Воспитание талантов в интеллектуальном и культурном пространстве Сибири

Межрегиональный проект МБОУ г. Новосибирска «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» и МБНОУ «Октёмский НОЦ имени М.Е. Николаева»

МР «Хангаласский улус» РС (Якутия)

 

Совместными усилиями Аэрокосмического лицея имени Ю.В.Кондратюка г. Новосибирска и Октемского лицея Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) с 2006 года реализуется межрегиональный проект «Воспитание талантов в интеллектуальном и культурном пространстве Сибири», который был представлен на Международной образовательной выставке «УчСиб — 2013» в рамках конкурса «Золотая медаль ITE Сибирской Ярмарки» и высоко оценен экспертами. Проект отмечен серебряной медалью данного престижного конкурса.

Из рецензии на проект заместителя директора Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогического исследования одаренности детей» Российской Академии образования, Лауреата Премии Президента РФ в области образования А.С. Марковичева: «Сильной стороной проекта является система социального партнерства, которая охватывает два региона Сибири. Систематическое участие лицеистов в конференциях и конкурсах различного уровня от городского до международного, и результативность, отраженная в диаграммах и графиках за несколько лет, показывает эффективность работы лицеев с одаренными детьми. Считаю, что результаты реализации межрегионального проекта «Воспитание талантов в интеллектуальном и культурном пространстве Сибири» свидетельствуют об удачном творческом союзе и эффективном взаимодействии двух таких разных образовательных учреждений. Данный уникальный проект является прекрасным примером комплексного решения задач по воспитанию инженерной элиты для современного общества, социализации выпускников и воспитания уважения к национальной культуре народов Сибири».

Из истории вопроса. В 2004 году М.Е. Николаев, Первый Президент Республики Саха (Якутия), впервые познакомил директоров двух инновационных образовательных учреждений, в результате чего был заключен договор о творческом сотрудничестве Аэрокосмического лицея имени Ю.В. Кондратюка г. Новосибирска и Октемского лицея Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Формирование творческих контактов и совместная педагогическая деятельность должны были способствовать совместному решению педагогических проблем. Договор определил основные направления взаимодействия и механизмы их реализации. В 2006 году заместителями директоров по научно-методической работе образовательных организаций-партнеров: Л.П.Малыгиной и М.П.Алексеевой – был разработан межрегиональный проект «Воспитание талантов в интеллектуальном и культурном пространстве Сибири».

Актуальность проекта обусловлена тенденциями развития страны. На международном форуме «Высокие технологии XXI века», состоявшемся в апреле 2010 г. в Москве, в качестве одного из тезисов, составляющих концепцию конференции, было сформулировано, что будущее России в среднесрочной перспективе «зависит от того, сможет ли страна освоить возможности, представляемые технологическим укладом, локомотивными отраслями которого будут нанотехнологии, биотехнологии, новая медицина, робототехника, высокие гуманитарные технологии, новое природопользование, полномасштабные технологии виртуальной реальности». В связи с этим, важнейшей социально-педагогической проблемой выступает разработка нового содержания профильного технического образования, отвечающего современным требованиям социально-экономического развития страны.

Также взаимодействие двух образовательных учреждений важно с точки зрения диалога культур и воспитания толерантности. Формирование межнациональной толерантности – это длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни, он осуществляется под воздействием специально созданных педагогических условий. Важно помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа.

Именно с целью разрешения двух важных социально-педагогических проблем и разработан совместный межрегиональный проект. Основной формой реализации проекта является организация эффективного коучинга и объединение усилий педагогов и родительской общественности двух лицеев в реализации личностного потенциала ученика через его продуктивную учебную деятельность. Современная педагогическая технология тьюторского сопровождения ученика основана на его взаимодействии с тьютором, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи, а тьютор создает ситуации и условия, обеспечивающие овладение учеником культурными формами познавательной деятельности (проектирование, исследование и творчество) и организует эффективную образовательную деятельность ученика.

