Семейная агро-эколого-математическая олимпиада как фактор формирования математической грамотности

Проект МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова»

 

        Авторы проекта: кафедра учителей естественно-математического цикла.

        Руководитель проекта: В.Н. Егорова, руководитель кафедры.

       Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный

       Формат проведения олимпиады: очно-заочный.

        Цели проекта: с 2015 года по настоящее время.

  • формирование математической грамотности учащихся через формат семейной агро-эколого-математической олимпиады;
  • обеспечение родительской вовлеченности в образовательный процесс;
  • поддержка одаренных детей.

        Задачи проекта:

  • формирование у обучающихся навыков решения практико-ориентированных задач;
  • повышение мотивации к самостоятельной познавательной деятельности как потребности получения новых знаний;
  • развитие у обучающихся интереса к научной деятельности;
  • подготовка обучающихся к государственному итоговому экзамену по математике;
  • обеспечение взаимодействия школы и семьи.

        Участники проекта:

  • обучающиеся 5-8 классов школ Хангаласского улуса и РС (Я).
  • их родители;
  • учителя математики, биологии и экологии.

        Социальные партнеры проекта: Хангаласское РУО, ГАНОУ РС (Я) «РРЦ «Юные

        якутяне».

        Сроки реализации проекта: с 2015 года по настоящее время.

Актуальность и практическая значимость проекта

        Предметные олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы. Они не только помогают выявить одаренных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к наукам, способствуют созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.

         Участие в олимпиаде родителей способствует усилению взаимодействия школы и семьи. Родители и дети могут объединить свои знания и умения, чтобы решить задачи вместе. Это хорошая возможность для укрепления семейных уз, установления доверительных отношений между детьми и родителями.

        Математическая грамотность позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению математики за счет демонстрации возможностей математического аппарата при решении реальных проблем, практико-ориентированных задач, способствовать обогащению социального опыта учащихся. Это своего рода подготовка учащихся к самостоятельной жизни. В современном обществе необходим человек, умеющий решать реальные жизненные проблемы, опираясь на предметные знания и умения.

        Таким образом, «Семейная агро-экологическая математическая олимпиада» актуальна с точки зрения развития междисциплинарных знаний и активизации родительской вовлеченности в образовательный процесс.

        В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся, в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету.

Краткое содержание проекта

        Первая агро-эколого-математическая олимпиада была проведена в 2015 году в рамках недели кафедры естественно-математических предметов. Она  состояла из трех этапов:

  • I этап: творческие математические задания. Изготовление многогранников из бумаги или картона;
  • II этап: решение практико-ориентированных задач;
  • III этап: викторины, брейн-ринги и др. интеллектуальные конкурсы.

        В 2021 году Булгунняхтахская СОШ провела агро-эколого-математическую олимпиаду муниципального уровня, в которой приняли участие 36 семейных команд из разных школ улуса. В 2022 году состоялась открытая дистанционная олимпиада с участием 325 семейных команд из разных школ республики. Таким образом, уровень и рейтинг агро-эколого-математической олимпиады растут.

        Особенность агро-эколого-математической олимпиады в том, что тематика задач связана с экологией и агрономией, поэтому она объединяет несколько предметных направлений и тем самым решает несколько задач: учащиеся развивают математические знания, умения и навыки, приобретают знания о проблемах агро-экологии, узнают о взаимосвязи между экологией и математикой, учатся применять математические навыки для решения практико-ориентированных задач, получают практические навыки применения математики в реальных ситуациях. Сочетание математических и агро-экологических знаний помогает понять, как математика может быть полезна при решении агро-экологических проблем и анализе данных.

        Для школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – стимул к углубленному изучению математики и к научной деятельности.

       Особенности заданий олимпиады:

  • задания не носят характер контрольной работы по различным разделам школьной математики;
  • тематика заданий связана с агроэкологией;
  • задания олимпиады имеют различную сложность для того, чтобы, с одной стороны, предоставить практически каждому ее участнику возможность выполнить наиболее простые из них, с другой стороны, достичь одной из основных целей олимпиады – определения наиболее способных учащихся.

