Семейная мастерская
Проект по организации совместной деятельности воспитанников и родителей в области изобразительного искусства
Автор проекта: О.В.Пермякова, педагог дополнительного образования МБОУ «Детский сад № 4 «Ромашка».
Сроки реализации проекта: с октября 2021 г. по май 2024 г.
Участники проекта: педагог дополнительного образования, дети средней, старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
Тип проекта: коммуникативно-творческий.
Цель проекта: создание современной модели совместной деятельности детей и родителей в области изобразительного искусства.
Задачи:
- содействовать развитию творческого мышления, воображения, фантазии детей, развитию мелкой моторики рук;
- содействовать укреплению внутрисемейных связей, формированию общих интересов и занятий с детьми и родителями по изобразительной деятельности;
- стимулировать совместное творчество родителей с детьми в ДОУ и дома;
- формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми, научить осознанно относиться к детскому творчеству.
Актуальность проекта: В современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством свободного времени не имеют возможности достаточно эффективно взаимодействовать с детским садом во благо развития ребёнка. Детям не хватает общения с родителями, общих занятий с ними. Постоянная занятость родителей отрицательно сказывается на настроении и здоровье детей.
Проект по организации взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, активизирует участие родителей в образовательном процессе. Совместная творческая деятельность детей и родителей – это интересное и увлекательное времяпровождение. Кроме того, участие родителей в мероприятиях дошкольного учреждения положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, на их настроении. У детей формируется чувство гордости за родителей, устанавливаются доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, что объединяет их в одну сплоченную творческую команду.
Работа в рамках проекта ведётся по нескольким направлениям.
- Информационно — аналитическое направление. В начале года проводится анкетирование родителей по теме «Что рисует Ваш ребенок?», результаты которого учитываются при осуществлении индивидуального, личностно — ориентированного подхода к ребёнку и построения грамотного общения с их родителями.
- Наглядно-информационное направление. Целью этого направления является доведение до родителей любой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности. Наглядно-информационное направление реализуется через следующие форматы:
- создание уголков и информационных стендов для родителей;
- изготовление буклетов, памяток для родителей.
- Познавательное направление. Порой родители даже не знают, как правильно относиться к продуктам детского изобразительного творчества: могут позволить себе шутки, вместо поощрения пожурить их за некачественное выполнение задания, что может привести к неудовлетворенности ребенка результатами своего творчества, пассивности, нежеланию включаться в творческий процесс. «Я не умею», «Я не хочу» – эти отговорки могут стать привычными для ребенка. Во избежание подобных ситуаций проводится работа по разъяснению родителям необходимости и значимости совместных занятий по рисованию, лепке, изготовлению поделок для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.
С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями:
- групповые родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- мастер классы по росписи камней акриловыми красками, по лепке из полимерной глины, по рисованию, по изготовлению поделок из различных природных материалов;
- демонстрация видеосюжетов, видеоуроков, в т.ч. авторских, по рисованию, лепке, аппликации, изготовлению поделок, сувениров, с помощью которых дети вместе с родителями могут заниматься творчеством в домашних условиях.
- Практическое направление. Способности малышей к творчеству не всегда появляются сами по себе – для этого нужен толчок, нужна соответствующая предметно-пространственная среда, особая атмосфера уюта и безопасности. На занятиях по творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации, изготовлению поделок – мы стараемся не ограничивать ребенка жёсткими рамками, стремимся развивать индивидуальность и раскрывать таланты каждого ребенка. Все эти занятия обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления, фантазии, мелкой моторики, воображения, чувства вкуса.
Детям очень важно видеть, что родители интересуются их успехами, принимают участие в совместных делах. Поэтому ведется работа по вовлечению родителей в процесс совместного творчества, чтобы они выступали не просто зрителями, но и активными участниками совместных творческих мероприятий. Это требует предварительной подготовки, поэтому я заранее извещаю родителей о планируемых мероприятиях и стараюсь создать такую атмосферу на мероприятии, чтобы дети и родители чувствовали себя свободно, комфортно и уютно. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю красочное объявление. Как правило, большинство родителей охотно идут навстречу и принимают активное участие в совместных делах.
Из опыта работы я знаю, что родители легче идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Поэтому постоянно информирую родителей об успехах и достижениях их детей, приглашаю принять участие в конкурсах и выставках рисунков, поделок из природного материала, самодельных новогодних игрушек, изготовленных детьми с помощью родителей. В группах, где есть желающие участвовать, проводятся тематические выставки совместных работ детей и родителей: «Боевая мощь страны», «Новогодняя мастерская», «Картины известных художников», «Мой самый лучший детский сад», фотовыставки «Я рисую дома», «Ожившие картины» (по произведениям знаменитых художников), «Подснежник и я» и др. демонстрация видеосюжетов, видеоуроков, в т.ч. авторских, по рисованию, лепке, аппликации, изготовлению поделок, сувениров, с помощью которых дети вместе с родителями могут заниматься творчеством в домашних условиях. Идея создания видеоуроков пришла во время долгого пребывания детей дома в период пандемии и карантина. Тогда в формате дистанционного образования я решила снимать видеоуроки для детей и их родителей (https://youtu.be/SCUxNsDALBA).
