Агрошкола – центр воспитания будущих хозяев земли

Проект МБОУ “2 Мальжагарская СОШ им.М.Е.Васильевой”

        Авторы проекта: А.Ф.Степанова, учитель биологии; Л.А.Аммосова, учитель химии.

        Руководитель проекта: Н.Н.Атласова,  зам.директора по АПР.

        Сроки реализации проекта:  с 2021 года по настоящее время.

        Направленность проекта: профориентационная, исследовательская, практико-ориентированная.

        Участники проекта:

  • обучающиеся 2-11 классов;
  • учителя предметов естественного цикла;
  • родители;
  • социальные партнеры (администрация МО «2 Мальжагарский наслег», конезавод «Бөртө», коллективное фермерское хозяйство «Михаил Павлов».

        Цели проекта:

  • ранняя профилизация и профориентация школьников с целью мотивации к выбору профессий аграрного профиля;
  • подготовка обучающихся к активному труду в сфере сельского хозяйства.

        Задачи проекта:

  • разработка и реализация программы дополнительного образования агротехнологической направленности;
  • развитие у обучающихся аграрной грамотности и культуры;
  • формирование бережного отношения к земле, технике, окружающей природе как основам жизнедеятельности человека;
  • воспитание трудолюбия через практическую деятельность по направлениям агропрофиля школы;
  • активизация творческой, познавательной, исследовательской деятельности учащихся в области агротехнологий;
  • повышение квалификации учителей естественного цикла;
  • подготовка наиболее способных учащихся для участия в улусных, региональных агроолимпиадах.

   

Актуальность проекта

        Одной из острых проблем современности является отток молодежи из села. Молодые люди перебираются в города, т.к. не видят возможности самореализации и не соотносят собственные жизненные цели и перспективы с тенденциями развития села. 

        Одним из путей решения данной проблемы является развитие агропрофилированных школ, направленных на обучение школьников азам сельскохозяйственных профессий,  формирование положительного имиджа сельского образа жизни как перспективной и успешной жизненной траектории, превращение сельской школы в особый мир, в котором гармонично соединяются обучение, воспитание, совместный труд, взаимодействие, насущные проблемы бытия всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей, а также сообщества односельчан.

        В сельской школе обучение и воспитание сливаются воедино. Близость к живой природе   накладывает положительный отпечаток на образовательный процесс.

Краткое содержание работы в рамках проекта

         В 2005 г. II Мальжагарская школа получила статус агропрофилированной. С того времени педагогический коллектив видит свои задачи в воспитании будущих кадров агропромышленного комплекса через  внедрение внешкольного практического цикла агротехнологического образования. Глобальная цель – воспитание грамотных и рачительных хозяев земли.

        В школе создана необходимая материально-техническая и производственная база для реализации проекта, которая постоянно расширяется и укрепляется. Имеются пришкольный опытнический участок, круглогодичная теплица с площадью 214 кв.м., сельскохозяйственная техника, станки, в том числе фрезерный станок с ЧПУ (числовым программным управлением), поливная система для огорода, садово-хозяйственный инвентарь, вакуумный упаковщик для овощей и др. В 2023 г. приобретено оборудование «Сити-фермер» для выращивания микрозелени.

        В рамках проекта «Агрошкола – центр воспитания будущих хозяев земли» педагогическим коллективом школы разработаны и реализуются подпроекты, которые нацелены на результат и эффективность агротехнологического обучения: «Растениеводство», «Коневодство», «Прикладные сельскохозяйственные задачи», «Тыа оҕото», «Предпринимательство».

        Согласно штатному расписанию в школе работают 3 мастера производственного обучения, под их руководством дети, у которых еженедельные часы производственной практики в теплице, занимаются выращиванием рассады, посадкой и уходом за овощами и ягодами. Во дворе школы растут яблони. Каждый год они цветут и дают плоды, из которых готовим компот, варенье для школьной столовой. В теплице выращиваются огурцы, помидоры, разнообразная зелень и, в качестве эксперимента, – клубника и виноград.

        С особенным интересом и удовольствием дети ухаживают за кроликами элитной породы «Белый великан», следят за их правильным питанием и чистотой в клетках.

          Учащиеся нашей школы хорошо знакомы с сельскохозяйственным трудом – по работе в производственной бригаде, в летнем лагере труда и отдыха «Чиргэл», на пришкольном опытническом участке, в школьной теплице, на сенокосе. С малых лет наши дети видят, как трудятся их родители, и усердно помогают им в хозяйстве.

        Следует отметить, что в рамках проекта мы не только приобщаем детей к сельскому труду, но и обучаем их азам предпринимательства, учим извлекать прибыль от своей трудовой деятельности.  

        Дети и учителя в течение всего лета по графику работают на пришкольном участке. Для учащихся это еще и «отработка трудовой практики». В процессе практической работы обучающиеся ставят опыты, ведут дневник наблюдений, собирают материал для научно-исследовательской работы. Результаты труда обобщают в рефератах и докладах, принимают активное участие и занимают призовые места во всероссийских и республиканских научно-практических конференциях, конкурсах, Бессоновских и Чугуновских чтениях (о достижениях школьников читайте в Приложении 1).

        Вся работа по агропрофилю в рамках проекта проходит в тесном контакте с социальными партнерами школы: администрацией МО «2 Мальжагарский наслег», конезаводом «Бөртө», коллективным фермерским хозяйством «Михаил Павлов». Летом школьники трудятся на производственной базе партнеров, в сенокосных звеньях, тем самым вносят свой вклад в финансовое благополучие семьи. Родители оказывают посильную помощь в реализации проекта: помогают в ремонтных работах, перевозке детей для участия в мероприятиях.

