Дидактические игры с использованием робототехнического набора «Matatalab» в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы  МБДОУ «Детский сад № 12 «Кэрэчээн»

 

Авторы практики: М.Е. Соловьева, воспитатель; М.А. Алексеева воспитатель.  

Актуальность практики заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, традициях своего народа, нередко равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сопереживают чужому горю. В целом работа по патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях явно не отвечает требованиям времени.

Исходя из этого была определена основная цель практики: привитие старшим дошкольникам любви к малой Родине, интереса и уважения к культуре, родному языку, традициям и обычаям своего народа через использование робототехнического набора «Matatalab». На начальном этапе практики с помощью беседы с дошкольниками нами было установлено, что сформированность патриотических чувств (любовь к малой родине, гордость за свою республику, родное село) у большинства дошкольников имел низкий уровень развития.

Сроки реализации практики: с ноября 2022 года по настоящее время

Возможности робототехнического набора «Matatalab»

Робототехнический набор Matatalab – это интерактивный программируемый робот для детей от 4 до 9 лет. При помощи своего воображения дети могут создавать бессчетное количество игр с роботом, используя программные блоки и алгоритмы, чтобы управлять им.

Практику патриотического воспитания дошкольников старшего возраста мы реализуем через игровой формат. Через игру дети изучают основы программирования и развивают логическое мышление, обогащают свои знания о Республике Саха (Якутия), родном крае, традициях, обычаях, культуре народа саха и развивают речь.

Нами разработаны следующие игры использование робототехнического набора «Matatalab»:

 — «Матата идет по ягоды»;

— «Моя родина — Якутия»;

— «Собери сказку «Старушка Таал-Таал»;

— «Игра-соревнование «Невод» (Мунха);

— «Якутская посуда».

— «Птицы нашего края» и другие.

Во всех этих играх региональный компонент представлен в атрибутиках для игры: в героях, слепленных из полимерной глины и картона, в костюмах для робота, в полях — картах, изготовленных по заказу или родителями и педагогами, в карточках, дополнительных вспомогательных предметах и др. Таким образом, мы передаем знания, опыт предыдущих поколений на материале, интересном и понятном для детей. Именно в  этом заключается новизна представленного нами опыта. Для этого мы, взрослые, сами осваиваем современные технологии робототехники. Мы и учим детей, и, в свою очередь, учимся у них.

Область применения опыта охватывает 4 образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие детей;
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие:
  • развитие речи детей.

Решая задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы стремимся строить свою работу в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей и местными условиями. Это важно как для повышения познавательной активности детей, так и для создания благоприятной эмоциональной атмосферы на мероприятиях по патриотическому воспитанию.

В нашем детском саду есть добрая традиция: на протяжении многих лет один раз в неделю проводится единый день национальных традиций «Мин сахабын». Мероприятие проходит в атмосфере праздника: в этот день дети приходят сад в национальных костюмах, слушают гимн России и Якутии, участвуют в национальных играх, как подвижных, так и настольных. Мы приурочили к этому дню занятия по воспитанию патриотизма в формате игр с периодичностью 2 раза в месяц, тем самым сделав их также традиционными.

Для этого нами разработан цикл дидактических игр с использованием робота «Matatalab».

Игры с использованием робототехнического набора «Matatalab

 Игра «Мatata идет по ягоды»

Возраст детей: 5-6 лет.

Материалы и оборудование: набор робота MatataLab Pro set, универсальная карта для робота, объемные ягоды (земляника, голубика, красная смородина, черная смородина, шиповник), ведро из бересты (ыаҕас).                       

Цель игры: ознакомить детей с названиями ягод, растущих на родной земле, развивать их логическое мышление и речь.

Задачи игры:

  • научить ребенка задавать алгоритм действия;
  • развивать умение ребенка ориентироваться на плоскости;
  • развивать элементарные математические представления;
  • воспитывать интерес к растительному миру Якутии.

Ход игры

Мама попросила девочку Нюргуяну собрать ягоды (например, для приготовления земляничного варенья). Ставим роботу сверху ведро из бересты. Кладем ягоды на поле и просим ребенка запрограммировать робота так, чтобы Нюргуяна добралась до каждой ягоды и собрала все.

                 

 

Игра «Моя родина – Якутия»

(«Мин дойдум – Саха сирэ»)

Возраст: 5-7 лет.

Количество игроков: 2-4.

Материал и оборудование: робототехнический набор «MatataLab», карта Республики Саха (Якутия), символы республики.

Цели игры:

  • формирование алгоритмических умений и навыков в процессе изучения основ робототехники у детей старшего возраста;
  • ознакомление детей с основными символами Республики Саха (Якутия);
  • воспитание у детей чувства гордости за свою республику.

Ход игры

Дети по желанию выбирают один символ: о чем или о ком хотели бы узнать. Выбирают путь и должны дойти до определенного символа. Дойдя до символа, они рассказывают, что им известно нем. Потом взрослый с помощью презентационного материала рассказывает детям о выбранном символе, таким образом закрепляя знания детей об этом символе. Затем дети выбирают другой символ, и игра продолжается по такому же алгоритму. Дети могут играть как по одному, так и парами.

 

 

Игра «Собери сказку «Старушка Таал-Таал» («Таал-Таал эмээхсин»)

Возраст детей: 4-6 лет

Материалы и оборудование: набор робота MatataLab Pro set, универсальная карта для робота, герои сказки «Таал-Таал эмээхсин», костюм для робота.

Цели игры:

  • развивать внимание, память, зрительное восприятие и мышление;
  • формировать способность доводить начатое дело до конца, качественно выполнять работу;
  • искать разные способы решения проблемных ситуаций;
  • составить алгоритм сказки «Старушка Таал-Таал».

Ход игры

Для игры нам понадобится игровое поле (карта), робот Matata, управляющая башня, фишки с командами. Дидактический материал: изображения героев сказки на стойках, платок для бабушки. Ребенок вспоминает сказку и начинает составлять алгоритм ходов для первого героя, потом прокладывает второй путь до второго героя и т.д. В процессе игры ребенок не только прокладывает правильный маршрут для робота, но и выполняет несколько заданий, объединенных одной темой.

Заключение

В мае 2023 г. мы провели оценку результатов нашей деятельности, используя адаптированную методику М.Ю.Новицкой по диагностике нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Мониторинг по данной методике показал, что результативность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников за 2022 – 23 уч. год повысилась на 30 %.

Таким образом, можно сделать вывод о результативности педагогической практики по патриотическому воспитанию старших дошкольников с использованием робототехнического набора MatataLab. Помимо того, что тематические игры с использованием робота развивают творческое и логическое мышление, ответственность, дисциплину, умение работать в команде, воображение, память, мелкую моторику, они способствуют формированию патриотических чувств, любви и уважения к родному краю, культурному наследию своего народа и к национальным особенностям народа саха.

Дальнейшее продвижение педагогической практики с использованием робота «Matatalab» мы видим в разработке новых тематических игр, их систематизации по направлениям (животные, птицы, рыбы, растения, деревья Якутии, традиционные снасти для охоты и рыбалки и др.), а также в издании методического пособия.

                                                                                  М.А.Алексеева, воспитатель МБДОУ

                                                                   «Детский сад № 12 «Кэрэчээн»