Культурно-образовательный проект «Литературная Россия»

Автор проекта: С.П. Федотова, учитель русского языка и литературы МБНОУ «Октемский НОЦ имени М.Е. Николаева».  

Культурно-образовательный проект «Литературная Россия» разработан в марте 2012 года, реализуется в рамках внеклассной работы по литературе в 5-11 классах, направлен на литературное и духовно-нравственное развитие учащихся в условиях литературно-исторической среды Санкт–Петербурга и других городов России. Проект ведется в двух направлениях:

  • Открытие того, чем богат, знаменит родной город, село, край;
  • Выход за пределы республики для знакомства с культурными центрами.

Актуальность и практическая значимость проекта заключаются в его огромной воспитательной, культурно-образовательной значимости, в понимании того, что духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи, общение с памятниками культуры, истории России пробуждают гражданское самосознание, вызывают творческую активность ребят,– и все это ищет своего выражения в слове, в графике, в желании как-то выразить свои эмоции, впечатления, чувства. Так раскрываются способности детей к творчеству, а полученные во время проекта знания они могут использовать для выпуска очередного альбома, альманаха, написания курсовых, исследовательских работ, сочинений по литературе и русскому языку, для подготовки к экзаменам. Помимо всего этого, данный проект объединяет в тесное духовное сообщество не только учителей-словесников, историков, краеведов, но и родителей, неравнодушных к истории и культуре нашей необъятной Родины.

Проект развивает языковую, литературоведческую, коммуникативную, текстовую, культуроведческую компетенции детей и выполняет развивающую, обучающую, воспитывающую функции. Он был разработан с целью создания условий для активного, действенного познания Родины, ее истории и культуры. Проект предоставляет учащимся прекрасную возможность ближе ознакомиться с культурой и литературой России, с писателями и их творчеством, содействует расширению  кругозора, углублению знаний учащихся по литературному краеведению, проявлению и развитию их литературно-художественных способностей.

Задачи проекта:

  • формирование интереса школьников к русской культуре и литературе;
  • создание условий для качественного образования, развивающего потенциальные возможности ребенка, его успешности;
  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;
  • содействие созданию новой культурно-образовательной среды НОЦ;
  • обучение школьников навыкам самостоятельной работы с информацией.

Задуманный первоначально как школьный, проект значительно расширил свою географию и вышел далеко за пределы Октемского НОЦ и Хангаласского улуса, объединив ребят со всей республики: в разные годы с нами ездили обучающиеся школ, лицеев, гимназий г. Якутска и республики.

В рамках проекта ребята приобретают навыки критического осмысления информации, ведут расширенный поиск необходимой информации с использованием ресурсов библиотек, овладевают приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией из сети Интернет.

Формат реализации проекта – каникулярная школа, которая завершается выпуском альманаха, альбома или брошюры, демонстрацией презентации, где находят отражение итоги поездки, впечатления ребят, мнения, размышления о настоящем и будущем проекта, предложения родителей.

А начиналось все …с мечты. Классик говорил: «Если у нас нет мечты – у нас нет ничего!» И данный проект появился ради исполнения заветной детской мечты — побывать на родине великого Пушкина! Оказаться среди садов, парков, аллей Царского Села, пройтись по пушкинскому лицею, который поэт считал «отчизной души» своей, увидеть последнюю квартиру поэта на Мойке 12, посетить печально прославившуюся Черную речку… и многое другое, связанное с именем поэта, – желал бы, несомненно, каждый поклонник его творчества.

Перелистаем некоторые страницы проекта «Литературная Россия»:

  • 2012 г. Наша первая поездка была продиктована гениальной мыслью: «Начало всех начал – Пушкин»! Мы мечтали «напитать» наших 5-6-классников «Пушкиным»: заразить их духом лицейского братства, поразить «гением великого поэта» — и решили повезти их во время весенних каникул в Санкт-Петербург. Но все же решено было вначале побывать в Москве, где родился поэт. Мы никак не предполагали, что посетим не только предполагаемое место рождения Пушкина, но и окажемся в храме, где в 1831 году он венчался с Натальей Гончаровой! Перед нами развернулась огромная Москва в обзорной экскурсии по Красной Площади, Арбату, Поклонной горе, Европейскому центру. О том, насколько насыщенной, интересной, объемной по культурному, историческому, литературному охвату и материалу была эта поездка, свидетельствуют программа, устный журнал, фотоматериалы экскурсионного тура (см. Приложение 1).

