ЛАРИОНОВА (Махортова) Раиса Никитична
ЛАРИОНОВА (Махортова) Раиса Никитична
Ветеран тыла и труда, награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-45 гг.», знаком «Учитель учителей»
Раиса Никитична родилась 21 мая 1931 года в селе Саютино Платоновского района Тамбовской области. В 1955 году окончила Тамбовский государственный пединститут и по комсомольской путевке приехала работать в Якутию, в Оймяконскую среднюю школу. Преподавала русский язык и литературу в с.Томтор (1960 – 1963) и с. Хаптагай (1963 — 1965) Мегино-Кангаласского улуса. Хаптагайская школа была опытно-экспериментальной площадкой Института национальных школ, и Раиса Никитична сразу активно включилась в педагогическую деятельность под руководством К.Ф. Кононова, автора учебников русского языка. Она принимала участие в разработке темы «Глагольное управление» для учащихся 5 класса национальных школ. Сотрудничество с известным ученым помогло ей совершенствовать свою методику преподавания русского языка в нерусской школе. С 1965 года вплоть до выхода на пенсию она проработала в Тит-Аринской средней школе Хангаласского улуса. Проводила систематическую работу по оснащению учебного кабинета, в котором имелся богатый дидактический материал, таблицы, сделанные самой учительницей. Кабинет русского языка был одним из лучших в школе
Раиса Никитична успешно применяла на уроках ТСО. Прослушивая записанные на магнитофон свои ответы, ребята отмечали ошибки, учились правильной речи, часто пользовались фонохрестоматией, составляли диалоги на различные темы. Уроки внеклассного чтения иногда проводились в лесу, во время прогулок учительница читала детям сказки. Особо популярными были классная библиотека из серии «Моя первая книжка», просмотр диафильмов. Все это развивало устную речь учащихся, прививало любовь к чтению.
Раиса Никитична постоянно вела кружок русского языка. Кружковцы проводили интересные вечера, посвященные юбилеям писателей, ставили инсценировки, стали традиционными конкурсы выразительного чтения.
Как бессменный руководитель МО словесников, Раиса Никитична практиковала обмен опытом с соседними школами, выступления учителей с докладами по теме самообразования. Систематическая работа одного из лучших учителей-словесников района неоднократно отражалась в ее докладах на районных педчтениях: «ТСО на уроках русского языка и литературы», «Развитие устной речи учащихся», «О практической направленности преподавания русского языка в 4-8 кл» и др. Она постоянно участвовала в проведении открытых уроков, в семинарах, творческих неделях, была наставником молодых учителей.
Раисе Никитичне доверяли классное руководство над самыми «трудными» классами, где часто бывало по 40 с лишним учащихся. Раиса Никитична умела находить контакт с ребятами, учитывая их психологические, возрастные, индивидуальные особенности каждого. Материнская чуткость к учащимся и внимательное отношение к их родителям помогли ей снискать авторитет у населения. Учительница была инспектором охраны детства, на общественных началах выполняя обязанности сегодняшней социальной службы. Ее добросовестный труд не раз был отмечен грамотами РОНО и Министерства образования РС (Я). Ветеран тыла и труда.
Русские женщины
Мы представим сегодня портреты героинь, для которых Хангаласский район стал второй родиной. Немного истории… По направлению из центральных областей России в 50-е, 60-е и 70-е годы приезжали в наш район начинать свою деятельность молодые, учителя. Незнание якутского языка, морозы, иные особенности быта и – работа, захватывающая, поглощающая. Здесь многие нашли свою любовь, создали семьи.
В комиссии по распределению Рае Махортовой, выпускнице Тамбовского педагогического института, было сказано: страна нуждается в кадрах на местах и ей предстоит принять участие в решении этой проблемы. Родители девушки узнали о решении старшей дочери добровольно отправиться на работу в далёкую Якутию из газеты. Неизвестность, конечно, пугала. Но не к лицу было комсомолке отказаться, уклониться. Нужно было начинать сборы Отец, Никита Никитович, человек степенный и практичный, рассудил здраво: нужно брать всё необходимое, собираться основательно. Так с узлами и баулами в составе группы молодая учительница Раиса Никитична выехала на поезде из Тамбова. Ехали долго и всё смотрели в окна: Становой хребет, Яблоневый хребет – названия и картины врезались в память.
Отдельный рассказ мог бы состояться о годах, проведённых в далёком Оймяконе, о том, как создалась крепкая семья, родились дети. Но шли годы, и уже Ларионова Раиса Никитична продолжила работу в очень полюбившемся ей красивом селе Тит-Ары Орджоникидзевского района. Классы были большими — до 42 учеников. Было очень трудно, не зная родного языка детей, добиться их внимания и понимания. Видя, как доброжелательная учительница радуется самому звучанию русской речи, ученики старались на совесть. Такой и запомнилась она многим: стремительно входящей в класс, аккуратной, с белыми воротничками, подтянутой, с выправкой спортсменки (как-никак имелись разряды по лыжам, спортивной гимнастике и баскетболу), энергично и увлекательно начинающей урок. Она и жила удачами и неудачами Коленек, Машенек; горы тетрадей на домашнем столе. Всё делалось с особым азартом: ребусы, шарады вырезали из газет и журналов, читали «Волшебника Изумрудного города» — ах, многие вспоминают это чтение, ни с чем не сравнимое в наш век современных технологий. Классное руководство как вторая семья. Горячий чай из дома в термосе для детей, которые приходили зимой в интернат с острова пешком. Любимые, любимые ученики, которым отданы минуты, часы, годы.
В Якутии прожита уж и не половина жизни. А, можно сказать, целая жизнь. Живёт в неблизком селе Тит-Ары, в национальной глубинке, Раиса Никитична, уроженка Тамбовской области, скромная учительница, вся жизнь которой – служение ему, великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку, служение людям.
Н.М. Ядрихинская,
ноябрь, 2014, журнал «Ханыл» № 9