Изучение китайского языка в школе
Образовательный проект
МБОУ «Ойская СОШ им. А.В.Дмитриева с УИОП»
Авторы проекта: М.А.Степанова, руководитель МО учителей иностранных языков; Е.В.Львова, ответственный координатор по работе со школами, изучающими китайский язык; Бабатунде Марк Оладипо, учитель китайского языка.
Руководитель проекта: М.А.Степанова, руководитель МО учителей иностранных языков.
Цель проекта: построение модели обучения китайскому языку как второму
иностранному в общеобразовательной школе.
Задачи проекта:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям культуры Китая; ·
- формирование интереса к изучению китайского языка;
- изучение особо значимых иероглифов;
- обучение разговорному китайскому языку;
- развитие элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении.
Участники проекта:
- обучающиеся 2 — 11 классов;
- учителя иностранных языков:
- партнеры проекта.
Партнеры проекта:
- образовательные учреждения РС (Я), изучающие китайский язык;
- Международная Арктическая школа;
- сеть школ — спутников Международной Арктической школы;
- Якутская школа Тайцзицюань;
- Федерация УШУ;
- Якутское региональное отделение Общества российско-китайской дружбы;
- Министерство внешних связей РС (Я).
Сроки реализации проекта: с сентября 2014 г. по настоящее время
Актуальность проекта
Во многих школах помимо основного иностранного (английского) языка учащимся предлагают изучать второй иностранный язык. Для чего это нужно, если английский давно уже признан международным языком общения? Важность знания английского языка ни у кого не вызывает сомнений – это международный язык и в бизнесе, и в политике; с английским языком можно учиться в зарубежных ВУЗ-ах, заводить новые знакомства по всему миру, понимать англоязычные фильмы, песни, читать книги.
Что же дает второй иностранный язык? Предлагая для изучения иностранные языки, школы обычно поддерживают связи с соответствующими странами, организуют обмены, международные конференции и семинары; школьникам предоставляется возможность ездить в страну изучаемого языка.
Особенностью обучения второму языку является то, что у учащихся уже сформированы общеучебные умения, а именно:
- работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группах);
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль;
- распознавать и дифференцировать языковые явления и слова;
- пользоваться словарем, догадываться по словообразовательным признакам и по контексту о значении незнакомых слов, извлекать нужную информацию.
Все вышеизложенное положительно сказывается на процессе овладения вторым языком.
В Ойской СОШ. им. А. В.Дмитриева с УИОП с 2014 года реализуется проект «Изучение китайского языка в школе».
Теоретическое обоснование проекта
Китайский язык на данный момент является не только самым распространённым по числу говорящих (1,4 млрд.), но и постепенно становится одним из самых востребованных. Китай – страна с миллиардным населением. Она занимает одну из лидирующих позиций в мировой экономике. Основанием для разработки проекта стали следующие факторы:
- рост интереса к Китаю, его экономике, истории, культуре в связи со стремительным развитием КНР;
- успешно развивающиеся в последнее время отношения между Россией и Китаем;
- развитие туризма в КНР, «открытость» китайского общества.
В ближайшем будущем в самых различных отраслях экономики России потребуются специалисты, владеющие китайским языком.Кроме того, изучение языка и элементов страноведения служит пониманию психологии народа-соседа, знакомит с многовековой историей, культурой, традициями, обычаями китайской нации.
Содержание работы по реализации проекта
Для достижения значимых результатов по обучению китайскому языку целесообразно вводить его не ранее, чем учащиеся приобретут элементарный уровень коммуникативной компетенции по первому иностранному, т.е. английскому языку. Исходя из того, что английский язык изучается в МБДОУ «Чуораанчык» с. Ой, наиболее доступной и удовлетворяющей образовательным потребностям школьников мы считаем целевую группу из учащихся 2-11 классов. Обучение разговорному китайскому языку осуществляется в формате внеурочной кружковой работы. В настоящее время охват проектом составляет 230 учащихся.
