«Маленький читайка»
Совместный проект дошкольной группы «Чэчир» МБОУ «Едяйская СОШ» и сельской модельной библиотеки
Авторы проекта: Г.С. Макарова, библиотекарь сельской модельной библиотеки с. Едей; А.П. Латышева, педагог-библиотекарь МБОУ «Едяйская СОШ»
Руководитель проекта: В.Е. Герасимова, старший воспитатель МБОУ «Едяйская СОШ»
Тип проекта: образовательный, социально – просветительский
Продолжительность проекта: долгосрочный. Реализуется с 2018-2019 учебного года по настоящее время
Участники проекта: воспитанники МБОУ, родители, педагоги дошкольной группы, библиотекари.
Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между дошкольной группой и библиотекой.
Задачи проекта:
— ознакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой;
— ознакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке; вызвать желание посещать библиотеку;
— повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
— способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков;
— развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать.
Актуальность и значимость проекта
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
В современных условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем — слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности, это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем, или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Материально – техническое обеспечение проекта
Дошкольная группа «Чэчир»:
- создана развивающая предметная среда детского сада, оборудованная с учетом возрастных особенностей детей. Имеется центр «Библиотека»;
- имеются методический кабинет, музыкально — спортивный зал, групповое помещение, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей;
- имеются ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.
Сельская модельная библиотека:
- имеется богатый библиотечный фонд;
- отдельный зал для детской литературы;
- краеведческий музей села;
- персональные компьютеры, проектор, экран.
Краткое содержание проекта
Проект «Маленький читайка» реализуется в дошкольной группе «Чэчир» МБОУ «Едяйская СОШ» совместно с сельской модельной библиотекой с.Едей с 2018-2019 учебного года.
Во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в связи с ограничительными мерами, мероприятия проходили дистанционно. С окончанием ограничительных мер, возобновились очные занятия.
Мероприятия проводятся 2 раза в месяц с детьми разновозрастной группы библиотекарем сельской модельной библиотеки Г.С.Макаровой, педагогом-библиотекарем МБОУ «Едяйская СОШ» А.П.Латышевой совместно с воспитателями С.Е.Асекритовой и К.Н.Филипповой.
Формы реализации проекта: экскурсии в библиотеку, знакомство и взаимодействие с библиотекой, посещение краеведческого музея при сельской модельной библиотеке, проведение библиотечных занятий, организация выставок детских рисунков и поделок, участие в театрализованной деятельности. Мероприятия проходят в дошкольной группе, в библиотеке, а также в музее. Дети знакомятся с детской художественной литературой, правилами поведения в библиотеке, книжной культурой. Библиотечные занятия состоят из громких чтений с обсуждением произведений и какой-либо творческой деятельности: рисования, аппликации, лепки. Такие занятия развивают коммуникативные и творческие способности детей, стимулируют их речевую активность, любознательность, обогащают словарный запас воспитанников дошкольной группы.
На каждого ребенка оформлен формуляр читателя, а также семейный формуляр. Дети могут взять из библиотеки понравившуюся книгу домой, тем самым идет приобщение детей и родителей к семейному чтению.
План мероприятий по реализации проекта см.в Приложении 1.
Результативность проекта
Результативность проекта «Читайка» подтверждается следующими показателями:
- повышается интерес дошкольников к книге и чтению;
- развиваются интеллектуальные и творческие способности детей;
- укрепляются партнерские отношения с сельской модельной библиотекой;
- повышается компетентность в вопросах, речевого развития ребёнка, воспитания грамотного читателя;
- возрождается традиция семейного чтения.
Воспитанники дошкольной группы «Чэчир» становятся лауреатами, номинантами и призерами кустовых, улусных и республиканских фестивалей, творческих конкурсов чтецов, сказочников, исполнителей фольклора, театральных студий и др. (см. Приложение 2).
Совместная работа над проектом «Маленький читайка» может быть продлена в случае успешного завершения с корректировкой плана работы на последующие годы.
