Внедрение биоадекватной технологии в условиях модульной системы обучения

Из опыта экспериментальной деятельности Покровской многопрофильной улусной гимназии

 

        Педагогический коллектив Покровской улусной многопрофильной гимназии под руководством Ю.Е.Ноговицыной, кандидата педагогических наук,  с момента основания в 1998 г. работал над расширением и углублением предметного гимназического содержания, разработкой программы профильного обучения, организацией лекционно-семинарских занятий по системе погружения, обновлением содержания и форм научно-исследовательской деятельности школьников. Одновременно в гимназии шел процесс поиска своей образовательной модели, принципиально меняющей характер обучения и воспитания — здоровьесберегающей, щадящей психическое и физическое здоровье детей.

        Изучение современных педагогических технологий, представляющих собой сочетание традиционных элементов прошлого опыта и общественного прогресса, привело к тому, что образовательный процесс в гимназии был перестроен по технологии модульного обучения (автор П.Третьяков). Данная технология устраняет многопредметность, обеспечивает подачу учебного материала крупными блоками, что приводит к экономии  урочного времени и снижению усталости к концу учебной недели. Основными принципами этой системы являются модульность, структуризация содержания обучения на обособленные элементы, динамичность, гибкость и деятельностный подход. По этой технологии составляется расписание учебных занятий, в котором равномерно распределены различные по специфике учебные дисциплины и оптимальное чередование их в течение учебного дня.

        Дальнейшие творческие поиски вывели коллектив на концепцию ноосферного образования, разработанную творческой группой ученых отделения ноосферного образования РАЕН под руководством доктора психологических наук, профессора Н.В. Масловой. (Ноосферное образование является преемницей советской системы образования, актуализированной под вызовы XXI века). Ученые выдвинули не только концепцию, но вместе с ней предложили биоадекватную  (природосообразную, экологичную) технологию обучения с использованием нового поколения биоадекватных учебников. Специфика ноосферного образования состоит в том, что оно опирается на природное устройство человека и направлено на гармонизацию личности, точнее, на формирование ее целостного мышления, и тем самым оно соответствует природному, образному, целостному мышлению, присущему народу саха. Об этом напоминает нам эпос-олонхо, в котором особое значение придается эмоционально-образному началу.  Биоадекватное преподавание, являющееся частью ноосферного образования, учитывает естественный биоритм человека, создает условия для интересного интеллектуального труда в атмосфере гуманного, открытого общения и максимально раскрывает творческий потенциал учащихся. Биоадекватные уроки переводят учебный процесс на эмоционально-творческий уровень, строятся на вовлечении личного опыта детей – духовного и практического – и потому создают комфортные условия для активной умственной работы учащихся.

        С 2004-2005 по 2009-2010 уч. годы педагогический коллектив гимназии изучал, апробировал биоадекватную технологию обучения, разрабатывал и анализировал биоадекватные уроки (далее БАУ). Научным руководителем экспериментальной работы Покровской гимназии стала Р.Е.Тимофеева, доктор педагогических наук; научными консультантами – Н.В. Маслова доктор психологических наук, профессор (г. Москва, РАЕН), С.Г. Вершловский, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт-Петербург, Институт образования взрослых).

        Под руководством Р.Е.Тимофеевой была разработана  «Программа  опытно-экспериментальной  работы по реализации ноосферного образования в условиях Покровской улусной гимназии», целью которой стало создание благоприятных условий для развития целостной личности гимназиста (личности с целостным мышлением), раскрытие физического, интеллектуального, духовно-нравственного и творческого потенциала учителя и ученика. Целостная личность – это интегрированная личность с развитым образным мышлением, духовно-нравственная, а потому и ответственная, понимающая и принимающая окружающих людей, рефлексивно-творческая, психически и физически здоровая.   

        Практическое внедрение ноосферного образования потребовало от коллектива разработки конкретного плана действий, который включал: 

— изучение научно-теоретических основ ноосферного образования и проведение подготовительной работы среди педагогов, детей и родителей;

— изучение принципов и содержания биоадекватных учебников по предметам;

— освоение релакционно-активной методики преподавания предметов, адаптирование их к местным условиям и введение в практику.

