Педагогические классы как важный элемент системы непрерывного педагогического образования
Из опыта работы педагогического класса в Покровской СОШ № 1
Введение
Сегодня в системе образования вновь становится актуальной проблема непрерывной подготовки педагога. А когда начинается учитель, одаренный от природы педагогическими способностями, понимающий и любящий детей? Он начинается гораздо раньше, чем выпускник получает диплом о профессиональном образовании. Учитель начинается еще в детстве, когда ребенок дома играет в школу, копируя своего первого учителя, в более старших классах – с первого урока в День самоуправления или с обучения в профильном педагогическом классе.
В данном материале кратко описывается опыт организации и работы профильного педагогического класса, который эффективно решает задачи довузовской профильной педагогической подготовки, дает учащимся возможность ознакомиться с разнообразием и особенностями педагогических профессий, погрузиться в практическую педагогическую деятельность.
В нем также кратко излагается история возникновения педагогических классов в системе народного образования.
Краткий экскурс в историю возникновения педагогических классов
Педагогические классы… Когда они появились, в какие моменты развития системы отечественного образования?
Основоположником введения педагогических классов в систему образования является выдающийся русский педагог и писатель К.Д.Ушинский. Со второй половины XIX века в дополнительных педагогических классах женских гимназий и пансионов начинается подготовка домашних учительниц. Ушинский вскрывает проблемы и недостатки существующих способов и путей подготовки учителей,разрабатывает цели и содержание образования будущих педагогов, уделяя особое внимание особенностям преподавательской деятельности народного, сельского учителя.Он стремится донести до читателей мысль о том, что «в каждом наставнике … важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения».
С середины 1960-х гг. 20 века основной функцией педагогических классов становится как подготовка педагогических кадров среднего звена, так и ориентация учащихся на педагогическую профессию.Именно в те годы вПокровской средней школе Орджоникидзевского района Якутской АССР был открыт первый педагогический класс с целью ускоренной подготовки учителей,но, к сожалению, функционировал он недолго.
Позже, в 90-е годы, в школах республики друг за другом стали открываться педагогические классы. В 2002 году Приказом Министра образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г. была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, согласно которой учебная программа в старших классах школы стала более гибкой и предлагала ученикам, помимо общеобразовательных дисциплин, освоение дополнительных предметов, соответствующих выбранной специализации.
Время диктует свои задачи и правила. Сегодня в целом по стране остро встала проблема дефицита педагогических кадров. В настоящее время Министерство просвещения РФ уделяет большое внимание подготовке педагогических кадров в педвузах и их переподготовке в институтах развития образования. Решению проблемы дефицита педагогических кадров призвано способствовать Постановление МП РФ о создании в России 5 тысяч профильных психолого-педагогических классов на базе общеобразовательных школ. Это разумное решение, так как педагогические кадры являются главным ресурсом достижения качественного образования, а готовить их надо со школьных лет.
По инициативе районного отдела образования, в 1994 г.в Покровской СОШ вновь открылся педагогический класс лицейского типа. В этот класс учащихся набирали с 8 класса. В 8-м и 9-м классах велась предпрофильная подготовка в рамках элективных курсов «Моя профессиональная карьера», «Вожатское дело», «Психология общения». В программы 10-го и 11-го классов вводились спецкурсы: «Педагогика», «История педагогики», «Психология», «Риторика», «Педагогическая практика» и др. Специалисты МО РС (Я) и преподаватели ПИ ЯГУ ежегодно проводили педагогическую олимпиаду для учащихся профильных педклассов. По итогам данной олимпиады с целью стимулирования учащихся педагогических классов определялись не только победители и призеры, но также и номинанты.
В связи с переходом системы образования на НСОТ некоторые профили с малыми количествами учащихся прекратили свое функционирование. Вследствие этого в 2016-2017 уч.году состоялся последний выпуск педагогического класса.
В 2022-2023учебном году по инициативе Хангаласского РУО в Покровской СОШ № 1 вновь открылся психолого-педагогический класс, основная цель которого – подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы педагогического профиля. Классным руководителем стал выпускник педагогического класса 2007 года, молодой учитель истории и обществознания Д.Н.Кузьмин. Этот класс выбирают ребята, которых привлекает педагогическая или социально ориентированная деятельность. К сожалению, желающих стать педагогами по итогам диагностики оказалось немного, поэтому класс был открыт на базе профильного гуманитарного класса.
Организация образовательного процесса в педагогических классах
На первом, подготовительном этапе функционирования педагогических классов было разработано учебно-методическое обеспечение проекта: Положение, Дорожная карта, Рабочие программы профильных элективных курсов «Основы педагогики», «Основы психологии», «Педагогическая практика».
