«ШАГ  НАВСТРЕЧУ»

Проект наставничества из опыта работы  МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП имени И.М. Яковлева»

 

            Авторы проекта: З.С. Олесова – заместитель директора по учебно-методической работе, Н.П. Уйгурова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

            Тип проекта: педагогический

            Цели проекта: Создание условий для формирования эффективной системы поддержки молодых педагогов, содействие их успешной адаптации в школе, профессиональному становлению и росту, формированию у них индивидуального стиля профессиональной деятельности. Помощь учащимся, имеющим затруднения в учебе и склонность к  отклоняющемуся поведению, содействие в формировании положительной мотивации к учебе, самореализации, развитии положительных личностных качеств. Выявление и воспитание среди учащихся  лидеров.

             Основные задачи проекта:

  • раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях;
  • оказание наставляемым помощи в преодолении профессиональных затруднений;
  • обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
  • ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.

 

        Участники проекта: администрация школы, учителя, учащиеся, социальные партнеры.

        Сроки реализации проекта: с 2021-2022 учебного года постоянно.

 

Аннотация

             В настоящей работе представлен опыт реализации эффективных моделей наставничества в МБОУ «Покровская СОШ №1 с УИОП имени И.М. Яковлева» Хангаласского улуса в рамках проекта наставничества «Шаг навстречу», в частности,  основные методы и приемы по созданию и реализации индивидуальной образовательной траектории для молодого педагога, формы наставничества, применяемые в школе и  промежуточные результаты работы моделей наставничества.

             Данный опыт может быть интересен образовательным организациям, начинающим  работу по профессиональному росту молодого специалиста в школе в формате наставнической деятельности.

 

Актуальность проекта

 

            В любой профессии на начальном этапе профессиональной карьеры человек испытывает затруднения, и от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру дальше. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы работы, характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество – помощь и поддержка молодого учителя в его стремлении закрепиться в профессии педагога.

             Внедрение системы наставничества в современных образовательных организациях обусловлено необходимостью обеспечивать преемственность поколений посредством ускорения передачи профессионального опыта. В связи с этим за последние годы заметно повысилось внимание к проблеме наставничества, в т.ч. и между обучающимися.

            Объявление Президентом РФ В.В. Путиным 2022-2023 учебного года Годом педагога и наставника подтверждает актуальность проектов, направленных на взаимовыгодное сотрудничество старшего и молодого поколения педагогов, в ходе которого начинающий педагогпрактически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера, а тот, в свою очередь, заряжается энтузиазмом и креативностью молодого коллеги. Школьный проект «Шаг навстречу» – один из таких проектов.

 

Ожидаемые результаты

 

            Результатами реализации проекта «Шаг навстречу» должны стать успешная адаптация и высокие результаты деятельности, демонстрируемые молодыми педагогами   (овладение современными передовыми педагогическими технологиями, устойчивая мотивация к педагогической деятельности, потребность в самообразовании, раскрытие творческого потенциала); рост мотивации обучающихся к учебе и саморазвитию; высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что призвано оказать положительное влияние на микроклимат в коллективе.

 

Основные этапы работы над проектом

 

  1. Организационно-подготовительный этап:

—  изучение и систематизация имеющихся материалов о наставничестве, обновление

      нормативной базы реализации целевой модели наставничества  (сентябрь 2021 г);

— предварительный анализ проблем, поиск идей, методов, поиск помощников-добровольцев, отбор наставнических пар  (сентябрь-октябрь 2021 г.);

— отбор программ работы на научно-методическом совете, мониторинг по выявлению предварительных запросов от потенциальных наставляемых, диагностика затруднений у молодых педагогов, выявление проблем в учебе, социализации у обучающихся, планирование индивидуальной работы с одаренными, индивидуальные беседы с потенциальными наставниками  (сентябрь-октябрь 2021 г);

—  формирование банка данных наставляемых и наставников  (сентябрь);

— разработка и утверждение приказом руководителя образовательной организации нормативной базы по реализации проекта(сентябрь 2021, 2022 г.);

— информирование родителей, педагогов, обучающихся о целях проекта на педсовете, классных часах, родительских собраниях  (сентябрь-октябрь);

— обучение наставников, тьюторов, кураторов наставнической деятельности;  ознакомление наставляемых с системой, целями и задачами  наставничества.