        Согласно данному плану коллектив начал эксперимент с основательной научно-теоретической подготовки. Лекции по актуальным проблемам школьного образования,  круглые столы, семинары междисциплинарного характера, в которых интегрировались философско-культурологические, естественно-научные, социально-гуманитарные, психолого-педагогические знания; скрупулезное  изучение литературы по ноосферному образованию, трехэтапное обучение у ученых  ноосферного отделения РАЕН с присвоением 20 педагогам квалификации «педагог-психолог» – все это предшествовало практическому внедрению биоадекватной технологии в образовательный процесс Покровской УМГ.

            Следующим этапом образовательно-экспериментальной работы (далее ОЭР) стало определение основных направлений экспериментальной деятельности гимназии:

  • управление гимназией в условиях эксперимента (организация научно-методического обеспечения экспериментальной деятельности);
  • экспериментальное внедрение здоровьесберегающей биоадекватной технологии;
  • создание системы мониторинга как части управления инновационной деятельностью;
  • формирование образовательно-воспитательной системы гимназии в условиях эксперимента;
  • совершенствование системы профильного обучения.

        Опытно-экспериментальная работа (далее ОЭР) охватывала все ступени обучения (с 5 по 11 классы); все учебные предметы; пронизывала всю образовательно-воспитательную систему гимназии.

        Внедрение биоадекватной технологии осуществлялось в системе модульного обучения, которая делает позицию ученика как субъекта собственной деятельности, активной и демократичной. Модульный учебно-воспитательный процесс на уроке напрямую связан с работой учителя по управлению активной, полной самостоятельной деятельностью учащихся, которая строится на компетентностной основе.

        Следует отметить сложность экспериментальной работы. В условиях эксперимента труд учителя становится чрезвычайно сложным, психоэмоционально напряженным; педагог оказывается в новой, необычной позиции: одно дело теоретически хорошо знать  содержание, формы и средства инновационной деятельности, другое дело, как эти идеи осуществить на практике. Кроме того, усложняются его функциональные обязанности как учителя-экспериментатора: ему приходится сочетать организационную, проективно-разработочную, практико-апробационную, рефлексивно-аналитическую, управленчески-коррекционную функции, в результате чего повышается нагрузка учителя, особенно на первых этапах эксперимента.  

        Все трудности, с которыми столкнулся коллектив гимназии, оказались преодолимыми, поскольку сам процесс апробации биоадекватной технологии пробудил в педагогах живой интерес, мотивацию развитию, желание реализовать свой творческий потенциал; экспериментаторов все больше привлекала научная новизна и практическая значимость эксперимента; природосообразность технологии, требующей совершенно иного психолого-педагогического поведения учителя на биоадекватном уроке; благотворная психологическая атмосфера учебного взаимодействия учителя и ученика на уровне души.

        В рамках реализации эксперимента была проведена масштабная работа: Можно с уверенностью сказать, что учителя-предметники гимназии успешно освоили инновационную технологию: было проведено 110 открытых уроков и более 30 мастер-классов, издано учебно-методическое пособие «Биоадекватные уроки» (см. Приложение 2), организована и проведена научно-практическая конференция республиканского уровня «От научной теории к новой практике образования: результаты и перспективы». Рефлексивные выступления учителей, анализы посещенных биоадекватных уроков, анкеты — рефлексии учащихся, материалы мониторинга психоэмоционального состояния учащихся на биоадекватных уроках дали большой материал для общего анализа экспериментальной работы гимназии.

        ОЭР потребовала иную систему управления инновационной деятельностью, которая приобрела новые качества:

  • от преобладающей контролирующей функции управление перешло к организационной и рефлексивно-аналитической формам (в ходе внедрения инновационной технологии учителя гимназии трижды (2005-2006, 2006-2007, 2007-2008 уч. гг.) провели профессиональную рефлексию реализации потенциальных возможностей своего развития (по разработанной схеме);
  • управление приобрело демократический, коллегиальный характер, так как организующую, аналитико-контролирующую функции взяли на себя методические объединения, НМС и СМПС (коллективная разработка экспериментальных материалов, разработка биоадекватных уроков, их коллективное обсуждение и анализы);
  • в процессе экспериментальной работы сложились отношения педагогики коллективных творческих дел (в разработку экспериментальных материалов включались все учителя) и педагогики поддержки, ориентированной на развитие индивидуальности учителя.

