Академия журналистики

Наименование практики: Академия журналистики

        Наименование практики: Академия журналистики

         Разработчики практики:

  • Р.В.Горбовский, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Института образования НИУ ВШЭ, исполнительный директор проекта социального воздействия в Республике Саха (Якутия);
  • В.М.Засимова, шеф-редактор филиала НВК «Саха» в Хангаласском улусе, шеф-редактор сайта Ulus Media (https://ханаласгазета.рф), куратор Академии в 2021 году;
  • Н.Н.Макеева, заместитель начальника Хангаласского РУО;
  • Ю.А.Черненко, эксперт лаборатории медиакоммуникаций в образовании, НИУ ВШЭ, куратор Академии в 2019-2022 гг. от НИУ ВШЭ.
  • руководители школьных пресс-центров и педагоги-организаторы общеобразовательных организаций Хангаласского улуса.

        Уровень образования, на который направлена практика: основное общее, среднее общее и дополнительное образование.

        Проблемы, на решение которых направлена практика:

  • низкая мотивация детей к изучению русского языка и литературы;
  • невысокая степень развития «мягких навыков», в особенности – коммуникационных навыков, навыков командной и проектной работы, способствующих успешной самореализации;
  • невысокая степень развития в школах работы по профориентации и подготовке к реализации талантов обучающегося в профессиональной сфере.

        Целевая аудитория: обучающиеся 6 — 11 классов общеобразовательных школ, руководители школьных пресс-центров, педагоги-организаторы.

        Сроки и реализации практики: декабрь 2019 г. — апрель 2022 г.

Краткое описание основной идеи

        Академия журналистики – формат дополнительных занятий для учеников, позволяющий им развивать свои навыки коммуникации, командной и проектной работы на базе школьного пресс-центра. В рамках занятий участники работают индивидуально и в командах, развивая в течение года медиацентр своей школы под руководством педагога-куратора. Задания направлены на подготовку медиапродуктов – аудио, видео, постов для социальных сетей и прессы – на русском и якутском языках. Создание медиаматериалов информационного и обучающего характера помогает ученикам применять свои знания русского (и якутского) языка и литературы для реальных задач, что повышает мотивацию к использованию языка. Освещая события школы и локальной образовательной среды, участники Академии помогают педагогам в формировании информационной повестки в области образования и пополняют свое портфолио авторскими журналистскими материалами. Организация мероприятия основана на сетевом объединении всех школ, что позволяет создать единое информационное образовательное пространство даже в условиях нехватки кадров.

        Программа Академии рассчитана на два года: ученики, успешно освоившие первую ступень Академии, помогают куратору пресс-центра и выступают наставниками для учеников нового набора.

 

Проблемная ситуация (основание для внедрения практики)

        Для учеников школа является не только важным образовательным, но и коммуникационным пространством – именно в школе у учеников есть возможность в безопасной среде отработать и закрепить навыки создания проектов и коммуникации, в том числе навыки командной работы. Исторически такая работа была поставлена на высоком уровне – в советское время успешно развивалась система школьных юнкорпостов и школьных СМИ. Однако цифровая эпоха и культура требуют новых инструментов работы с теми тенденциями, которые возникли только в последние годы, – усиления виртуальной коммуникации и социальных сетей как площадки для массовой коммуникации. Поэтому при работе школьного пресс-центра коллектив школы может сталкиваться с рядом проблем:

— не всегда у педагогов-кураторов пресс-центров хватает квалификации и навыков для работы с новыми инструментами и на новых площадках;

— часто у школ, особенно в сельских территориях, возникают сложности с ресурсами, как кадровыми, так и финансовыми, для отладки системной работы;  

— работа пресс-центра лишь в малой степени интегрирует форматы закрепления знаний по русскому (якутскому) языку и литературе;

— в отсутствие единой программы педагогам-кураторам приходится искать самостоятельные решения и опираться на свой опыт – это может привести к тому, что ученики не получат системного понимания цифровой реальности или тех или иных навыков работы в ней.

        Поэтому возрождение традиций школьных пресс-центров и СМИ требует системной отладки, организованной системы обучения и обмена опытом как для педагогов, которым поручено курирование школьного пресс-центра, так и для учеников школ.

        Цели практики: поддержание общеинтеллектуального развития обучающихся, укрепление их медиакомпетенций и мягких навыков; создание коммуникационного пространства образовательных организаций для отработки навыков, сотрудничества и обмена опытом кураторов школьных пресс-центров на уровне муниципалитета.

