Сетевое взаимодействие: предпрофильное образование в области IT
Проект МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП»
Руководитель проекта: С.С.Владимиров, директор Покровской СОШ № 2
Координатор проекта: Н.А.Мартынова, зам. директора по НМР
Тип проекта: практико-ориентированный
Социальный партнер: ГБПОУ РС (Я) «Покровский колледж»
Цель проекта: создание благоприятных условий для углубленного обучения детей цифровым технологиям через формат сетевого взаимодействия
Задачи проекта:
— обеспечить благоприятные условия для обучения и коммуникации несовершеннолетних в киберпространстве;
— совершенствовать навыки ответственного использования инновационных цифровых технологий в образовательных и целях;
— поддерживать интерес школьников к информационным технологиям.
Сроки реализации проекта: с 2020 года по настоящее время
Актуальность проекта
В эпоху нового тысячелетия информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни. Сегодня информационные тенденции диктуют актуальные направления профессий в области IT-технологий, что в свою очередь, требует от личности определенных знаний, умений и навыков для успешной самореализации в современных жизненных реалиях.
Предпосылки для создания проекта
Среди образовательных организаций Хангаласского улуса Покровская СОШ № 2 всегда была в авангарде внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. В 2015 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «WEB – лидер» в номинации «За лучшую организацию работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс».
С 2018 года школа – участник федерального проекта «Билет в будущее»,в рамках которого было налажено сотрудничество с “Покровским колледжем” по профориентационному направлению, в рамках которого проводились экскурсии школьников в колледж в целях ознакомления с профессиями в сфере цифровых технологий, мастер-классы педагогов колледжа, профессиональные пробы для обучающихся «Билет в будущее», учебно-тренировочные сборы «Юниорская лига» и др. В октябре 2018 года школа и Покровский колледж организовали первый пилотный IT-Хакатон Хангаласского улуса “Моя профессия — IT» для школьников и студентов в целях развития их интеллектуального потенциала, подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере информационных технологий. Координаторами конкурса выступили Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и Ассоциация развития IТ- отрасли в Республике Саха (Якутия). На протяжении трех дней работы Хакатона учащиеся школ № 2 и № 4 г. Покровск и студенты колледжа создавали уникальные проекты в области цифровых технологий. Значимым событием мероприятия стало подписание Соглашения между Ассоциацией развития IT отрасли в Республике Саха (Якутия) и администрацией МР “Хангаласский улус”.
С 2013 по 2019 годы школа являлась базовым учреждением по реализации республиканского проекта «Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации дистанционного обучения». Педагоги щколы проводили дистанционные уроки для учащихся МБОУ «I-Жемконская СОШ», «II-Жемконская СОШ» и «Хоточчунская СОШ» по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по математике, информатике, физике, химии, биологии, истории и обществознанию. Результаты данного эксперимента были признаны положительными.
С 2019 года школа является участником федерального проекта “Цифровая образовательная среда” в рамках национального проекта “Образование”. Получение нового современного информационного оборудования, подключение к высокоскоростному Интернету, участие школы в проекте дали возможность педагогам и ученикам решать новые задачи и добиваться высоких образовательных результатов.
Содержание и результативность проекта
IT-направление — это стабильно развивающаяся сфера, одна из самых привлекательных с точки зрения трудоустройства и зарплатных ожиданий молодежи.
Оптимальным вариантом решения проблемы развития цифровых компетенций обучающихся, их коммуникативных и социальных навыков является сетевое взаимодействие, которое позволяет школе целенаправленно и организованно привлекать и использовать кадровые, образовательные и технические ресурсы других образовательных организаций. Сетевое взаимодействие в сфере сетевого образования – это объединение ресурсов каждого участника взаимодействия, благодаря которому реализуются совместные взаимовыгодные проекты в различных направлениях деятельности.
В декабре 2020 года Покровская школа № 2 и Покровский колледж заключили Соглашение о сотрудничестве в формате сетевого взаимодействия с целью создания благоприятных условий для углубленного обучения детей цифровым технологиям. Приоритетными направлениями взаимодействия были определены мероприятия программы Юниорской Лиги.
