Вовлечение родителей в образовательный процесс

Муниципальный проект работы с родителями

 

Авторы проекта: Н.П. Скрябина, зам. начальника Хангаласского РУО, Л.И. Петрова,

начальник ОРДП, Г.Д. Никифорова, главный специалист ОРДП, В.Е. Константинова,

педагог- психолог РУО.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: выявление и популяризация перспективных идей и практик,

направленных на повышение эффективности участия родителей в деятельности

         образовательных организаций.

Задачи проекта:

  • развитие системы общественно-государственного управления образованием;
  • привлечение внимания родительского сообщества к решению проблем образовательного и воспитательного процесса в образовательных организациях;
  • формирование единого методического пространства родительского просвещения;
  • укрепление партнерских отношений между организациями и сообществами родителей;
  • поддержка инициатив в области родительского просвещения, вовлечения родителей в образовательный процесс и воспитание.

Сроки реализации проекта: С 2012 года по настоящее время.

Аннотация проекта

        Важнейшим направлением современного этапа развития системы образования является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в качественно новом значении воспитания в системе образования, в том числе семейного воспитания, в активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности, в активном вовлечении родителей в деятельность органов общественно-государственного управления образованием.

        Участие родителей в формировании позитивной образовательной и воспитательной среды — ключевой фактор, позволяющий подрастающему поколению получать актуальные и необходимые для дальнейшей жизни знания и умения, а также позволяющий подготовить конкурентоспособное поколение с высокой гражданской идентичностью.

Содержание проекта

        Выявление и распространение передового опыта родительского просвещения, укрепление партнерских отношений между организациями и сообществами родителей, поддержка инновационных форм вовлечения родителей в учебный и воспитательный процесс – основные направления деятельности в рамках проекта «Вовлечение родителей в образование». Активно практикуемые форматы работы: Форумы родительской общественности, Открытые родительские собрания, вебинары, анкетирования родителей, конкурсы – прочно вошли в систему воспитательной работы Хангаласского РУО, в частности, работы по родительской вовлеченности.

        Распоряжением Главы улуса от 05.05.2023 г. № 817-р созданы Родительские советы муниципальных образований, в состав которых вошли председатели родительских комитетов
ОО и Советов отцов. Разработаны нормативные документы: Положения и планы работы.

        15 ноября 2019 г. в рамках реализации проекта «Вовлечение родителей в образование» состоялся улусный Форум родительской общественности по теме «Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения качества образования в условиях новых вызовов времени» с целью создания коммуникативной площадки для обсуждения актуальных вопросов родительского просвещения, обучения, социального партнерства.

        В рамках Форума был дан старт улусному конкурсу Программ родительского просвещения среди образовательных организаций, который проводится Хангаласским РУО ежегодно с целью выявления и распространения передового опыта родительского просвещения. Победители улусного конкурса принимают участие во Всероссийских конкурсах образовательных учреждений на лучшую организацию работы с родителями.

       Еще одной интересной формой реализации проекта является Открытое родительское собрание, направленное на вовлечение родительской общественности, местного сообщества в образовательный процесс, просвещение и социальное партнерство. 19 марта 2021 г. состоялось Открытое собрание для родительской общественности в очном и онлайн формате, в котором приняли участие 126 родителей обучающихся 8-10 классов со всех школ улуса, а также представители управляющих советов и родительских комитетов. Основными темами собрания стали профориентация и проводимые для учащихся конкурсы, а также инновационные формы и методы участия родителей в учебно-воспитательном процессе. Прозвучало много вопросов от родителей о профориентационной работе, подготовке родителей к масштабной цифровизации школ, о профессиях и компетенциях будущего.

         В практику работы также вошли форсайт-сессии для педагогов и родителей по разработке школьных проектов родительской вовлеченности, онлайн курс «SmartCourse» для родителей по выбору индивидуальных образовательных маршрутов и будущей профессиональной траектории подростков, анкетирования родительской общественности.