Система работы в двух образовательных учреждениях построена на основных документах: в Аэрокосмическом лицее – на Программе развития, в ОктемскомНОЦ – на Концепции развития «Октемский лицей в I четверти ХХI века». Тесное сотрудничество образовательных учреждений основано на передаче передового педагогического опыта от одного образовательного учреждения к другому. В рамках сотрудничества проводятся совместные семинары, мастер-классы, образовательные стажировки и научно-практические конференции для лицеистов. Кроме того, публикуются материалы о взаимодействии и партнёрстве лицеев.Взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Образовательная стажировка обучающихся Октемского НОЦ на базе Аэрокосмического лицея (далее АКЛ) имени Ю.В. Кондратюка. В первые годы реализации проекта старшеклассники, выбравшие элективные курсы по аэрокосмическому профилю, выезжали в Новосибирск и обучались совместно с лицеистами АКЛ на спецкурсах: «Авиамоделирование», «Прочность летательных аппаратов», «История космонавтики», «Космическая экология». Начиная с апреля 2023 г. на стажировку выезжают обучающиеся 8 физико-химического класса вместе с учителем профильного предмета. В программу стажировки входит обучение профильным предметам и участие лицеистов в городском конкурсе исследовательских проектов «Техника и технология» на базе факультета летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета.

Воспитательным блоком проводятся заседания представителей Советов лицеистов по организации совместной деятельности обучающихся. Участие команд двух образовательных организаций в брейн-рингах, конкурсах веселых и находчивых, организация совместных вечеров отдыха, концертов позволяют создавать условия для общения лицеистов в неформальной обстановке.

  1. С целью обмена опытом в области новых технологий, педагогических находок проводятся мастер-классы, консультации по системе оценки качества образования. Такие профессиональные общения обогащают методическую работу двух инновационных школ. Именно благодаря поддержке Аэрокосмического лицея в Октемском НОЦ успешно реализуется программа «Начала аэрокосмического образования».

Контроль выполнения программы осуществляется методическим советом двух образовательных учреждений на основе системного мониторинга. Анализ комплексно-целевого планирования отражает всю полноту реализации планов и раскрывает систему работы с одарёнными детьми. Результативность выполнения программы отражает уровень качества лицейского образования как в Аэрокосмическом лицее, так и в Октёмском НОЦ.

Социализация выпускников и перспективы карьерного роста свидетельствуют о полноте реализации интеллектуального потенциала и творческих способностей лицеистов в образовательном пространстве Сибири. Проект способствует культурному обмену и воспитанию толерантности и уважения к духовным ценностям народов Сибири и.

Проект реализуется в течение 17 лет и до сих пор востребован. Он содействует повышению качества лицейского образования в двух образовательных учреждениях, демонстрирует эффективность системы работы с одаренными детьми, активизирует коллективы учителей на совместное решение педагогических проблем и совершенствование их профессионального мастерства. Проект полезен актуален не только администрации и педагогам обоих лицеев, но и коллективам других образовательных учреждений Новосибирской области и Республики Саха (Якутия), так как демонстрирует эффективное взаимодействие двух инновационных учреждений в воспитании толерантной, технически одаренной личности.

Опыт реализации проекта опубликован в следующих СМИ:

  1. Малыгина Л.П. Межрегиональный проект – социальное партнерство лицеев. Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка, г. Новосибирск – Октёмский лицей Саха (Якутия) // Интерактивное образования // Выпуск № 65, июнь 2016 http://www.io.nios.ru/articles2/81/8/mezhregionalnyy-proekt-socialnoe-partnerstvo-liceev-aerokosmicheskiy-licey-imeni-yuv
  2. Ноговицына В.П. О партнерстве в области образования: Новосибирск – Октемцы (Якутия) // Лицеист №2-3 (17-18), 2007. – С.32-33.
  3. Фотоновости из Аэрокосмического лицея имени Ю.В. Кондратюка. Лабораторная работа по физике. https://vk.com/wall-217301975_97

                                                                      

 М.П. Алексеева зам. директора по НМР МБНОУ “Октемский НОЦ имени М.Е. Николаева”, к.п.н.

 

 

 

Панорама контактов между лицеями по видам деятельности

Урочная деятельность

Лабораторный практикум по физике у педагогов АКЛ  Слободянюка М.Ю. и Скопиной Л.И.

Занятия на элективных курсах «Авиамоделирование», преп. Павленко А.С., практикум у Казанцева С.Г. Запуск модели ракеты.

 

 

Совместная внеурочная деятельность