В рамках данного проекта было решено открыть в школе IT-класс, призванный помочь ученикам сделать осознанный выбор будущей профессии в области в области цифровых технологий. Координатором учебного процесса в IT- классе была назначена Н.А.Мартынова, зам. директора по НМР. Учащиеся обучались по программе «Вектор будущего», проходили обучение в IT-мастерских, принимали участие в исследовательских конкурсах. Так, Решетникова Дарина, ученица 8 «б» класса стала лауреатом III степени Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Первые шаги в науку» (рук. Н.Н. Неустроев). Учащиеся 7-8-х IT- классов в 2020-2021, 2021-2022 уч. годах проходили обучение на базе новых учебных мастерских Покровского колледжа по IT-компетенциям: «WEB-дизайн» (рук. Н.Н.Неустроев; «Разработка виртуальной и дополненной реальности» (рук. Е.А.Солдатова); «WEB -LAB» (Лаборатория разработок», рук. М.А.Осипова).
Обучение в IT- классах рассчитано на два года. Ребята изучают информационные технологии на продвинутом уровне. Занятия направлены на формирование технического мышления детей, приобретение ими навыков, которые не всегда можно получить на уроках, на повышение их самооценки. По окончании обучения школьники получают сертификаты.
Ученики 8 класса, обучавшиеся кружке «Кибербезопасность» (рук. М.А.Осипова) на итоговом занятии показали свою работу на тренажерах от «Лаборатории Касперского», на котором они выявили нежелательные разрешения приложений на телефоне, установили антивирус, запустили проверку телефона и нашли опасное приложение. Ребята также выяснили, как вирус попал в телефон, удалили программу, нашли отличия в фишинговом сайте, максимально безопасно научились оформлять страницу в социальных сетях. В конце занятия ребята выполнили тест на знание правил информационной безопасности и получили подтверждающие сертификаты. (Достижения обучающихся в Приложении 2).
Для преподавателей колледжа работа со школьниками в IT-направлении является новым интересным опытом, положительно влияющим на совершенствование их профессионального мастерства, обогащающим их педагогическую копилку новыми формами и методами работы. С другой стороны, в лице ребят, занимающихся в IT- классах, колледж может приобрести будущих высокомотивированных студентов.
В рамках проекта в сентябре-октябре 2023 года ученики 10-11-х классов приняли участие в обучении основам пилотирования беспилотными летательными аппаратами мультироторного типа, организованном Покровским колледжем. В рамках образовательной программы школьники ознакомились с нормативно-правовыми аспектами использования беспилотных воздушных судов в России, правилами ориентирования на местности с помощью виртуальных ориентиров, а также с правилами использования аэронавигационных приборов, взлета и посадки. Обучение проходило на базе современных мастерских. После успешной сдачи практического экзамена школьникам были выданы сертификаты.
Данный проект – действующий, и дальнейшее сотрудничество школы с Покровским колледжем откроет новые возможности для обучающихся в плане освоения информационных технологий.
В 2023-2024 учебном году обучающиеся 11 классов на базе колледжа принимают участие в федеральном образовательном проекте «Код будущего», в рамках которого смогут освоить современные языки программирования и заложить фундамент для развития успешной профессиональной деятельности в сфере IT по курсу «Основы Python. Программирование алгоритмов машинного обучения».
Таким образом, опыт сотрудничества Покровской школы № 2 и Покровского колледжа (ныне Колледжа цифровых технологий «Айтыын») показывает, что сетевое взаимодействие по IT-направлению является оптимальной траекторией развития образовательных организаций — партнеров, фактором повышения мотивации участников образовательного процесса, формирования IT компетентности школьников, что в будущем позволит им стать конкурентоспособными в современном цифровом обществе и на рынке труда. По большому счету, это достойная альтернатива традиционным формам организации учебного процесса, содействующая повышению качества профильного обучения, позволяющая генерировать новые форматы работы и новые качества деятельности участников сетевого взаимодействия.
Н.А.Мартынова, зам. директора по НМР
МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП»
Приложение 1
Результаты опроса обучающихся IT— класса
- Чему новому ты научился (-лась), посещая ИТ-кружки?
Андреева Сахайя, 8 класс: «Составлять программы для телефонных приложений, а также делать маски для приложения Instagram».
Баршуев Валентин, 8 класс: «Работать с блендером, создавать 3D моделированные объекты, работать с Unity».
Горчаков Максим, 7 класс: «Научился создавать превью для игр».
Латышев Айаал, 7 класс: «Узнал о программах, при помощи которых можно создавать сайты».
Сех Ксения, 7 класс: «Научилась работать с Figma».
ТобоховДьулустаан, 7 класс: «Научился делать слайды для сайтов».
- Что больше всего понравилось на занятиях?
Латышев Айаал, 7 класс: «Делать приложения и игры».
Горчаков Максим, 7 класс: «на занятиях мне понравился процесс работы на компьютере в IT кабинетах».