        С ??? по Хангаласский улус стал участником проекта ВШЭ – проекта социального воздействия в Республике Саха (Якутия), цель которого – улучшение качества образования в школах Хангаласского улуса, в том числе через повышение вовлеченности родителей в образование. Школа сама как институт может дать максимальный коэффициент полезного действия только во взаимодействии с родителями.

        С сентября 2020 г. в улусе начал работу Родительский университет, нацеленный на обеспечение информационной, просветительской и консультационной поддержки родителей Хангаласского улуса для повышения их вовлеченности в образовательный процесс. Данная работа строится с применением гибких инновационных форматов на основании полученных данных о проблемах родительства. Вебинары, проводимые в рамках Родительского университета, стали площадкой обмена позитивным опытом взаимодействия педагогов и родителей. В 8 вебинарах приняло участие 513 педагогов, 105 родителей. Опрос среди педагогов и родителей показал востребованность таких встреч с использованием современных информационных платформ и технологий.

        15 февраля 2023 г. состоялся очередной Форум родительской общественности «Взаимодействие образовательных организаций с родителями как условие повышения качества образования», в котором приняли участие 274 делегата: представители родительских комитетов образовательных организаций, учителя, классные руководители, педагоги-психологи. Заместитель начальника Хангаласского районного Управления образования Надежда Скрябина в своем докладе отметила, что важным критерием образования является качество, которое непосредственно зависит от профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей, а успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Участники  Форума отметили важность объединения усилий каждого участника образовательного процесса: педагога, родителей и самого ребенка, учета его возможностей и способностей, а также необходимость повышения роли родителей в развитии общественно-государственного управления образованием, активизации участия родителей в учебно-воспитательном процессе через выявление и распространение лучших практик конструктивного взаимодействия образовательных организаций с семьей и использование  современных эффективных методик и технологий.

        По итогам плодотворной работы Форума была принята резолюция, в которой обозначены рекомендации по повышению эффективности информирования, просвещения и обучения родителей, усилению работы по содействию в профессиональном самоопределении учащихся в тесном взаимодействии с родителями, а также созданию Родительского совета при главе МР «Хангаласский улус».

       Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» ежегодно в августе — октябре проводит комплекс мероприятий для педагогов, образовательных учреждений, в том числе профессиональные конкурсы по вопросам родительского просвещения и семейного воспитания, а также Всероссийскую конференцию по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одаренных родителей». Мероприятия проводятся в целях выявления и анализа лучших практик родительского просвещения, вовлечения родителей в образование. Общеобразовательные учреждения Хангаласского улуса активно участвуют в этих мероприятиях. Так, проект «Старт в будущее», разработанный родителями под руководством классного руководителя 11 класса МБОУ «Октемская СОШ им. П.И.Шадрина» Л.И.Эверстовой, был представлен на Всероссийском конкурсе и стал победителем среди проектов на лучшую организацию работы с родителями. Основной целью данного проекта является формирование ценностных ориентаций, моделирование будущего обучающихся. Реализация проекта призвана способствовать социализации учеников, выработке у них устойчивой мотивации к осознанному выбору своих будущих профессиональных устремлений.

Продукт проекта

        Опыт работы образовательных учреждений по родительскому просвещению, вовлечению родителей в образование распространяется и через печатную продукцию. Так, изданы пособия: «Психолого-педагогический всеобуч» (из опыта работы образовательных организаций), «Счастливая семья», «Родительское просвещение – залог успешного партнерства», «Вовлечение родителей в образование – формула успеха». Готовится к изданию 5 методическое пособие. 

Результативность проекта

       Главный результат деятельности по вовлечению родителей в образование – создание эффективной системы работы с родителями, направленной на формирование осознанного и ответственного родительства, повышение родительских компетенций и активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе. Конечный результат реализации проекта – содействие повышению качества образования, полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации.

                                                                        Г.Д. Никифорова, гл. специалист

                                                                        ОРДП Хангаласского РУО