Авторские потешки (тэттик хоհооннор) и стихи на якутском языке как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Из опыта работы МБДОУ Детский сад № 31 «Кэнчээри»

 

Введение

Федеральные государственные стандарты и Федеральная образовательная программа дошкольных образовательных учреждений рассматривают учет регионального компонента как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – это формирование правильной устной речи детей на основе родного языка.

Автором данной практики является творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад № 31 «Кэнчээри» МР «Хангаласский улус» РС (Я) в лице: заведующей А.Е. Афанасьевой и воспитателей М.А. Адамовой и Е.В. Готовцевой.

Теоретическая база опыта

После изучения и анализа учебно-методической литературы, используемой для образовательных целей в национальных дошкольных образовательных учреждениях, мы пришли к выводу, что необходимого материала именно на якутском языке недостаточно для работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому мы решили сами сочинить авторские потешки и стихи на якутском языке для детей дошкольного возраста.

Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету, поэтому с каждым годом увеличивается количество детей, не понимающих родного якутского языка и не умеющих общаться на нем. Между тем будущее каждого народа зависит от развития родного языка. Ребёнок с малых лет должен знать родной язык, культуру и традиции своего народа. Основным показателем интеллектуального развития ребенка является умение правильно излагать и логично строить свои мысли на родном языке.

Основные трудности в усвоении якутского языка в национальных дошкольных учреждениях заключаются в том, что дети не могут связными предложениями излагать свои мысли, не понимают лексического значения многих слов, поэтому не используют их в своей речи, часто заменяют эти слова русскими. Для устранения этих трудностей в воспитательно-образовательной деятельности в нашем детском саду ведётся работа по развитию речи и активизации словарного запаса детей, по созданию максимального речевого окружения на родном языке как в детском саду, так и в семье.

Как показывает опыт нашей работы, эффективным средством достижения этих целей является заучивание детьми стихов и потешек наизусть на родном языке. авторские потешки и стихи представляют собой прекрасный речевой материал для якутских национальных детских садов, который можно использовать во всех видах детской деятельности (занятиях, режимных моментах, играх, физминутках и др.).

Новизна опыта

В 2022 году творческой группой педагогов выпущена детского сада выпущена книга — сборник авторских стихов и потешек для детей дошкольного возраста под названием «Кэнчээрилэр», что в переводе означает «Росточки». Имеется электронная версия сборника, куда вошли пока 41 стишок, есть рецензия члена Союза писателей РФ Рустама Каженкина. Сборник выпущен тиражом в 32 экземпляра.

Описание опыта

Данная практика не требует большого расходования сил и средств. Потешки (тэттик хоհооннор) – это небольшие по объему произведения, предназначенные для развития детей. У них простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова. Эмоциональное обращение невольно заставляют детей прислушиваться, повторять слова. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбия, доброжелательности, учат соотносить слова и действия.

Потешки должны соответствовать уровню развития детей и возрасту. По мере взросления детей усложняется и содержание потешек. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом.

В авторских потешках и стишках заложен тонкий педагогический смысл,  они имеют обучающий и воспитательный характер. Темы произведений соответствуют содержанию программы дошкольного образования. Заучивание стишков и потешек проходят в игровой форме, в естественной для ребенка среде.

Потешки и стихи способствуют:

  • расширению знаний детей об окружающем мире;
  • развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
  • формированию у детей культурно-гигиеническим навыков;
  • эмоциональному и тактильному контакту ребенка и взрослого;
  • развитию у детей чувства юмора;
  • развитию общей и мелкой моторики;
  • развитию музыкального слуха и чувства ритма;
  • развитию эмоциональной сферы ребенка;
  • развитию воображения, фантазии;
  • активизации мыслительной деятельности.

При сочинении стишков и потешек мы столкнулись с некоторыми трудностями: нужно было учитывать требования к стихам для детей дошкольного возраста. Так, они должны быть «легкоусвояемыми» – и в эмоциональном, и в познавательном, и в содержательном плане. Они должны быть безупречны с точки зрения грамматики, фонетики, ритмики, музыкальности и выразительности. И они должны оказывать на ребёнка художественное впечатление, заключать в себе воспитательный момент, вызывать интерес, любовь и уважение к родному языку.

Свои авторские потешки и стихи мы классифицировали по следующим видам;

  1. Потешки и стихи, сопровождающие различные культурно-гигиенические мероприятия, которые учат детей умываться, причесываться, одеваться, делать зарядку, правильно есть за столом.