В 2013 г. география пушкинской темы была расширена до города Выры, так как семиклассники изучали повесть А. Пушкина «Станционный смотритель». Ребята посетили музей «Дом станционного смотрителя» — первый в нашей стране музей литературного героя, который был открыт 15 октября 1972 года в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области в здании бывшей почтовой станции.

С 2013 по 2015 гг. в рамках проекта были организованы летние выездные лагеря «Литературное краеведение», ориентированные на национально-региональный компонент программы по литературе. Мы посетили следующие историко-культурные объекты:

  1. Черкехский мемориальный музей политических ссыльных, 2013 г.
  2. Ытык-Кёльский этнографический музей, 2014 г.
  3. Краеведческий музей В.Г.Короленко в Амге, 2015 г. (см. приложение 2)

2016 г. в рамках летней проектной школы состоялась поездка в Пушкинский Петербург, приуроченная к знаменательной дате: «Петербург – 300 лет истории». По итогам поездки был выпущен альманах на двух языках: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…» /«Yтүө иэйиилэринэн уйгуурдан…».

В 2018 — 2019 гг. делегация Октемского лицея из 25-и школьников 3-х руководителей приняла участие в образовательных проектах Центра дополнительного профессионального образования «Альфа-Диалог» «Учимся в Петербурге: литературная сессия (6-12 апреля 2018) г.  и «Учимся в Петербурге: гуманитарная сессия (2-8 июня 2019). Программы проектов включали занятия по литературе, экскурсии в музеях Санкт-Петербурга, Пскова, Пушкинских гор, проектный модуль «Мой Петербург». Каждый участник проекта получил сертификат участия.

Экскурсионная программа культурно-образовательного проекта «Литературная Россия» в августе юбилейного 2022 года была особенно насыщенной и включала экскурсию по Лермонтовским и Пушкинским местам: Пенза-Болдино-Тарханы (см. Приложение 3) и профессионально-ориентированный тур для учащихся 9-11 классов. Кураторскую помощь в организации профтура оказала выпускница Октемского лицея В.Ю. Николаева, директор центра «Интегра». Мы рады, что наши выпускники сотрудничают с нами на благо духовного, интеллектуального и профессионального развития лицеистов. В рамках профтура были посещены учебные заведения Москвы:

  • Российский университет дружбы народов (РУДН);
  • Московский политехнический университет (Мосполитех);
  • Сколково.

Помимо образовательно-профессионального компонента в программу для ребят была включена познавательно-развлекательная составляющая — мы посетили Третьяковскую галерею, Аквапарк «Мореон» и Большой московский цирк.

Как автор проекта, я уверена в том, что проект считается успешным, если:

  • есть движение к развитию культуры ребят, к позитивному, действенному отношению к миру, себе и другим людям;
  • есть объединение усилий не только моих, но и других учителей, родителей – всех, кто заинтересован в создании культурно-образовательной среды лицея.

Планов у нас громадье… Мечтаем посетить Рязань, доехать до Кавказа. Мечтаем о туре для 10-11 классов по булгаковской Москве… А еще у меня есть заветная мечта – объединить единомышленников, словесников со всего Хангаласского улуса, возможно, и не только, и посетить заветные места, связанные с именами великих писателей.

Культурно-образовательный проект «Литературная Россия» живет, он востребован и развивается в пространстве и времени.

О настоящем и будущем проекта смотрите и читайте в приложениях 4, 5.

С.П. Федотова, учитель русского языка и литературы МБНОУ «Октемский НОЦ имени М.Е. Николаева».

 

                                                                                                                          

Приложение 6

Реализованные каникулярные школы проекта

  • Петербургские каникулы: Москва — Пушкинский Санкт-Петербург, 2012 г.
  • Петербургские каникулы: Москва — Пушкинский Санкт-Петербург — Выра, 2013 г.
  • Виртуальное краеведение: В.Г. Короленко и Якутия, 2013 г.
  • Литературное краеведение: Черкехский мемориальный музей политических ссыльных. Ытык-Кёльский этнографический музей, 2014 г.
  • Литературное краеведение: В.Г.Короленко и Амга, 2015 г.
  • Летняя выездная школа «Пушкинский Петербург», 2016 г.
  • Учимся в Петербурге: литературная сессия (Псков, Пушкиногорье, Михайловское), 2018 г.
  • Учимся в Петербурге: литературная сессия (Псков, Пушкиногорье, Михайловское), 2019 г.
  • Виртуальное краеведение. «Виртуальное путешествие в подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы» – проектная работа учащихся 5-7 классов, 2021 г.
  • Экскурсионный тур по Лермонтовским и Пушкинским местам (Пенза – Тарханы-Болдино) в рамках летней проектной школы «Литературная Россия – 2022».