Семейная агро-эколого-математическая олимпиада как фактор формирования математической грамотности
Проект МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова»
Авторы проекта: кафедра учителей естественно-математического цикла.
Руководитель проекта: В.Н. Егорова, руководитель кафедры.
Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный
Формат проведения олимпиады: очно-заочный.
Цели проекта: с 2015 года по настоящее время.
- формирование математической грамотности учащихся через формат семейной агро-эколого-математической олимпиады;
- обеспечение родительской вовлеченности в образовательный процесс;
- поддержка одаренных детей.
Задачи проекта:
- формирование у обучающихся навыков решения практико-ориентированных задач;
- повышение мотивации к самостоятельной познавательной деятельности как потребности получения новых знаний;
- развитие у обучающихся интереса к научной деятельности;
- подготовка обучающихся к государственному итоговому экзамену по математике;
- обеспечение взаимодействия школы и семьи.
Участники проекта:
- обучающиеся 5-8 классов школ Хангаласского улуса и РС (Я).
- их родители;
- учителя математики, биологии и экологии.
Социальные партнеры проекта: Хангаласское РУО, ГАНОУ РС (Я) «РРЦ «Юные
якутяне».
Сроки реализации проекта: с 2015 года по настоящее время.
Актуальность и практическая значимость проекта
Предметные олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы. Они не только помогают выявить одаренных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к наукам, способствуют созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Участие в олимпиаде родителей способствует усилению взаимодействия школы и семьи. Родители и дети могут объединить свои знания и умения, чтобы решить задачи вместе. Это хорошая возможность для укрепления семейных уз, установления доверительных отношений между детьми и родителями.
Математическая грамотность позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению математики за счет демонстрации возможностей математического аппарата при решении реальных проблем, практико-ориентированных задач, способствовать обогащению социального опыта учащихся. Это своего рода подготовка учащихся к самостоятельной жизни. В современном обществе необходим человек, умеющий решать реальные жизненные проблемы, опираясь на предметные знания и умения.
Таким образом, «Семейная агро-экологическая математическая олимпиада» актуальна с точки зрения развития междисциплинарных знаний и активизации родительской вовлеченности в образовательный процесс.
В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся, в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету.
Краткое содержание проекта
Первая агро-эколого-математическая олимпиада была проведена в 2015 году в рамках недели кафедры естественно-математических предметов. Она состояла из трех этапов:
- I этап: творческие математические задания. Изготовление многогранников из бумаги или картона;
- II этап: решение практико-ориентированных задач;
- III этап: викторины, брейн-ринги и др. интеллектуальные конкурсы.
В 2021 году Булгунняхтахская СОШ провела агро-эколого-математическую олимпиаду муниципального уровня, в которой приняли участие 36 семейных команд из разных школ улуса. В 2022 году состоялась открытая дистанционная олимпиада с участием 325 семейных команд из разных школ республики. Таким образом, уровень и рейтинг агро-эколого-математической олимпиады растут.
Особенность агро-эколого-математической олимпиады в том, что тематика задач связана с экологией и агрономией, поэтому она объединяет несколько предметных направлений и тем самым решает несколько задач: учащиеся развивают математические знания, умения и навыки, приобретают знания о проблемах агро-экологии, узнают о взаимосвязи между экологией и математикой, учатся применять математические навыки для решения практико-ориентированных задач, получают практические навыки применения математики в реальных ситуациях. Сочетание математических и агро-экологических знаний помогает понять, как математика может быть полезна при решении агро-экологических проблем и анализе данных.
Для школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – стимул к углубленному изучению математики и к научной деятельности.
Особенности заданий олимпиады:
- задания не носят характер контрольной работы по различным разделам школьной математики;
- тематика заданий связана с агроэкологией;
- задания олимпиады имеют различную сложность для того, чтобы, с одной стороны, предоставить практически каждому ее участнику возможность выполнить наиболее простые из них, с другой стороны, достичь одной из основных целей олимпиады – определения наиболее способных учащихся.
Олимпиадные задания составляются учителями математики и биологии Булгунняхтахской СОШ по аналогии с заданиями КИМ ОГЭ (Блок практико-ориентированных заданий). Они объединены одним общим текстом, связанным с агроэкологией, и направлены на проверку умений школьников «читать» схему, выполнять элементарные математические расчеты, работать с таблицами и демонстрировать другие математические навыки, а также знания в области агроэкологии. Составление таких заданий и проверка работ – весьма трудоемкая и затратная по времени работа.
В качестве примера приведем олимпиадные задания для 5 класса, предложенные на республиканской олимпиаде в 2022 г.
5 класс
На плане изображено домохозяйство по адресу с. Булгунняхтах, ул. Советская, д.58 (сторона каждой клетки на плане равна 1 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.
