«Маленький читайка»

Совместный проект дошкольной группы «Чэчир» МБОУ «Едяйская СОШ» и сельской модельной библиотеки

 

        Авторы проекта: Г.С. Макарова, библиотекарь сельской модельной библиотеки с. Едей; А.П. Латышева, педагог-библиотекарь МБОУ «Едяйская СОШ»

        Руководитель проекта: В.Е. Герасимова, старший воспитатель МБОУ «Едяйская СОШ»

        Тип проекта: образовательный, социально – просветительский

        Продолжительность проекта: долгосрочный. Реализуется с 2018-2019 учебного года по настоящее время

        Участники проекта: воспитанники МБОУ, родители, педагоги дошкольной группы, библиотекари.

        Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между дошкольной группой и библиотекой.

        Задачи проекта:

— ознакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой;

— ознакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке; вызвать желание посещать библиотеку;

— повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;

— способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков;

— развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать.

Актуальность и значимость проекта

        Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

        В современных условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем — слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности, это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем, или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

        От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

        На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

                                  Материально – техническое обеспечение проекта

Дошкольная группа «Чэчир»:

  • создана развивающая предметная среда детского сада, оборудованная с учетом возрастных особенностей детей. Имеется центр «Библиотека»;
  • имеются методический кабинет, музыкально — спортивный зал, групповое помещение, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей;
  • имеются ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.

Сельская модельная библиотека:

  • имеется богатый библиотечный фонд;
  • отдельный зал для детской литературы;
  • краеведческий музей села;
  • персональные компьютеры, проектор, экран.

 

Краткое содержание проекта

        Проект «Маленький читайка» реализуется в дошкольной группе «Чэчир» МБОУ «Едяйская СОШ» совместно с сельской модельной библиотекой с.Едей с 2018-2019 учебного года.

        Во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в связи с ограничительными мерами, мероприятия проходили дистанционно. С окончанием ограничительных мер, возобновились очные занятия.

        Мероприятия проводятся 2 раза в месяц с детьми разновозрастной группы библиотекарем сельской модельной библиотеки Г.С.Макаровой, педагогом-библиотекарем МБОУ «Едяйская СОШ» А.П.Латышевой совместно с воспитателями С.Е.Асекритовой и К.Н.Филипповой.

        Формы реализации проекта: экскурсии в библиотеку, знакомство и взаимодействие с библиотекой, посещение краеведческого музея при сельской модельной библиотеке, проведение библиотечных занятий, организация выставок детских рисунков и поделок, участие в театрализованной деятельности. Мероприятия проходят в дошкольной группе, в библиотеке, а также в музее. Дети знакомятся с детской художественной литературой, правилами поведения в библиотеке, книжной культурой. Библиотечные занятия состоят из громких чтений с обсуждением произведений и какой-либо творческой деятельности: рисования, аппликации, лепки. Такие занятия развивают коммуникативные и творческие способности детей, стимулируют их речевую активность, любознательность, обогащают словарный запас воспитанников дошкольной группы.

        На каждого ребенка оформлен формуляр читателя, а также семейный формуляр.  Дети могут взять из библиотеки понравившуюся книгу домой, тем самым идет приобщение детей и родителей к семейному чтению.

       План мероприятий по реализации проекта см.в Приложении 1.

Результативность проекта

        Результативность проекта «Читайка» подтверждается следующими показателями:

  • повышается интерес дошкольников к книге и чтению;
  • развиваются интеллектуальные и творческие способности детей;
  • укрепляются партнерские отношения с сельской модельной библиотекой;
  • повышается компетентность в вопросах, речевого  развития ребёнка, воспитания грамотного читателя;
  • возрождается традиция семейного чтения.

        Воспитанники дошкольной группы «Чэчир» становятся лауреатами, номинантами и призерами кустовых, улусных и республиканских фестивалей, творческих конкурсов чтецов, сказочников, исполнителей фольклора, театральных студий и др. (см. Приложение 2).

        Совместная работа над проектом «Маленький читайка» может быть продлена в случае успешного завершения с корректировкой плана работы на последующие годы.

                                             

                                                                                       В.Е.Герасимова, старший воспитатель

                                                                                       дошкольной группы “Чэчир”

 

                                                                                                                         Приложение 1

План мероприятий по реализации проекта «Маленький читайка»

на 2023-2024 учебный год

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Принятие плана реализации проекта на учебный год.

Библиотекари,

старший воспитатель

Октябрь

— «Дом, где живут книги» (экскурсия в библиотеку, знакомство с правилами библиотеки, с работой библиотекаря).