        Наша школа – активный участник мероприятий, проводимых Союзом агрошкол РС (Я), республиканских выставок продукций агропрофилированных школ. На базе школы проводятся муниципальный этап WorldSkills по компетенциям «Агрономия», «Ветеринария», «Флористика», республиканский спортивный фестиваль учащихся агрошкол РС (Я) «Игры предков».

        15 марта 2021 года подписано Соглашение между школой и АГАТУ в лице ректора К.К.Кривошапкина, согласно которому университет обеспечивает научно-методическое сопровождение агротехнологического профиля школы. Еще одним радостным событием для педколлектива и учащихся стало вхождение школы в 2020-2021 уч. году в Союз агрошкол России. Эти события ознаменовали начало нового этапа в развитии проекта.

        В школе должное внимание уделяется предметам естественного цикла: биологии, географии, химии. 6 и 10 февраля 2023 г. по инициативе учителя биологии,  ветерана педагогического труда, наставника молодых учителей З.А.Кононовой школа организовала и провела I Республиканскую агроолимпиаду «АгроХимБио» посвящённую памяти Заслуженного учителя Якутской АССР, учителя биологии и бывшего директора II Мальжагарской восьмилетней школы М.Е.Васильевой, имя которой школа носит с 2018 года. Олимпиада проводилась по предметам «химия» и «биология» на основе вопросов и заданий, составленных в соответствии с примерными общеобразовательными программами основного и среднего общего образования. Республиканская агроолимпиада «АгроХимБио» прошла на высоком организационном уровне и наглядно продемонстрировала качество знаний участников по предметам «биология», «химия», а также уровень практической подготовки детей по агронаправлению. Агроолимпиада станет традиционной, с периодичностью проведения 1 раз в 2 года.

 

Результативность и перспективность проекта

        Результативность проекта подтверждается не только успехами обучающихся в агроолимпиадах, научно-практических конференциях, Бессоновских и Чугуновских чтениях, но и выбором выпускниками школы профессий, связанных с сельским хозяйством. В настоящее время 9 выпускников школы обучаются в сельскохозяйственных учебных заведениях, и есть большая надежда, что они квалифицированными специалистами вернутся в родное село.

        Сегодня школа является республиканским ресурсным центром профессиональной ориентации и подготовки школьников к сельскохозяйственному труду, воспитания гармонично развитой личности и будущего хозяина на своей земле.

         Коллектив школы ставит задачу – не останавливаться на достигнутом. Впереди много планов: создание автоматических комплексов «Умное сельское хозяйство», «Умная теплица», учебной лаборатории; поиск новых педагогических технологий; увеличение поголовья лошадей, эксперимент по выращиванию экзотических растений и др.

        Именно профессионально ориентированная модель образования в сельской местности позволяет решать задачи теоретической, практической и социальной подготовки выпускников, конкурентоспособных на рынке сельского труда, и становится важным стимулом раннего выбора профессии, а впоследствии – плодотворной работы в сельскохозяйственном производстве.

        В декабре 2023 года 2 Мальжагарская агропрофилированная школа им. М.Е.Васильевой в торжественной праздничной обстановке отметила 100-летие со дня основания (см. Приложение 2 видеосюжет).

 

                                                                                                                   

                                                                                                            Приложение 1

Достижения обучающихся в агронаправлении

 

  Еремеев Аман призер Всероссийской НПК«Леонардо», Григорьева Алина, Бурцева Мария призеры Всероссийской НПК «Созвездие», Калитина Даша призер Всероссийской АГРОНТРИ по направлению  «Ветеринария», 2023г. Результатыучастияобучающихся: республиканская дистанционная  олимпиада школьников по агронаправлению:2022 г. — диплом 2 степени Бурцева Нария, 5 кл и МихайловЯрик,5кл-диплом3степени, призеры и победители муниципального, регионального этапа ВорлдСкилс по компетенции «Агрономия», «Ветеринария», «Флористика». Региональный этап ВорлдСкилс по компетенции «Агрономия» Лукин Ваня 3 место, 2020г., Голоков Коля 3 место, 2020 г., Кононов Дима-победитель республиканского конкурса «Юный мастер животновод — 2022г., команда школы-участники регионального этапа 6 интеллектуальной игры «Начинающий фермер», победители республиканского конкурса «Агрознаток», участники регионального этапа Всероссийского конкурса АГРОНТИ 2020г.,   победители республиканского конкурса «Мир глазами юного лаборанта». Результаты научно-практических конференций школьников: Всероссийский уровень — диплом 1 ст. — 5 учащихся; Всероссийская НПК с международным участием «Стратегия и перспективы развития агротехнологий и лесного комплекса Якутии до 2050 года» Степанова Саргылана, 2023 г.; Всероссийская НПК «Чугуновскиеагрочтения» посвященные 65-летию аграрного образования РС(Я) и году науки, Архипов Василий, 2021 г.; Всероссийская НПК «Ларионовские чтения», Гурьев Илья, 2021 г.; Всероссийская НПК «Интеллектуальный потенциал молодежи селу — XXI века», Пудова Вика, Шалесный Арсен, 2021 г., диплом 2 ст. — 8 учащихся, диплом 3 ст. — 5 учащихся.                                                                                                   

 

 

                                                                                                                    Приложение 2

 

 

https://rutube.ru/video/3e08b5d1993e20eba4f0621e9fd2e74f/?r=wd