        С целью изучения мнения обучающихся о биоадекватной технологии среди учащихся проводилось анкетирование, результаты которого показали следующие плюсы БАУ:

  • биоадекватные уроки снимают усталость и переутомление – 95 %;
  • хорошо усваивается и запоминается учебная информация – 97 %.
  • на уроках создается дружеская и комфортная атмосфера – 98%;
  • улучшается самочувствие, повышается настроение – 98-100%;

        Результаты контрольных работ по предметам показывали стабильно высокое качество знаний (от 92 до 100%).

        В 2010 г. Покровская улусная гимназия завершила 5-летнюю образовательную экспериментальную работу по внедрению биоадекватной технологии в условиях модульной системы обучения. Итоги ОЭР Покровской улусной многопрофильной гимназии по внедрению биоадекватной технологии в условиях модульной системы обучения были подведены на республиканской научно-практической конференции (2010 г.), на которой состоялась своеобразная независимая экспертная оценка эффективности инновационной педагогической технологии и была дана положительная оценка экспериментальной работе ПУМГ. Участники конференции особо отметили здоровьесберегающий и психосберегающий характер биоадекватной технологии, ее максимальное соответствие таким критериям как:

  • создание комфортных условий, стимулирующих учебно-познавательную и творческую деятельность детей;
  • высокий воспитательный потенциал;
  • высокий развивающий потенциал.

        На открытых уроках, проведенных в рамках конференции 94,6 % гимназистов оценили свое психоэмоциональное состояние как хорошее и отличное.

        Участники конференции пришли к единому заключению: опыт экспериментальной работы Покровской улусной многопрофильной гимназии должен быть внедрен в практику школ района и республики, так как биоадекватная технология на деле способствует здоровьесбережению детей.

        В заключение следует отметить: ОЭР содействовала развитию гимназии в целом и, главное, положительно повлияла на результативность образовательного процесса. Динамика всех основных образовательных результатов гимназистов показала значительное продвижение Покровской УМГ в достижении педагогических целей в обучении, воспитании и развитии детей:

  • 100 % успеваемость гимназистов при качестве 90-94 %;
  • 100 % поступаемость выпускников гимназии в ВУЗ-ы;
  • высокие показатели сдачи ЕГЭ (100 % сдача);
  • количество медалистов колеблется от 5 до 7;

        Убедительным показателем результативности инновационной деятельности Покровской улусной многопрофильной гимназии стала удовлетворенность учеников, учителей и родителей различными сторонами учебно-воспитательного процесса. Мониторинг показал удовлетворенность родителей и детей психологической атмосферой школы, уровнем коммуникативных отношений между участниками образовательного процесса, качеством обучения в гимназии (84,2 %) и подготовкой учащихся к жизни (81,6 %). 

          Таковы результаты внедрения в практику работы Покровской улусной многопрофильной гимназии биоадекватной технологии в условиях модульной системы обучения, которая практикуется педагогическим коллективом и в настоящее время.

                                                                                           А.Е. Кардашевская, зам. директора                         

                                                                              ПУМГ по научной работе с 1998 по 2010 гг.

                                                 

 

 

КЮАР КОД

                                                                                               Приложение 1

Урок в системе развивающего образования

Выступление А.Е.Кардашевской на пленарном заседании I Педагогического Конгресса «Прорывные

направления развития образования в Хангаласском улусе», 2013 г.

 

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые гости и коллеги… Радует, что сегодня мы обсуждаем очень важный вопрос, как дальше, в каком направлении развиваться образовательной системе нашего Хангаласского улуса.

Урок продолжается 45 минут. А в день у ученика и учителя 6 уроков. Всего получается 270 минут, то есть 4,5 часа жизни и для ученика, и для учителя. И каждый из них проживает эти 4,5 часа и не только, но еще переживает отношения (а жизнь состоит из отношений), успехи, удачи и неудачи.

Жизнь — это процесс скачкообразный. У кого-то на уроке произойдёт озарение, открытие, что станет толчком к дальнейшему развитию, а у кого-то не будет ничего. На ум приходит фраза, высказанная А.Экзюпери: «Есть не- мало людей, которым не помогли пробудиться» (то есть раскрыться).

Мир сегодня так быстро, динамично меняется, особенно ценностные ориентиры; всё большую силу приобретают материальные потребности: иметь больше престижных вещей, больше денег, стремление к личной выгоде, личному благополучию… А в школах, к сожалению, снижается учебно-познавательная мотивация детей, слабеет их эмоционально-волевая сфера, постепенно уходят из жизни духовность и культура.