На основном этапе работа велась по следующим направлениям: 1) получение обучающимися первичных психолого-педагогических знаний и навыков; 2) развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств; 3) обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного развития обучающихся; 4) формирование и развитие у обучающихся интереса и уважения к педагогической деятельности и стремления к овладению профессией педагога; 5) подготовка обучающихся к поступлению в ВУЗ или ССУЗ педагогического профиля.
Как говорил отец российской педагогической науки К.Д. Ушинский, главной задачей педагогики является «воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение – лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду». Исходя из этого, мы стараемся, чтобы на курсах основ педагогики и психологии учащиеся получали жизненно важный, практический опыт по воспитанию, развитию и формированию личности, а теоретические знания они получат в профессиональных учебных заведениях.
Например, при изучении темы «Самовоспитание и перевоспитание. Способы саморазвития» мы с учащимися прочитали отрывки из дневника Константина Дмитриевича, который онвел, будучи гимназистом. Учащиеся признали полезной привычку выдающегося педагога каждый день перед сном анализировать пройденный день, свои поступки и планировать завтрашний день. После небольшой диагностической работы в несложной игровой форме «Пять моих крокодилов»по выявлению своих недостатков каждый из учащихся самостоятельно составил план самовоспитания и твердо решил придерживаться этого плана. Подобные практические задания в увлекательной игровой форме проводятся регулярно. Например, так называемые педагогические пробы. Учащиеся знакомятся с видами игр, учатся грамотно их проводить. Школьный клуб молодых учителей «Аартык» организовал для учащихся педкласса конкурс «Я – вожатый», на котором ребята защищали свои проекты сценариев КТД в летнем лагере, презентовали творческую визитку, проводили игры с залом. Кроме того, ребята участвуют в психолого-педагогических олимпиадах, профессиональных пробах в День самоуправления, в профориентационных мероприятиях, и тем самым, знакомятся с увлекательным миром педагогики на практике. Все это позволяет им получать необходимые навыки для работы вожатыми в ДОО «Орлята России».
Воспитательная работа в профильном классе носит ярко выраженную психолого-педагогическую направленность. Особое внимание уделяется проектной деятельности. Программа психолого-педагогического класса предусматривает защиту проекта «Моя будущая профессия», активное участие в научно-практических конференциях по направлениям профиля обучения.
В 2022-2023 учебном году была проведена общешкольная НПК «Учитель, перед именем твоим!», посвященная 135-летию со дня образования школы. На высоком уровне прошел День посвящения в психолого-педагогический класс с торжественным моментом подписания Соглашения о сотрудничестве между Педагогическим институтом СВФУ им. М.К.Аммосова и Хангаласским РУО. Особый интерес ребят вызвала увлекательная педагогическая квест-игра с участием студентов Пединститута и учащихся Покровских, Октемской и Булгунняхтахской СОШ. В рамках сотрудничества дети всем классом выезжали на весенние каникулы в Пединститут на очные занятия по педагогической практике, некоторые учащиеся занимались в Малой педагогической Академии.
Самым ярким событием учебного года для обучающихся профильного класса стал профориентационный тур «Санкт-Петербург — Москва» под руководством классного руководителя.
Результаты работы педклассов
Обучение в профильном педагогическом классе создает условия для развития ученика в личностном плане, раскрывает склонности и способности к педагогической деятельности, к работе в социальной сфере. Проявляя инициативу в школьных делах, проходя первые профессиональные пробы, получая практический опыт, ребята становятся более общительными, эмпатийными, коммуникабельными и гуманными.
За годы функционирования педклассов поступление выпускников в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы по профилю составляло в среднем 65%. 36 обучающихся в разные годы становились победителями и призерами республиканской психолого-педагогической олимпиады школьников и награждались путевками в ВДЦ «Орленок» и «Океан». По статистическим данным школы, число получивших педагогические специальности на сегодня составляет 106 чел.
Школа гордится выпускниками, которые закрепились в профессии педагога и успешно трудятся в школах родного района и республики. Случается, что мы встречаемся с бывшими учениками на различных форумах, совещаниях, конференциях как равноправные коллеги.
Четверо выпускников педагогического класса работают в родной Покровской СОШ № 1, продолжая добрые традиции школы. Это свидетельство того, что у выпускников, прошедших довузовскую подготовку по педагогическому профилю, выше мотивация обучения в профессионально-педагогических учреждениях: Как правило, они становятся усердными студентами, лидерами, а после окончания учебы – верными своей профессии, успешными педагогами.
В целом, многолетний опыт педагогических классов свидетельствует о том, что они могут стать важным элементом системы непрерывного педагогического образования.
З.С.Олесова,зам. директора по УМР
МБОУ «Покровская СОШ №1 с УИОП
имени И. М. Яковлева»