Например:

Мин илиибин суунабын,

Баттахпын тараанабын,

Бэйэбин көрүнэбин,

Онтон наհааүөрэбин.

  1. Потешки и стихи, сопровождающиеся движениями для развития общей моторики и чувства ритма.

Например:

Илиибитин көтөҕүөх

Күүскэ-күүскэ таհыныах,

Миэстэбитигэр ыстаныах

Эргичийэ үӊкүүлүөх!

  1. Потешки и стихи, развивающие мелкую моторику рук. При чтении речь сопровождается движением рук. Связь текста с моторикой развивает внимание и речь детей.

Например:

Коля уол кэлбит,

Толя уолу көрсүбүт,

Дорообо, Толя!

Дорообо, Коля!

Иккиэн бииргэ ойуохха!

Иллээх доҕордор буолуохха!

  1. Потешки и стишки, вызывающие положительные эмоции, снятие умственного напряжения детей. Такие стишки рекомендуются применять в работе с детьми раннего дошкольного возраста.

            Например:

            Тук-тук-тук! Ким кэллэ?

            Туллук кэллэ.

            Тук-тук-тук! Ким тоӊсуйар?

            Таммах тоӊсуйар.

  • Потешки и стихи по ознакомлению с окружающим миром, самобытностью, культурой народа саха и природой родного края.

Например:

Тема «Деревья».

Мааны маспыт харыйа,

Кылгас сытыы иннэлээх,

Үрдүк көнө умнастаах,

Халыӊ хаартан куттаммат,

Хаарыан өӊүн сүтэрбэт.

            Тема «Животные»

Хаартан хаарга куобах ойор,

Суолу суоллаан бөрө сүүрэр,

Куттас куобах куттанар,

Бөрө тылын салбанар.

Мы привели из множества потешек всего несколько примеров. (С остальными можно ознакомиться в Приложении 1 в электронном варианте сборника авторских потешек «Кэнчээрилэр»).

Результативность опыта

Благодаря данной практике наблюдаются устойчивые положительные результаты в речевом развитии детей. Так, заметно расширились знания детей об окружающем мире;   обогатился словарный запас детей на якутском языке, они стали больше и чаще общаться между собой на родном языке. Отмечаются также развитие познавательной активности, любознательности, эмоциональности детей, развитие общей и мелкой моторики.

Для того, чтобы узнать, насколько расширились знания детей об окружающей среде, самобытности родного края, насколько обогатился их словарный запас, детей мы провели опрос-анкетирование среди детей старшей подготовительной группы, в котором  приняли участие 22 ребенка. Результаты анкетирования показали, что у преобладающего большинства детей налицо положительная динамика (см. Приложение 2 и 3).

Заключение

Таким образом, регулярное разучивание потешек (тэттик хоհооннор) на якутском языке является эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста: содействует развитию речи, расширению словарного запаса, знакомит с богатствами родного языка, национальной культурой и самобытностью народа саха, обогащает знания детей о родном крае, положительно влияет на умственное, нравственное, эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Все это определяет успешность общего развития ребенка, формирования гармонично развитой личности.

Данный опыт адресуется педагогам национальных дошкольных образовательных учреждений и родителям детей дошкольного возраста.

А.Е. Афанасьева, заведующая МБДОУ «Кэнчээри»,                                                                                                         Е.В. Готовцева, воспитатель

 

 

                                                                                                   Приложение 1

Книга «Кэнчээрилэр»

 

                                                                                                    Приложение 2

Вопросы анкетирования для детей

  1. Сахалыы ыйдары ааттаталаа.
  2. Саха сиригэр үүнэр мастары ааттаталаа.
  3. Ханнык сахалыы астары билэҕин?
  4. Саха сирин көтөрдөрүн төհө билэҕин?
  5. Саха сирин кыылларын төհө билэҕин?
  6. Дьиэ-кэргэн кимнээхтэн турарый?
  7. Дьылакэмнэрин ааттаталаа.
  8. Бултатэриллэринатөհөабилэҕин?
  9. Үөнү-көйүүрүаааттаталаа.
  10. Ханныкбалыктарыабилэҕин?

                                                                                                                Приложение 3

Результаты анкетирования

Возрастные группы

Высокий

Средний

Низкий

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Старшая

(всего детей – 10)

0

70%

40%

20%

60%

10%

Подготовительная

(всего детей – 12)

16%

67%

42%

25%

42%

8%