        Задачи практики:

  • расширить возможности для получения обучающимися дополнительных знаний и компетенций, необходимых для разностороннего развития в цифровую эпоху;
  • повысить мотивацию педагогов школ к интеграции медиаформатов и активностей в образовательный процесс;
  • проработать с обучающимися основные правила медиаграмотности и медиабезопасности через проектную деятельность;
  • наладить работу школьного пресс-центра с возможностью взаимного обучения участников Академии.

Ключевые элементы практики

        В советское время в Республике Саха (Якутия) была развита сильнейшая система школьных пресс-центров и СМИ, которая и в настоящее время активно действует на территории региона: получают развитие издания, направленные на работу с детьми и подростками («Колокольчик», «Дети Арктики» и другие издания медиахолдинга детской и юношеской прессы «Кэскил»). Единое детское движение «Стремление» («Дьулуур»), учрежденное главой республики, также включает в себя работу с молодежью по направлению медиа и СМИ.

        Районным Управлением образования шестой год издается корпоративный журнал «Хангаласское образование», который направлен на создание единого профессионального пространства для обмена опытом между педагогами образовательных организаций. В целях мотивации пишущих учащихся и педагогов администрацией Хангаласского улуса учреждены две ежегодные именные премии: премия имени журналиста А.М.Яковлева, которая вручается лучшим юным корреспондентам, и премия семьи Яковлевых, которая вручается лучшим юнкорпостам в сахаязычном и русскоязычном изданиях улусной газеты «Хангалас».

        До создания Академии журналистики в 15 школах района работали детские пресс-центры, а там, где их не было, медиапродукты создавали активисты детских общественных объединений. Традиционно пресс-центры при школах выполняли профориентационную функцию для учеников, которые связывали свое будущее с журналистикой. Однако в цифровую эпоху медиакомпетенции нужны куда более широкому спектру молодых профессионалов.

        Всё вышеперечисленное содействовало успешной интеграции Академии журналистики в деятельность школ. Академия сместила акцент с непосредственно журналистской работы на подготовку медиапроектов в команде и общее укрепление мягких навыков.  

        Деятельность Академии журналистики представляла из себя комплекс регулярных занятий на базе школьных медиацентров и два больших интенсива (осенью и весной). Разработка и реализация образовательного события проходила за счет объединения усилий в формате сетевого взаимодействия кураторов школьных пресс-центров и педагогов-организаторов. Для учета интересов детей и гибкой настройки работы школьного пресс-центра участники Академии журналистики проходили стартовую диагностику медиакомпетенций, – имеющихся на момент диагностики и желаемых.

        В первый год реализации практики были определены кураторы Академии. Куратор от ВШЭ выполнял роль мастера-наставника: в его задачи входило проведение интенсивов, формирование программы, разработка и реализация образовательного события, подробные разборы каждого мероприятия, начальное обучение кураторов пресс-центров.

Куратор от РУО выстраивал организационные условия, формировал списки регулярных участников Академии, координировал мероприятия Академии. В задачи куратора школьного пресс-центра входило ведение детей, отслеживание внутригрупповой и личной динамики учеников Академии, преподавание базиса Академии, проверка материалов учеников, координация мероприятий Академии с РУО и другими кураторами, мониторинг возможностей для детей и отчетность по реализованным проектам.

        Работа в Академии строилась таким образом, чтобы каждый ребенок получал возможность развить компетенции, которые он указал в числе желаемых при базовой диагностике. Важно отметить, что ребята не соревновались в количестве выпущенных материалов между собой и между школами. Для эффективности работы было организовано единое коммуникационное пространство, где можно было задать вопросы, поделиться интересными ссылками и материалами или обсудить предстоящие проекты (чаты и платформы социальных сетей). Наиболее важные из них: чаты и платформы социальных сетей для групповой коммуникации (например, ВКонтакте), облачные хранилища документов и файлов (например, YandexDrive и др.), совместное редактирование документов, создание онлайн опросов или тестов (например, Яндекс.Документы и аналоги), доски (например, Miro, Flinga, IDroo и др.).

        Работа с членами Академии журналистики и кураторами пресс-центров велась очно и дистанционно через обучающие вебинары, вебинары с обратной связью, индивидуальные консультации, интенсивы, в том числе в формате летней медиасмены. Созданные медиаматериалы публиковались в местных газетах, размещались на информационных ресурсах школ, Управления образования, в различных социальных сетях, выходили на республиканских телеканалах.  