Сех Ксения, 7 класс: «Добрый преподаватель и новые способы работы».
- Какие ИТ компетенции ты хотел бы изучить?
Горчаков Максим, 7 класс: «Разработка компьютерных игр».
Ефремов Вадим, 7 класс: «Разработка мобильных приложений».
Максим Христофоров, 7 класс: «Кибербезопасность, Разработка мобильных и компьютерных приложений».
- Что порекомендовал бы изменить, добавить в работу кружка?
Бакалдина Анжелика, 8 класс: «В кружке все идеально: хороший учитель, с которым можно поговорить на любую тему и даже посмеяться, и который все объяснит и поможет.
Горчаков Максим, 7 класс: «Меня все устраивает!».
Солдатова Алина, 8 класс: «Всё нравится!»
Приложение 2
Результаты обучающихсяIT— класса
Павлов Николай – ученик 10 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» Хангаласского улуса. Прошел полный цикл проекта «Билет в будущее». Активно принимал участие на практических мероприятиях. В 2018 году занял 3 место на муниципальном этапе Чемпионата «WorldSkillsRussiaJuniors» по компетенции «Сетевое и системное администрирование».
В 2019 г.- 1 место на улусном Чемпионате «WorldSkillsRussiaJuniors» по компетенции «Кибербезопасность»,
1 место на VIII Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) РС(Я) по компетенции «Кибербезопасность».
Борисов Кирилл – ученик 10 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» улуса.
В 2018 г. — 3 место Хангаласского на муниципальном этапе Чемпионата «WorldSkillsRussiaJuniors» по компетенции «Сетевое и системное администрирование».
В 2019 г. — 2 место на улусном Чемпионате WorldSkillsRussiaJuniors» в компетенции «Кибербезопасность».
В 2021 г. — 1 местона улусном чемпионате «WorldSkillsRussiaJuniors» в компетенции «3D моделирование для компьютерных игр».
Елфимов Илья — ученик 9 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2020 г. — 1 место во 2-м туре Юниорской лиги РС (Я) по компетенции «Разработка мобильных приложений».
В 2021 г. — 1 место на улусном чемпионате «WorldSkillsRussiaJuniors» в компетенции «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений».
В 2021 г. — участник XI Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) РС(Я) по компетенции «Кибербезопасность».
Павлов Дима – ученик 10 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2019 г. — участник VIII Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) РС(Я) по компетенции «Кибербезопасность».
В 2021 г. — 2 место на улусном чемпионате «WorldSkillsRussiaJuniors» в компетенции «Кибербезопасность».
Соловьева Виталина, ученица 8 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2021 г. — 2 место во 2-м туре Юниорской лиги РС (Я) по «WorldSkillsRussiaJuniors» в компетенции «Кибербезопасность».
Колесов Юрий, ученик 10 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2021 г.- 2 место на улусном чемпионате «WorldSkillsRussiaJuniors» в компетенции «Кибербезопасность».
Решетникова Дарина, ученица 8 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
2022 г. — Лауреат III степени Всероссийского конкурса детских сисследовательских проектов “Первые шаги в науку”. Руководитель Н.Н. Неустроев.
Елфимов Илья, ученик 9 «А» класса, 1 место на улусном чемпионате «WorldSkillsRussiaJuniors» в компетенции «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений».
Приложение 3
Интервью с победителями и призерами чемпионатов, конкурсов
Вопрос: Илья, почему ты выбрал именно это направление?
Илья: Я участвую в чемпионате «Worldskills» на протяжении трёх лет. Постепенно уровень заданий для меня стал лёгким, поэтому в этом году я выбрал компетенцию «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений». Задания были достаточно сложными, но я справился. Выбрал эту компетенцию потому что, в будущем хочу связать свою профессию с геймдизайном направлением.
Вопрос. Что бы ты хотел посоветовать начинающим участникам?
Илья: Главное, не стоит волноваться, паниковать. Если даже допустил ошибку, то продолжать выполнять задания. Если даже не займешь никакое место, то в результате, узнаешь, какие ошибки допустил и над чем работать в будущем, приобретешь полезный опыт.
Борисов Кирилл, ученик 10 «А» класса,1 место, компетенция «3D моделирование для компьютерных игр»: «Чемпионат «Worldskills» для меня очень интересен, участвую в нем 3-й год. В прошлом году тоже выбрал направление 3D моделирование. Трудностей было много, особенно со скетчами. После конкурса решил продвигать опыт в использовании программ для моделирования. Советую участвовать в свое удовольствие».