  1. Проектировочный этап:

—  работа наставника и наставляемого с целеполаганием (постановка личностно значимой образовательной или воспитательной цели  (сентябрь-октябрь каждого года);

— определение ресурсов наставляемого (диагностика, собеседование);

— самоанализ наставляемого (соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (олимпиады, конкурсы, чемпионаты и др.). Промежуточные отчеты о реализации плана;

— проектирование индивидуальной образовательной программы/ маршрута / траектории (ежегодно);

— конкретизация цели, наполнение ресурсами (выбор курсов, кружков, экспертов, дистанционных, сетевых форматов и др., ежегодно);

—  составление плана работы (дорожная карта, программа, план, маршрутный лист и др. (все участники, наставнические пары, ежегодно).       

III. Реализационный этап:

— организация и осуществление  наставничества в образовательной организации посредством реализации дорожной карты;

— сопровождение наставником (тьютором) индивидуальной образовательной программы /маршрута/траектории наставляемого.

  1. Рефлексивно-аналитический этап:

-оценка эффективности построения и реализации индивидуальной образовательной программы /маршрута/траектории (наставляемый осуществляет рефлексию позитивного опыта и затруднений, наставник (тьютор) анализирует эффективность своей работы);

— подготовка наставником (тьютором) отчета о реализации программы сопровождения.  Промежуточные отчеты в конце учебного года. Оформление стендов о позитивных опытах, размещение отчетов на школьном сайте в рубрике «Год педагога и наставника».  Проведение итогового педсовета,  посвященного  результатам наставнической работы за  учебный год.

  1. Результативный этап:

—   наставник (тьютор) дистанцируется, продолжает реагировать на острые ситуации;

—  наставляемый развивает навыки самореализации, самостоятельно осваивает новые цели личностного развития;

—   планируется работа на следующий учебный год.

 

Содержание работы в рамках проекта наставничества «Шаг навстречу»

 

            Школьная система наставничества регламентируется локальным нормативным актом – «Положением о наставничестве», а также другимидокументами учрежденческого уровня: Дорожной картой, Рабочей программой, приказами 01-02/206/1 от 06.09.2021 г. «О внедрении целевой модели наставничества», 01-02/183/1 от 30.08.2022 г. «О продолжении работы по внедрению целевой модели наставничества». Координацию деятельности наставников осуществляет администрация школы. 

             В школе реализуются следующие формы наставничества:

  1. «Учитель – учитель» — предполагает работу с принятыми на работу молодыми специалистами или переведенными на другую должность педагогами, которым требуется помощь в адаптации и профессиональном росте Куратор – заместитель директора по УМР.
  2. «Ученик – ученик» — предполагает взаимодействие и взаимообучение обучающихся. Кураторы – заместитель директора по ВР и классные руководители.
  3. «Учитель – ученик» — предполагает индивидуальную помощь учителей обучающимся в учебе и в подготовке к ГИА.  Куратор – заместитель директора по УВР.

             Для реализации проекта создано 12 наставнических пар по вышеназванным моделям. Все пары работали по составленным в начале учебного года планам, в конце каждой четверти отчитывались по промежуточным итогам. Все молодые педагоги имеют индивидуальные планы профессионального развития. Всеми учителями, прикрепленными к слабоуспевающим  и одаренным учащимся, разработаны планы индивидуальной работы с ними (консультации, дополнительные занятия, подготовка к  олимпиадам, НПК и др.) и Дорожные карты ИОМ.

             Наставники стараются разнообразить формы и приемы работы с наставляемыми. По модели «Учитель-ученик» практикуется такая форма работы как создание персонального сайта учителя, которую успешно практикует учитель математики высшей категории С.С. Иванова, финалист республиканского онлайн-конкурса «Лучший наставник». Во время дистанционного обучения она контролирует  выполнение учениками домашней работы в формате видеорешения задач и примеров и размещает это на сайте. Опыт работы учителя 29.04.2022 г. распространен на республиканском уровне – на стажировочной площадке ЦНППМ по функциональной грамотности (см. видеоуроки по ссылке).

