Дидактические игры с использованием робототехнического набора «Matatalab» в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы МБДОУ «Детский сад № 12 «Кэрэчээн»
Авторы практики: М.Е. Соловьева, воспитатель; М.А. Алексеева воспитатель.
Актуальность практики заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, традициях своего народа, нередко равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сопереживают чужому горю. В целом работа по патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях явно не отвечает требованиям времени.
Исходя из этого была определена основная цель практики: привитие старшим дошкольникам любви к малой Родине, интереса и уважения к культуре, родному языку, традициям и обычаям своего народа через использование робототехнического набора «Matatalab». На начальном этапе практики с помощью беседы с дошкольниками нами было установлено, что сформированность патриотических чувств (любовь к малой родине, гордость за свою республику, родное село) у большинства дошкольников имел низкий уровень развития.
Сроки реализации практики: с ноября 2022 года по настоящее время
Возможности робототехнического набора «Matatalab»
Робототехнический набор Matatalab – это интерактивный программируемый робот для детей от 4 до 9 лет. При помощи своего воображения дети могут создавать бессчетное количество игр с роботом, используя программные блоки и алгоритмы, чтобы управлять им.
Практику патриотического воспитания дошкольников старшего возраста мы реализуем через игровой формат. Через игру дети изучают основы программирования и развивают логическое мышление, обогащают свои знания о Республике Саха (Якутия), родном крае, традициях, обычаях, культуре народа саха и развивают речь.
Нами разработаны следующие игры использование робототехнического набора «Matatalab»:
— «Матата идет по ягоды»;
— «Моя родина — Якутия»;
— «Собери сказку «Старушка Таал-Таал»;
— «Игра-соревнование «Невод» (Мунха);
— «Якутская посуда».
— «Птицы нашего края» и другие.
Во всех этих играх региональный компонент представлен в атрибутиках для игры: в героях, слепленных из полимерной глины и картона, в костюмах для робота, в полях — картах, изготовленных по заказу или родителями и педагогами, в карточках, дополнительных вспомогательных предметах и др. Таким образом, мы передаем знания, опыт предыдущих поколений на материале, интересном и понятном для детей. Именно в этом заключается новизна представленного нами опыта. Для этого мы, взрослые, сами осваиваем современные технологии робототехники. Мы и учим детей, и, в свою очередь, учимся у них.
Область применения опыта охватывает 4 образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие детей;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие:
- развитие речи детей.
Решая задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы стремимся строить свою работу в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей и местными условиями. Это важно как для повышения познавательной активности детей, так и для создания благоприятной эмоциональной атмосферы на мероприятиях по патриотическому воспитанию.
В нашем детском саду есть добрая традиция: на протяжении многих лет один раз в неделю проводится единый день национальных традиций «Мин сахабын». Мероприятие проходит в атмосфере праздника: в этот день дети приходят сад в национальных костюмах, слушают гимн России и Якутии, участвуют в национальных играх, как подвижных, так и настольных. Мы приурочили к этому дню занятия по воспитанию патриотизма в формате игр с периодичностью 2 раза в месяц, тем самым сделав их также традиционными.
Для этого нами разработан цикл дидактических игр с использованием робота «Matatalab».
Игры с использованием робототехнического набора «Matatalab
Игра «Мatata идет по ягоды»
Возраст детей: 5-6 лет.
Материалы и оборудование: набор робота MatataLab Pro set, универсальная карта для робота, объемные ягоды (земляника, голубика, красная смородина, черная смородина, шиповник), ведро из бересты (ыаҕас).
Цель игры: ознакомить детей с названиями ягод, растущих на родной земле, развивать их логическое мышление и речь.
Задачи игры:
- научить ребенка задавать алгоритм действия;
- развивать умение ребенка ориентироваться на плоскости;
- развивать элементарные математические представления;
- воспитывать интерес к растительному миру Якутии.
Ход игры
Мама попросила девочку Нюргуяну собрать ягоды (например, для приготовления земляничного варенья). Ставим роботу сверху ведро из бересты. Кладем ягоды на поле и просим ребенка запрограммировать робота так, чтобы Нюргуяна добралась до каждой ягоды и собрала все.
Игра «Моя родина – Якутия»
(«Мин дойдум – Саха сирэ»)
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 2-4.
Материал и оборудование: робототехнический набор «MatataLab», карта Республики Саха (Якутия), символы республики.
Цели игры:
- формирование алгоритмических умений и навыков в процессе изучения основ робототехники у детей старшего возраста;
- ознакомление детей с основными символами Республики Саха (Якутия);
- воспитание у детей чувства гордости за свою республику.
Ход игры
Дети по желанию выбирают один символ: о чем или о ком хотели бы узнать. Выбирают путь и должны дойти до определенного символа. Дойдя до символа, они рассказывают, что им известно нем. Потом взрослый с помощью презентационного материала рассказывает детям о выбранном символе, таким образом закрепляя знания детей об этом символе. Затем дети выбирают другой символ, и игра продолжается по такому же алгоритму. Дети могут играть как по одному, так и парами.
Игра «Собери сказку «Старушка Таал-Таал» («Таал-Таал эмээхсин»)
Возраст детей: 4-6 лет
Материалы и оборудование: набор робота MatataLab Pro set, универсальная карта для робота, герои сказки «Таал-Таал эмээхсин», костюм для робота.
Цели игры:
- развивать внимание, память, зрительное восприятие и мышление;
- формировать способность доводить начатое дело до конца, качественно выполнять работу;
- искать разные способы решения проблемных ситуаций;
- составить алгоритм сказки «Старушка Таал-Таал».
Ход игры
Для игры нам понадобится игровое поле (карта), робот Matata, управляющая башня, фишки с командами. Дидактический материал: изображения героев сказки на стойках, платок для бабушки. Ребенок вспоминает сказку и начинает составлять алгоритм ходов для первого героя, потом прокладывает второй путь до второго героя и т.д. В процессе игры ребенок не только прокладывает правильный маршрут для робота, но и выполняет несколько заданий, объединенных одной темой.
Заключение
В мае 2023 г. мы провели оценку результатов нашей деятельности, используя адаптированную методику М.Ю.Новицкой по диагностике нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Мониторинг по данной методике показал, что результативность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников за 2022 – 23 уч. год повысилась на 30 %.
Таким образом, можно сделать вывод о результативности педагогической практики по патриотическому воспитанию старших дошкольников с использованием робототехнического набора MatataLab. Помимо того, что тематические игры с использованием робота развивают творческое и логическое мышление, ответственность, дисциплину, умение работать в команде, воображение, память, мелкую моторику, они способствуют формированию патриотических чувств, любви и уважения к родному краю, культурному наследию своего народа и к национальным особенностям народа саха.
Дальнейшее продвижение педагогической практики с использованием робота «Matatalab» мы видим в разработке новых тематических игр, их систематизации по направлениям (животные, птицы, рыбы, растения, деревья Якутии, традиционные снасти для охоты и рыбалки и др.), а также в издании методического пособия.
М.А.Алексеева, воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 12 «Кэрэчээн»