Время, таким образом, диктует нам иные цели и задачи: развитие целостной личности с ориентацией на гуманистические ценности, гибкой и открытой миру, способной к непрерывному образованию, а тем самым и к саморазвитию, умеющей работать с другими и над собой в соответствии с меняющимися условиями и требованиями в обществе.

Мы давно уже стоим перед необходимостью формирования новой культуры образования, основанной на отношении к растущему человеку как к субъекту собственного развития. Личность как субъект формируется сама, и в этом мы учителя-практики уже давно убедились.

А что тогда мы можем? Это – создать на уроке благоприятные условия для его саморазвития. Образование – целенаправленный процесс, где создаются такие условия, в которых развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства (невозможно отделить развитие интеллекта от развития личности).

Что же является главным источником, двигателем саморазвития личности? Это потребности, способности и нравственные чувства самого человека. Вне потребностей нет развития, именно они руководят его поведением, вызывают мотивацию ученика к действиям. Учителю важно актуализировать и удовлетворять потребности ученика в самовыражении, в самоутверждении, в творчестве и общении.

Что касается способностей, то необходимо создать ситуации для развития интеллектуальных, эстетических, коммуникативных и творческих (как универсальных) способностей. А без нравственного чувства, как мы убеждаемся, человек в этом мире лишён ориентиров.

Что такое вообще развитие? Во-первых, развитие – это и рост, и изменениепри котором количественное переходит в качественное.

Во-вторых, процесс развития имеет скачкообразный характер. В процессе жизнедеятельности личности возникают переходы с прежнего уровня на другой качественный уровень, и человек приобретает новое качество. Хочется, чтобы на наших уроках было больше таких переходов, озарений, открытий для дальнейшего самодвижения личности ученика.

Но вернемся к условиям. Какие же условия может и должен создавать учитель на своих уроках через свой предмет? Личность как субъектразвиваетсяоказываясь в условиях разнообразной деятельности, в этом случае учитель ставит ученика в различных позициях активного субъекта (деятеля).

В рамках такой разнообразной деятельности, целенаправленно организованной учителем, формируются индивидуальный опыт ученика, усваивается культура труда, общения и отношений, речевая культура, вырабатывается воля, приходит ощущение чувства собственного достоинства, что мотивирует ученика на дальнейший рост и саморазвитие.

 

Ученик субъект собственного развития

 

Позиция активного деятеля в ситуациях многообразной деятельности

Ученик в позицииработы с текстами, понятиями:

— аналитическое чтение;

— умение доказывать, аргументировать, сравнивать, обобщать и т.д.

— конструирование своего авторского текста

— защита доклада, реферата, проблемной статьи и т.д

 

Развитие понятийного мышления, культуры работы с текстами.

 

Ученик в поисково-исследовательской позиции.

Развитие исследовательской культуры

Ученик в рефлексивной позиции:

— осмысление проделанной работы (самоанализ, самооценка);

— поиск путей решений и т.д

 

Развитие критического мышления и рефлексивной культуры

 

Позиция в диалоговых ситуациях

 

Развитие диалогического мышления, речевой культуры, культуры общения и спора.

 

На развивающих уроках знание-умение-навык переходит из цели в средство добывания знаний, в средство при проектировании и исследовании и творческой деятельности.

I.                   Развитие личности

Источники и двигатели саморазвития

Потребности              Способности     Нравственные чувства


На развивающих уроках принципиально меняется позиция учителя и ученика: они взаимодействуют по принципу сотрудничества и содействия.

В условиях организации деятельности детей на развивающих уроках необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу, создать гармонию во взаимоотношениях между учениками и между учителем и учениками.

  1. II. Развитие личности

 

Процесс, имеющий скачкообразный характер

Рост и изменение, при котором количественное переходит в качественное

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Учительская профессия сложная, ёмкая и многогранная, состоящая из многих компонентов (насчитали где-то 200).

Сегодня современный учитель уже не информатор, он уходит с образовательной сцены, современный учитель больше, чем технолог, он больше, чем учебник, больше, чем урок… Кто же он? Учитель – целостно мыслящая личность, стратег и тактик, аналитик-исследователь, психолог, всегда открытая миру, ищущая духовная личность, учитель – вдохновитель, воодушевитель своих учеников.