        21.12.2021 г. в школе был проведен установочный тематический педсовет «Наставничество как инструмент повышения качества образования». Созданы 4 ПОС (педагогических взаимообучающихся сообществ) из числа наставников и молодых учителей. В каждом ПОС по две пары.

        В рамках первого в России Проекта социального воздействия «Улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» учителя нашей школы в числе первых в улусе овладели  технологией LessonStudy. (Это особая форма исследования в действии на уроках, направленная на совершенствование знаний в области учительской практики). Наставническими парами за прошлый учебный год проведено 16 уроков по данной технологии.

         7.03.2023 г. на высоком организационном уровне прошел школьный этап конкурса «Я и мой наставник», в котором приняли участие 8 учителей. Победители – учителя истории Д.Н.Кузьмин и А.С.Петрова, учителя физики Д.И.Владимиров и В.Н.Абрамова успешно выступили на муниципальном этапе данного конкурса.

      Школьный клуб молодых педагогов «Аартык» провел ряд мероприятий: методическую декаду, в рамках которой они выступили в роли наставников, конкурс для учащихся психолого-педагогического класса «Я – вожатый». День науки для учащихся 1-8 классов, выставку технического творчества, посвященную Дню космонавтики, метапредметную квест-игру и др. Наставники провели для молодых учителей мастер-классы по технологиям современного урока.

 

Промежуточные результаты проекта

«Шаг навстречу» за 2021-2023 гг.

 

        В конце учебного года составлен отчет о результатах работы по реализации проекта «Шаг навстречу». Молодые учителя активно участвовали в общественной жизни школы, участвовали в методических мероприятиях школы, улуса, республики. В рамках Года педагога и наставника в улусе проведено много различных форумов, конкурсов, деловых игр, в которых активное участие принимали молодые учителя Покровской СОШ № 1 под руководством своих наставников. Так, учителя начальных классов Е.П. Владимирова, А.В. Романова стали обладателями Гран-при улусного конкурса «Я и мой наставник» (2022 г.), учителя истории Д.Н. Кузьмин и А.С. Петрова – дипломантами 2 степени,Д.И.Владимиров и В.Н.Абрамова победили в номинации «Лучший проект» на муниципальном конкурсе «Я и мой наставник-2023 г.». А.А. Лукин, молодой учитель истории и обществознания, по результатам ГИА учащихся стал победителем конкурса «Учитель года СВФУ»; В.Г. Марков, учитель математики стал дипломантом 1 степени муниципального конкурса «Учитель года — 2023». И.Б. Ефимов занял 1 место в очной региональной олимпиаде учителей биологии «ДНК-науки» и стал финалистом заключительного этапа олимпиады в г. Москве. За 2022-2023 учебный год 3 молодых учителя повысили категории на высшую, 5 – на первую.

        Вхождение молодого педагога в профессию – важный этап для его
личностного и профессионального развития. И от того, как он пройдет,
зависит, найдет ли он себя в сфере образования, станет ли профессионалом
или посвятит себя другой сфере деятельности. Важную роль в этом
становлении играет наставник, перед которым стоит нелегкая задача – помочь молодому специалисту приобрести качества, соответствующие стратегии развития образования и воспитания.

        Молодые учителя Покровской СОШ № 1 с УИОП имени И.М. Яковлева на деле ощущают всемерную поддержку со стороны администрации, своих наставников и коллег, успешно овладевают современными технологиями обучения, стремятся к самосовершенствованию и самореализации в самой благородной профессии – профессии Педагога.  

        Опыт наставнической работы по проекту «Шаг навстречу» распространен в юбилейном журнале школы в статье куратора проекта З.С. Олесовой   «Педагогическое наставничество как механизм повышения профессионального мастерства педагогов и качества образования» в мае 2023 г. и на XVI республиканской научно-методической конференции «Шадринские чтения» 8 апреля 2023  г.

 

См. документы по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/149MghCf8wT2Bqjm6ut5Df3pSfQg6gqFk?usp=sharing