— Экскурсия в краеведческий музей.

Воспитатели,

 библиотекари

Ноябрь

— Литературная гостиная «Сказочная история о Незнайке» к 115- летию русского детского  писателя Н.Н. Носова.

— «Волшебный мир Эдуарда Успенского».

Библиотекари, воспитатели

Декабрь

— Библиотечное занятие «Новогодняя сказка».

— Игра- путешествие «Зимние забавы».

библиотекари, воспитатели

Январь

Громкие читки « Сказки у камелька»;

Библиотекари, воспитатели

Февраль

-Интеллектуальная игра « Төрөөбүт тылгын төһө билэҕин?»

— Акция «Книжкина больница».

Библиотекари, воспитатели

Март

Утренник к 90- летию со дня рождения Н.Н. Тобурокова (1934 г.), заслуженного деятеля науки РС (Я), доктора филологических наук, литературоведа.

— Библиотечная терапия.

Библиотекари, воспитатели

Апрель

-Акция «Читаем любимые стихи».

— Библиотечное занятие « Весна идет, весне – дорогу».

Библиотекари, воспитатели, родкомитет

Май

— Экскурсия в музей «Солдаты Победы».

— «Семейная викторина».

Библиотекари, воспитатели, родкомитет

 

                                                                                                                       Приложение 2

 

Результаты участия детей в творческих конкурсах разного уровня

Год

Фамилия, имя участника/участник

Название конкурса

Руководитель

Результат

2019

Театральный коллектив «Кустук»

Улусный конкурс дошкольных театральных коллективов Хангаласского улуса

Асекритова С.Е., Чемезова Н.Н.

Номинация «Лучшая сценография»

2019

Театральный коллектив «Кустук»

Улусный конкурс «Мальжагарские звезды – 2019»

Асекритова С.Е., Чемезова Н.Н.

Лауреат 2 степени

2020

Попова Серафима

Республиканский конкурс чтецов «Стихи, рожденные войной»

Филиппова К.Н.

Номинация «Самый юный исполнитель»

2021

Попова Серафима, Изотова Каралина

Оҕо поэта Г.И.Данилов төрөөбүтэ 90 сылыгар аналлаах «Оо, олус үчүгэй!» Өрөспүүбүлүкэтээҕи куйаар ситиминэн аһаҕас күрэх

Асекритова С.Е.

3 ст. лауреаттар

2021

Асекритова Настя

Хаҥалас улууһун оҕо саадын иитиллээччилэрин икки ардыларыгар ыытыллар Саха Өрөспүүбүлүкэтэ тэриллибитэ 100 сылыгар аналлаах остуоруйаhыттар күөн күрэстэрэ

Асекритова С.Е.

2 миэстэ

2021

Театральный коллектив «Кустук»

Улусный конкурс театральных постановок по произведениям братьев Гримм

Асекритова С.Е., Лугинова А.И.

Лауреат 2 степени

2021

Асекритова Настя

Открытый онлайн-конкурс юных талантов “Мальжегарские звезды-2021” в номинации “Фольклор”

Асекритова С.Е.

Лауреат 1 степени

2021

Театральный коллектив «Кустук»

I улусный видео конкурс театральных студий среди дошкольных организаций и общеобразовательных учреждений «Амплуа»

Асекритова С.Е.,

Лугинова А.И.

Лауреат 1 степени, номинация

“Актерское мастерство”

2021

Асекритова Настя

I улусный видео конкурс театральных студий среди дошкольных организаций и общеобразовательных учреждений «Амплуа», в номинации «Художественное слово»

Асекритова С.Е.

Лауреат 2 степени

2023

Филиппова Күннэй

Оҕо поэта Г.И.Данилов төрөөбүтэ 92 сылыгар аналлаах «Оо, олус үчүгэй!»VӨрөспүүбүлүкэтээҕи куйаар ситиминэн аһаҕас күрэх

Филиппова К.Н.

1 ст. лауреат

2023

Павлова Изабелла

Оҕо поэта Г.И.Данилов төрөөбүтэ 92 сылыгар аналлаах «Оо, олус үчүгэй!»V Өрөспүүбүлүкэтээҕи куйаар ситиминэн аһаҕас күрэх

Филиппова К.Н.

1 ст. лауреат

2023

Павлова Изабелла

Мусьяна Сосина-Марфа Прокопьевна Попова хоhооннорун ааҕыыга Өрөспүүбүлүкэтээҕи күрэх

Филиппова К.Н.

Бастакы үрдэл