В помощь родителям проводятся консультации по темам: «Почему важно совместное творчество детей и родителей?», «Чем можно рисовать с детьми?», «Учимся рисовать (лепить) вместе с детьми», «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». Особый интерес родителей вызывают видеоуроки и мастер классы по рисованию, росписи акриловыми красками на камнях, изготовлению поделок из фоамирана (декоративного пенистого материала, применяемого в различных видах рукоделия) и других материалов.
Красной нитью через всю работу с родителями проходит идея: заинтересованное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В рамках проекта «Семейная мастерская» в феврале 2022 года прошла презентация подпроекта «Рисование в совместной деятельности детей и родителей» на педагогическом совете детского сада.
Таким образом, проект «Семейная мастерская» как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями стал своеобразным клубом творчества для детей и родителей, который помогает не только наладить деловой контакт с родителями, но и улучшить детско-родительские отношения на основе совместной творческой деятельности, обогатить семейный досуг, объединить детей и взрослых в общих делах.
Семейные работы детей и взрослых используются в оформительской части разных мероприятий, а также в качестве призов и подарков детям и взрослым.
Промежуточные результаты проекта: В целом следует отметить, что совместная деятельность детей с родителями в рамках проекта способствует развитию положительных эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, формирует восприятие семьи и детского сада как единого дружного коллектива, действующего в интересах детей.
Поскольку проект не завершен, можно подвести следующие промежуточные итоги:
- в группах создана активизирующая предметно — пространственная среда (выставки, стенды с поделками детей) для стимулирования творческой деятельности детей;
- повысилась компетентность и заинтересованность родителей в вопросах развития творческих способностей их детей;
- у детей и родителей повысился интерес к творчеству, в частности, к изобразительной деятельности;
- дети стали более уверенными в своих силах и возможностях;
- родители из сторонних наблюдателей превратились в активных участников образовательного процесса.
Перспективы проекта: практика показала, что проект «Семейная мастерская» имеет высокий потенциал, есть поддержка родителей во всех начинаниях, направленных на развитие способностей детей к творческой деятельности. Это мотивирует нас на продолжение и дальнейшее развитие проекта «Семейная мастерская»
О.В.Пермякова, педагог дополнительного образования
МБОУ «Детский сад № 4 «Ромашка»
Формы работы с родителями
Анкетирование «Что рисует Ваш ребенок?»
Проведение выставки семейных рисунков «Мой самый лучший детский сад».
Консультации для родителей «Чем можно рисовать с детьми?», «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
Привлечение родителей к совместному рисованию с детьми в домашних условиях.
Видео мастер класс «Роспись акриловыми красками на камнях»
Консультация для родителей «О пользе совместного рисования»
Выставка поделок «Новогодняя мастерская»
Консультация для родителей «Учимся рисовать вместе с детьми»
Авторские видео уроки по рисованию.
Смотр — конкурс поделок военной техники «Боевая мощь страны»
Буклеты для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Знакомство с известными художниками и их работами.
Выставка смотр совместных работ детей и их родителей «Картины известных художников»
Подведение итогов выставки. Проведение фотовыставки «Я рисую дома».
Видео мастер класс «Подснежники из фоамирана»
Родительское собрание в группах ДОУ. Поощрение родителей.
План взаимодействия педагога дополнительного образования с воспитателями и другими специалистами детского сада
Сентябрь. Совместное с воспитателями формирование групп детей и родителей, посещающих изостудию.
Октябрь. Совместное проведение диагностики детей, посещающих изостудию.
Ноябрь. Организация творческой выставки поделок детей и родителей “Осенние фантазии”. Совместное оформление зала к осеннему утреннику.
Декабрь. Проведение мастер класса для педагогов «Новогодние игрушки своими руками». Совместное оформление зала к новогоднему утреннику. Изготовление костюмов.
Январь. Консультация с психологом по вопросам диагностики и усвоению программы детьми, посещающих изостудию.
Февраль. Организация выставки поделок к 23 февраля. Совместное оформление зала к утреннику.
Март. Совместное изготовление подарков ко дню 8 марта. Совместное оформление зала к утреннику.
Апрель. Организация выставки детского творчества.
Май. Консультация с психологом по диагностике детей и её результатам.