Обучение китайскому языку преследует комплексную реализацию практической, образовательной и развивающей целей. Практическая цель подразумевает формирование у школьников коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Это достигается за счет говорения, письма, аудирования и чтения. Развивающая цель подразумевает развитие логического мышления, различных видов памяти, воображения, индивидуальных способностей, общеречевых и общеучебных умений.
На занятиях китайским языком обучающиеся изучают некоторые, особо значимые, иероглифы, что содействует развитию зрительной памяти, произвольного внимания, творческих способностей. Основной упор делается на формирование у обучающихся навыков разговорного китайского языка для общения в повседневной жизни и формирования умения воспринимать на слух и понимать монологическую и диалогическую речь на китайском языке.
Общеобразовательная цель подразумевает расширение общекультурного кругозора школьников, формирование у них активной личностной позиции.
Таким образом, обучение китайскому языку ставит своей задачей подготовить коммуникативно-компетентных учащихся, владеющих разговорным китайским языком.
Проект реализуется по 4 направлениям:
- организационное;
- языковое;
- страноведческое;
- социокультурное.
Организационное направление проекта включает проведение методических семинаров, мастер-классов для преподавателей китайского языка; комплектование библиотечного фонда учебниками китайского языка и современной методической литературой для учителей, а также формирование видеотеки и др. медиаресурсной базы; составление рабочих программ по китайскому языку с учётом современных требований к преподаванию практического китайского языка; развитие партнёрских связей с образовательными учреждениями, внедряющими изучение практического китайского языка; организацию различных конкурсов, фестивалей, конференций, посвященных истории, языку и культуре Китая; а также организацию образовательных туров в Китай и обмен опытом работы с другими школами РС (Я), изучающими китайский язык.
Языковое направление проекта включает организацию мастер-классов по обучению каллиграфии, научно- практических конференций, на которых учащиеся могут представить результаты своих исследований в области культурологии, филологии, страноведения.
Страноведческое направление реализуется через ознакомление обучающихся с культурой, искусством, традициями, обычаями Китая, организацию исследовательской работы по страноведению; проведение конкурсов и викторин на знание страны, выставок фотографий и рисунков, выставок творчества китайских художников, мастеров каллиграфии и др.; организацию мастер-классов по боевым искусствам Китая (Тайцзицюань, УШУ), проведение традиционной Недели восточных языков и праздника «Новый год по лунному календарю».
В рамках социокультурного направления в школе практикуется проведение встреч с носителями китайского языка, интересными людьми, студентами, участие в тематических интернет-конференциях.
Традиционными форматами реализации проекта стали конкурс «Лучший знаток китайского языка», Фестиваль китайского языка, олимпиады по китайскому языку, занятия боевым искусством УШУ стиля Тайцзицюань, научно-практическая конференция для школьников, изучающих китайский язык «Взаимное обогащение культур Сибири и Китая».
Промежуточные результаты реализации проекта
К промежуточным результатам реализации проекта мы относим следующие показатели:
- понимание обучающимися речи учителя и прослушанного языкового материала на китайском языке;
- чтение, понимание и перевод короткого текста на русский язык;
- умение вести диалог;
- умение составить краткий устный текст с использованием изученного языкового материала;
- формирование у обучающихся толерантного отношения к людям другой расы.
М.А. Степанова, руководитель МО
учителей иностранных языков
Приложение
Мероприятия, проводимые в рамках проекта
№ |
Название мероприятия |
Время проведения |
11 |
Общение с носителем языка |
1 раз в четверть |
2 |
Посещение страны, изучаемого языка |
1 раз в год |
3 |
Празднование традиционных праздников |
По датам |
4 |
Страноведческие проекты |
1 раз в полугодии |
5 |
Конкурс «Лучший знаток языка» |
В конце учебного года |
6 |
Разучивание стихов, песен и танцев |
1 раз в полугодии |
7 |
Занятие традиционным занятием УШУ |
1 раз в неделю |
8 |
Научно-практическая конференция |
1 раз в 2 года |
9 |
Фестиваль китайского языка |
1 раз в год |
10 |
Олимпиады по китайскому языку |
По графику |