээх для исследования мельницы и местожительства С.П.Барашкова (октябрь, 2020 г.);
  • классные часы «По следам С.П.Барашкова» на сквере Дружбы имени С.П.Барашкова и А.Е.Кулаковского (в течение года);
  • поисковый десант в Намский улус, в  Никольский музей землепользования с целью изучить хранящиеся там остатки старинного механизма – локомобиля С.П.Барашкова (1 апреля 2021 г.);
  • экскурсии в музей «Самыртай» (с. II Жемкон) и в Краеведческий музей им. Г.В.Ксенофонтова  (г. Покровск);
  • круглые столы, встречи с известными людьми: с первым директором Национального Парка «Ленские Столбы», заслуженным экологом РФ Л.Д. Киприяновой (12.12.2020 г.) и доктором биологических наук, профессором СВФУ Н.Г.Соломоновым (28.09.2021 г.) и др.

Собранный объемный материал был систематизирован и вошел в следующие разделы виртуального музея:

  • История одного мецената
  • Архивные документы
  • Семья С.П.Барашкова
  • История в зданиях
  • Жизнь в деталях
  • Алексей Елисеевич Кулаковский
  • Живые кадры о жизни С.П.Барашкова
  • Живописные страницы
  • Стипендиаты имени С.П.Барашкова
  • Библиография
  • Хроника поисковых экспедиций

В 2021 году Виртуальный музей был дополнен третьим разделом:  «О Семене Петровиче Барашкове» (см  КЮАР КОД)

Сетевое взаимодействие

          Работая над проектом, мы встретили много единомышленников во всех уголках Республики Саха (Якутия). Во-первых, наладили связь с музеем «Самартай», с. Кердем, куда наши дети постоянно ездят на экскурсии, собирают материалы для своих исследовательских проектов, и с «Никольским музеем хлебопашества» (Намский улус), где активисты детского движения проводили экспедицию «По следам локомобиля». ??? Во-вторых, у нас появились новые партнеры, с которыми мы проводим совместные мероприятия по творчеству А.Е.Кулаковского: Павловская средняя школа (Мегино-Кангаласский улус), Жехсогонская средняя школа имени А.Е. Кулаковского  (Таттинский улус), а также обмениваемся опытом и практикуем взаимопосещение школ.

 

Перспективность проекта

Наше село и школа очень богаты своей историей и традициями. К сожалению, с течением времени архивные текстовые документы, фотоматериалы приходят в негодность. В этой ситуации лучшим и самым верным способом сохранения их для будущих поколений является оцифровка архивных исторических материалов, старинных фотографий, экспонатов и сохранение их в электронном формате в школьном виртуальном музее.

Каким бы универсальным ни был виртуальный музей, но для подрастающего поколения было бы лучше наглядно изучать историю родной школы и края. Исходя из того, что в ходе создания и функционирования виртуального музея собран большой фактический материал, который нуждается в должном оформлении и хранении, мы считаем необходимым создать школьный краеведческий музей и в дальнейшем связываем работу виртуального музея с деятельностью реального музея.

Виртуальный музей, как и традиционный, в современной школе представляет собой такую интегрированную информационную среду, в которой становятся возможными новые формы организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Такие принципы работы музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимодействия школы и населения.

Адрес виртуального школьного музея:https://kachsosh.wixsite.com/museum/s-p-barashkov

 

О Семене Петровиче Барашкове

Наш известный земляк Семен Петрович Барашков родился в 1876 году на Семенов день по православному календарю. Получил 4-хклассное образование, учился в Якутском реальном училище вместе с А.Е.Кулаковским, якутским писателем, основоположником якутской литературы (1891-1897 гг). Талант делового человека у Семена Барашкова, совсем еще молодого человека, проявился на золотых верхнеленских приисках, где он подрядился по доставке леса. Он был одним из основных поставщиков мяса и масла на Бодайбинских приисках, был надежным и уважаемым кредитором. За короткое время  в совершенстве освоил финансы и экономику того времени и заработал солидный капитал. При возвращении на родину у Барашкова проявился еще один талант – талант человека с большой буквы, патриота, мецената и просветителя, а также человека с удивительной интуицией к прогрессу и развитию общества. Он создал мощное фермерское хозяйство, занимался породистым животноводством и коневодством, земледелием, землеустройством.

В 1910-1912 годах домашним учителем у Барашкова работал его друг А.Е.Кулаковский.  Живя в Качикатцах, Алексей Елисеевич Кулаковский написал свои известные поэмы «Сон шамана», «Дары реки» и знаменитое «Письмо Якутской интеллигенции». 

Семен Петрович Барашков является первым якутом, который понял значение технического прогресса в повышении производительности труда и применил его на практике. В 1913 году он на свои средства приобретает паровой двигатель с генератором электроэнергии. В домах, школе, больнице, скотопомещении появляется первый электрический свет. У него были водяная мельница в местности «Булуус», паровой двигатель, пилорама, мельница на паровой тяге, современные плуги, культиваторы, сеялки, веялки, молотилки и другие механические средства. В родном селе Барашков построил больницу на 12 мест, нанял фельдшера. В селе была и ветеринарная служба. В 1916 году Барашков с И.А.Тимофеевым построил школу, в которой бесплатно учились дети со всего округа, независимо от сословия и происхождения. Это была церковно — приходская школа. Позднее было построено новое здание, которое меценаты просили принять как «скромный дар на просветительское дело бедных и темных сородичей». За личный вклад и сбор средств на строительство Жемконской Николаевской церкви С.П.Барашков был награжден медалью со Станиславской лентой, избирался церковным старостой.

С.П.Барашков встретил установление советской власти с большой надеждой. В архивах имеется его заявление о том, что всю свою недвижимость он передает в пользу Советской власти и просит использовать его организаторские способности. Несмотря на это, в 1921 году  коллегией Якутгубчека Семен Барашков был приговорен к расстрелу за участие в контрреволюционном заговоре.

По настойчивой просьбе Качикатского наслега дело Барашкова С.П. было пересмотрено, и в 1993 году прокуратурой Республики Саха его светлое имя было восстановлено и реабилитировано. За особые заслуги, значимость и роль Семена Петровича Барашкова в просвещении своего народа, в связи со 120-летием со дня его рождения была проведена улусная научно-практическая конференция и с целью увековечения его памяти имя «Семен Барашков» присвоено бриллианту весом 16,5 карат. Этот бриллиант, обрамленный большой золотой подвеской, хранится в музее нашей республики.

В 1996 году на месте усадьбы Барашкова воздвигнут обелиск, на котором отчеканены слова «Здесь в 1876-1921гг. жил и работал меценат, просветитель С.П.Барашков». Указом председателя Правительства Республики Саха Ю.Кайдышева Качикатской средней школе присвоено имя Семена Петровича Барашкова.  

Он жил и трудился для своего народа и много для него сделал. Его просветительская деятельность, благотворительность, меценатство, его пытливый ум должны служить примером для нынешних и будущих поколений.