При входе на участок слева от ворот находится сарай, а справа-гараж. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и сарая, на участке имеется теплица, расположенная на территории огорода (огород отмечен на плане цифрой 5). Все дорожки внутри участка имеют ширину 0,5 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 0,5 м. Перед гаражом имеется площадка, вымощенная той же плиткой. Участок между огородом и сараем отмечен цифрой 6. На этом участке хозяин планирует посадить саженцы черной смородины сорта «Хара кыталык», которые купил в Якутском научно-исследовательском институте сельского хозяйства им. М. Г. Сафронова.
К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение
Задание 1.
Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность цифр без пробелов, запятых и других символов.
Объекты |
жилой дом |
гараж |
теплица |
огород |
сарай |
Цифры |
|
|
|
|
|
Задание 2.
Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 10 штук. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить площадку между сараем и гаражом?
Задание 3.
Найдите периметр фундамента жилого дома. Ответ дайте в метрах.
Задание 4
Какую часть площади огорода занимает теплица. Если в ответе получается дробное число, то запишите ответ как на примере (например, 1/3).
Задание 5
Сколько саженцев поместится на участке, если между кустами должно быть расстояние 100 см, а между рядами 1м.Расстояние от края участка до ряда должно быть не менее 100 см.
Задание 6
Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют:
а) по установившимся низким ночным температурам;
б) по установившимся низким дневным температурам;
в) по сокращению длины светового дня;
г) по увеличению длины светового дня.
Задание 7
Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. На какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):
а) на свежевспаханном поле;
б) на спелом пшеничном поле;
в) на невыпасном лугу;
г) на выпасном лугу?
Предлагаемые практикоориентированные задания помогают развивать критическое мышление, аналитические способности и умение принимать обоснованные решения. Эти навыки имеют большое значение не только в учебе, но и в повседневной жизни. Школьники и их родители с большим интересом решают такие задачи. Для учащихся участие в олимпиаде становится также подготовкой к ГИА.
Все участники агро-эколого-математической олимпиады получают сертификаты, победители и призеры награждаются дипломами.
Время показало востребованность проекта, поэтому он будет реализовываться дальше. Пользуясь случаем, благодарим социальных партнеров: Хангаласское РУО и экологический центр «РРЦ «Юные якутяне» – за всемерную поддержку проекта.
И.Е. Аркадьева, учитель биологии МБОУ
«Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова»
Приложение
Олимпиадные задания для 6-8 классов
6 класс
6 класс
На плане изображено домохозяйство по адресу с. Булгунняхтах, ул. Советская, д.58 (сторона каждой клетки на плане равна 1 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.
При входе на участок слева от ворот находится сарай, а справа — гараж. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и сарая, на участке имеется теплица, расположенная на территории огорода (огород отмечен на плане цифрой 5). Все дорожки внутри участка имеют ширину 0,5 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 0,5 м. Перед гаражом имеется площадка, вымощенная той же плиткой. Участок между огородом и сараем отмечен цифрой 6. На этом участке хозяин планирует посадить саженцы черной смородины сорта «Хара кыталык», которые купил в Якутском научно-исследовательском институте сельского хозяйства им. М. Г. Сафронова.
К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение
Задание 1.
Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность цифр без пробелов, запятых и других символов.
Объекты |
жилой дом |
огород |
теплица |
гараж |
кустарники |
сарай |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Сколько процентов от площади всего участка занимают строения (жилой дом, гараж, сарай)? Ответ округлите до целого.
Задание 3.
Найдите площадь открытого грунта огорода (вне теплицы). Ответ дайте
в квадратных метрах.
Задание 4
Сколько саженцев поместится на участке, если между кустами должно быть расстояние 100 см, а между рядами 1м. Расстояние от края участка до ряда должно быть не менее 100 см.
Задание 5
1 саженец стоит 357 рублей. Сколько рублей потребовалось для покупки саженцев черной смородины (Задание 4)
Задание 6
На 1/6 площади огорода посадили морковь. Сколько мешков моркови соберут осенью, если с 1 кв. м можно собрать при средней урожайности примерно 5 кг
1 мешок принять за 30 кг (ответ округлите)
Задание 7
Единственным правильным с экологической точки зрения способом
избавления от мусора (твёрдых бытовых отходов) является захоронение его
на свалках. Да или нет (ответ обоснуйте)
Задание 8
Определите местообитания живых организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв в порядке возрастания цифр.
- Бурый медведь А. Лес
- Уж Б. Поле
- Рожь В. Болото
- Сосна Г. Пустыня
7 класс
На плане изображён участок по адресу: с. Булгунняхтах ул. Черёмушки, д. 19 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.
При входе на участок слева от ворот находится гараж. Справа от ворот находится сарай площадью 24 кв. м, а чуть подальше — жилой дом. Напротив жилого дома расположены яблоневые посадки. Также на участке есть баня, к которой ведёт дорожка, выложенная плиткой, и огород с теплицей внутри (огород отмечен на плане цифрой 6).
Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м×1 м. Между гаражом и сараем находится площадка, вымощенная такой же плиткой.
К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.
1.Найдите площадь, которую занимает жилой дом. Ответ дайте в квадратных метрах.
2.На сколько процентов площадь, которую занимает теплица, меньше площади, которую занимает гараж?
3.Плитки для садовых дорожек продаются в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плиток понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку между сараем и гаражом?
4.Хозяин участка решил покрасить весь забор вокруг участка (только с внешней стороны) в зелёный цвет. Площадь забора равна 232 кв. м, а купить краску можно в одном из двух ближайших магазинов. Цена и характеристика краски и стоимость доставки заказа даны в таблице.
Номер магазина |
Расход краски |
Масса краски в одной банке |
Стоимость одной банки краски |
Стоимость доставки заказа |
1 |
0,25 кг/кв. м |
4 кг |
2800 руб. |
700 руб. |
2 |
0,3 кг/кв. м |
3 кг |
2000 . |
300 б. |
Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки
с доставкой?
1.1 киловатт-час электроэнергии стоит 5 рублей 53 копейки. Счётчик электроэнергии 1 июня показывал 23818 киловатт-часов, а 1 июля показывал 23992 киловатт-часа. Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за июнь? Ответ дайте в рублях.
2.Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности:
1)Бумага и картон-
2)Пластиковые бутылки-
3)Полиэтиленовые пакеты-
4)Металлолом-
5)Пищевые отходы-
6)Стеклянные бутылки-
Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву ):
А. Приготовление органических удобрений
Б. Сдавать пункты приема, разбитые можно переправлять и изготовлять новые
В. Изготовление кормушек для птиц, использование для выращивания рассады, в промышленности можно переправлять
Г. Использовать в качестве черновиков, сдавать в пункты приема использования для разжигания костров и печей
Д. Использовать для сбора мусора
Е. Сдавать пункты приема, в промышленности переправлять
- Выберите правильный ответ и напишите обоснование. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:
а) снижение количества дорожно-транспортных происшествий
б) улучшение работы дорожных служб
в) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями
г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями
- В одном бидоне в 3 раза больше молока чем в другом. Если с первого бидона перелить 4 л молока в другой то в обоих бидонах молока станет поровну. Сколько молока в первом бидоне?
8 класс
На плане изображён участок по адресу: с. Булгунняхтах ул. Черёмушки, д. 19 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.
При входе на участок слева от ворот находится гараж. Справа от ворот находится сарай площадью 24 кв. м, а чуть подальше — жилой дом. Напротив жилого дома расположены яблоневые посадки. Также на участке есть баня, к которой ведёт дорожка, выложенная плиткой, и огород с теплицей внутри (огород отмечен на плане цифрой 6).
Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м×1 м. Между гаражом и сараем находится площадка, вымощенная такой же плиткой.
К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.
- Найдите периметр фундамента жилого дома. Ответ дайте в метрах.
- Найдите расстояние от жилого дома до теплицы (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.
- Сколько процентов от площади всего огорода занимает теплица?
- Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления.
Он рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.
Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое отопление. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости покупки и установки газового и электрического оборудования?
|
Нагреватель (котёл) |
Прочее оборудование |
Средн. расход газа/ средн. потребл. мощность |
Стоимость газа/электроэнергии |
Газовое отопление |
20 000 руб. |
15 370 руб. |
1,6 куб. м/ч |
4,9 руб./куб. м |
Электр. отопление |
15 000 руб. |
14 000 руб. |
4,9 кВт |
4,2 руб./( кВт⋅чкВт⋅ч ) |
- 1 киловатт-час электроэнергии стоит 5 рубля 53 копеек. Счётчик электроэнергии 1 мая показывал 71372 киловатт-часа, а 1 июня показывал 71540 киловатт-часов. Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за май? Ответ дайте в рублях.
- Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности:
1)Бумага и картон-
2)Пластиковые бутылки-
3)Полиэтиленовые пакеты-
4)Металлолом-
5)Пищевые отходы-
6)Стеклянные бутылки-
Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву ):
А. Приготовление органических удобрений
Б. Сдавать пункты приема, разбитые можно переправлять и изготовлять новые
В. Изготовление кормушек для птиц, использование для выращивания рассады, в промышленности можно переправлять
Г. Использовать в качестве черновиков, сдавать в пункты приема использования для разжигания костров и печей
Д. Использовать для сбора мусора
Е. Сдавать пункты приема, в промышленности переправлять
- Выберите правильный ответ и напишите обоснование. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:
а) снижение количества дорожно-транспортных происшествий
б) улучшение работы дорожных служб
в) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями
г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями
- В открытом грунте с 2 га получили 800 ц огурцов, а в теплице со 100 м 2 — 3200 кг. Где выше урожайность (т. е. урожай с 1 га) и на сколько процентов?