В.Е.Герасимова, старший воспитатель
дошкольной группы “Чэчир”
Приложение 1
План мероприятий по реализации проекта «Маленький читайка»
на 2023-2024 учебный год
Месяц |
Мероприятия |
Ответственный |
Сентябрь |
Принятие плана реализации проекта на учебный год. |
Библиотекари, старший воспитатель |
Октябрь |
— «Дом, где живут книги» (экскурсия в библиотеку, знакомство с правилами библиотеки, с работой библиотекаря). — Экскурсия в краеведческий музей. |
Воспитатели, библиотекари |
Ноябрь |
— Литературная гостиная «Сказочная история о Незнайке» к 115- летию русского детского писателя Н.Н. Носова. — «Волшебный мир Эдуарда Успенского». |
Библиотекари, воспитатели |
Декабрь |
— Библиотечное занятие «Новогодняя сказка». — Игра- путешествие «Зимние забавы». |
библиотекари, воспитатели |
Январь |
Громкие читки « Сказки у камелька»; |
Библиотекари, воспитатели |
Февраль |
-Интеллектуальная игра « Төрөөбүт тылгын төһө билэҕин?» — Акция «Книжкина больница». |
Библиотекари, воспитатели |
Март |
— Утренник к 90- летию со дня рождения Н.Н. Тобурокова (1934 г.), заслуженного деятеля науки РС (Я), доктора филологических наук, литературоведа. — Библиотечная терапия. |
Библиотекари, воспитатели |
Апрель |
-Акция «Читаем любимые стихи». — Библиотечное занятие « Весна идет, весне – дорогу». |
Библиотекари, воспитатели, родкомитет |
Май |
— Экскурсия в музей «Солдаты Победы». — «Семейная викторина». |
Библиотекари, воспитатели, родкомитет |
Приложение 2
Результаты участия детей в творческих конкурсах разного уровня
Год |
Фамилия, имя участника/участник |
Название конкурса |
Руководитель |
Результат |
2019 |
Театральный коллектив «Кустук» |
Улусный конкурс дошкольных театральных коллективов Хангаласского улуса |
Асекритова С.Е., Чемезова Н.Н. |
Номинация «Лучшая сценография» |
2019 |
Театральный коллектив «Кустук» |
Улусный конкурс «Мальжагарские звезды – 2019» |
Асекритова С.Е., Чемезова Н.Н. |
Лауреат 2 степени |
2020 |
Попова Серафима |
Республиканский конкурс чтецов «Стихи, рожденные войной» |
Филиппова К.Н. |
Номинация «Самый юный исполнитель» |
2021 |
Попова Серафима, Изотова Каралина |
Оҕо поэта Г.И.Данилов төрөөбүтэ 90 сылыгар аналлаах «Оо, олус үчүгэй!» Өрөспүүбүлүкэтээҕи куйаар ситиминэн аһаҕас күрэх |
Асекритова С.Е. |
3 ст. лауреаттар |
2021 |
Асекритова Настя |
Хаҥалас улууһун оҕо саадын иитиллээччилэрин икки ардыларыгар ыытыллар Саха Өрөспүүбүлүкэтэ тэриллибитэ 100 сылыгар аналлаах остуоруйаhыттар күөн күрэстэрэ |
Асекритова С.Е. |
2 миэстэ |
2021 |
Театральный коллектив «Кустук» |
Улусный конкурс театральных постановок по произведениям братьев Гримм |
Асекритова С.Е., Лугинова А.И. |
Лауреат 2 степени |
2021 |
Асекритова Настя |
Открытый онлайн-конкурс юных талантов “Мальжегарские звезды-2021” в номинации “Фольклор” |
Асекритова С.Е. |
Лауреат 1 степени |
2021 |
Театральный коллектив «Кустук» |
I улусный видео конкурс театральных студий среди дошкольных организаций и общеобразовательных учреждений «Амплуа» |
Асекритова С.Е., Лугинова А.И. |
Лауреат 1 степени, номинация “Актерское мастерство” |
2021 |
Асекритова Настя |
I улусный видео конкурс театральных студий среди дошкольных организаций и общеобразовательных учреждений «Амплуа», в номинации «Художественное слово» |
Асекритова С.Е. |
Лауреат 2 степени |
2023 |
Филиппова Күннэй |
Оҕо поэта Г.И.Данилов төрөөбүтэ 92 сылыгар аналлаах «Оо, олус үчүгэй!»VӨрөспүүбүлүкэтээҕи куйаар ситиминэн аһаҕас күрэх |
Филиппова К.Н. |
1 ст. лауреат |
2023 |
Павлова Изабелла |
Оҕо поэта Г.И.Данилов төрөөбүтэ 92 сылыгар аналлаах «Оо, олус үчүгэй!»V Өрөспүүбүлүкэтээҕи куйаар ситиминэн аһаҕас күрэх |
Филиппова К.Н. |
1 ст. лауреат |
2023 |
Павлова Изабелла |
Мусьяна Сосина-Марфа Прокопьевна Попова хоhооннорун ааҕыыга Өрөспүүбүлүкэтээҕи күрэх |
Филиппова К.Н. |
Бастакы үрдэл |