        В 2020 году, после первого года реализации практики, было принято решение передать Академию Центру дополнительного образования детей «Хангалас», который имеет возможность закрепить обязанности куратора Академии ставкой педагога дополнительного образования, имеющего опыт работы в медиасфере или ставкой педагога-организатора, курирующего деятельность детских общественных объединений и улусной детской организации «Хаҥалас Эрэлэ». 

        Ключевым событием второго года реализации практики стала летняя медиасмена Академии, которой руководила Екатерина Терешатова, эксперт лаборатории медиакоммуникации в образовании НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Директор школы», а педагогами выступили магистранты и студенты НИУ ВШЭ. Координационный совет определил состав смены из числа активных участников образовательных событий Академии, Центром дополнительного образования детей «Хангалас» были выделены бесплатные путевки «академикам» в летний лагерь «Усадьба Булуус». Юные корреспонденты были объединены в межшкольные команды, из которых сформировались  команды-редакции с соответствующими должностями и функционалом. Участники медиасмены выбирали литературных героев, «брали» интервью, писали сценарии и «вели» их аккаунты в социальных сетях для медиапроектов. В рамках летней медиасмены ученики представили проекты, объединенные темой «Герой нашего времени» и посвященные персонажам из школьной программы по литературе. Медиасмена стала эффективным ресурсом повышения мотивации детей и педагогов.

        Академия журналистики направлена на достижение долгосрочных системных результатов, таких как развитие «мягких навыков» учеников и повышение мотивации к функциональному использованию русского и родного языка для подготовки медиаматериалов, однако непосредственные результаты проекта есть – они представлены охватом учеников и учителей, участвовавших в мероприятиях Академии (за 2,5 года в мероприятиях Академии приняли участие в общей сложности порядка 250 учеников и 35 кураторов школьных пресс-центров), подготовленными медиаматериалами и проектами, а также результатами отдельных участников на муниципальном уровне. Инициативные ученики участвовали со своими медиапроектами в НПК «Шаг в будущее». После нескольких потоков обучения многие Академики существенно продвинулись не только в техническом качестве видео (выбор фона и света, съемка со штатива, микрофоны, в том числе петлички, перебивки и закадровый текст), но и в драматургии сюжетов, усвоив правила подводок, синхронов с героями и стендапа корреспондента.

        Выпускным проектом Академии летом 2021 года стал короткометражный документальный фильм, рассказывающий об истории и жизни Хангаласского улуса в годы Великой Отечественной войны. Для его создания в одну команду объединились ученики нескольких школьных пресс-центров, смонтировав документальные кадры и сняв интервью со сверстниками, ветеранами и экспертами, рассказывающими о событиях того времени в улусе. В марте 2021 года делегаты Академии представили общие результаты проекта почетным гостям улуса, получив в рамках этого мероприятия возможность взять интервью у гостей. Одним из них был Михаил Сивцев, в тот момент министр образования республики. Ученица из Едяйского пресс-центра отзывалась об этом разговоре как об одном из самых вдохновляющих для нее: для ребенка из маленькой сельской школы возможность задать вопрос собеседнику такого уровня – это важный опыт и яркий запоминающийся момент.

        Ценными для учеников стали те возможности, которые были реализованы в ходе проекта. Так, в ежегодной мотивационной программе Главы улуса появилась номинация «Юный журналист» — 5 учеников из числа участников Академии журналистики ежегодно получают награду и признание в соответствующей номинации. В журнал «Хангаласское образование» была добавлена рубрика «Академия журналистики», предоставляющая юным журналистам возможность публиковаться в журнале наравне со взрослыми. Именно на создание таких возможностей, как иллюстрации выше, направлена деятельность Академии журналистики.

        Эффекты, на достижение которых нацелена Академия журналистики, в основном носят долгосрочный и качественный характер, который сложно оценить количественными методами. Однако о них можно говорить уже по итогу внедрения практики в рамках проекта социального воздействия. Во-первых, детей из школьных пресс-центров стали чаще привлекать для освещения образовательных мероприятий улуса: только с начала 2022 года академики приняли участие в освещении январского совещания педагогических работников улуса, результатов школьных конкурсов, таких как «Мой наставник» (на видео).  Во-вторых, существенно повысилось само качество медиаматериалов, которые готовят школьные пресс-центры, и, что важнее, повысился интерес к теме развития медиакомпетенций – этим вопросом заинтересовались не только педагоги средней школы, но и педагоги, которые ведут занятия у детей более младшего возраста.

           Все эти результаты являются совместным достижением кураторов от ВШЭ, Хангаласского РУО и кураторов школьных пресс-центров, которые работали с детьми и помогали участникам Академии в реализации их проектов.