        Олимпиадные задания составляются учителями математики и биологии Булгунняхтахской СОШ по аналогии с заданиями КИМ ОГЭ (Блок практико-ориентированных заданий). Они объединены одним общим текстом, связанным с агроэкологией, и направлены на проверку умений школьников «читать» схему, выполнять элементарные математические расчеты, работать с таблицами и демонстрировать другие математические навыки, а также знания в области агроэкологии. Составление таких заданий и проверка работ – весьма трудоемкая и затратная по времени работа.

        В качестве примера приведем олимпиадные задания для 5 класса, предложенные на республиканской олимпиаде в 2022 г.

5 класс

        На плане изображено домохозяйство по адресу с. Булгунняхтах, ул. Советская, д.58 (сторона каждой клетки на плане равна 1 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

        При входе на участок слева от ворот находится сарай, а справа-гараж. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и сарая, на участке имеется теплица, расположенная на территории огорода (огород отмечен на плане цифрой 5). Все дорожки внутри участка имеют ширину 0,5 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 0,5 м. Перед гаражом имеется площадка, вымощенная той же плиткой. Участок между огородом и сараем отмечен цифрой 6. На этом участке хозяин планирует посадить саженцы черной смородины сорта «Хара кыталык», которые купил в Якутском научно-исследовательском институте сельского хозяйства им. М. Г. Сафронова.

        К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение

Задание 1.

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность  цифр без пробелов, запятых и других символов.

 

Объекты

жилой дом

гараж

теплица

огород

сарай

Цифры

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 10 штук. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить площадку между сараем и гаражом?

Задание 3.

Найдите периметр фундамента жилого дома. Ответ дайте в метрах.

Задание 4

Какую часть площади огорода занимает теплица. Если в ответе получается дробное число, то запишите ответ как на примере (например, 1/3).

Задание 5

Сколько саженцев поместится на участке, если между кустами должно быть расстояние 100 см, а между рядами 1м.Расстояние от края участка до ряда должно быть не менее 100 см.

Задание 6

 Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют:

а) по установившимся низким ночным температурам;

б) по установившимся низким дневным температурам;

в) по сокращению длины светового дня;

г) по увеличению длины светового дня.

Задание 7

 Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. На какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

 а) на свежевспаханном поле;

 б) на спелом пшеничном поле;

в) на невыпасном лугу;

 г) на выпасном лугу?

        Предлагаемые практикоориентированные задания помогают развивать критическое мышление, аналитические способности и умение принимать обоснованные решения. Эти навыки имеют большое значение не только в учебе, но и в повседневной жизни. Школьники и их родители с большим интересом решают такие задачи. Для учащихся участие в олимпиаде становится также подготовкой к ГИА.

        Все участники агро-эколого-математической олимпиады получают сертификаты, победители и призеры награждаются дипломами.

        Время показало востребованность проекта, поэтому он будет реализовываться дальше. Пользуясь случаем, благодарим социальных партнеров: Хангаласское РУО и экологический центр «РРЦ «Юные якутяне» – за всемерную поддержку проекта.

                                                                           И.Е. Аркадьева, учитель биологии МБОУ 

                                                                 «Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова»

 

                                                                                                                                   Приложение

Олимпиадные задания для 6-8 классов

6 класс

6 класс

На плане изображено домохозяйство по адресу с. Булгунняхтах, ул. Советская, д.58 (сторона каждой клетки на плане равна 1 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок слева от ворот находится сарай, а справа  — гараж. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и сарая, на участке имеется теплица, расположенная на территории огорода (огород отмечен на плане цифрой 5). Все дорожки внутри участка имеют ширину 0,5 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 0,5 м. Перед гаражом имеется площадка, вымощенная той же плиткой. Участок между огородом и сараем отмечен цифрой 6. На этом участке хозяин планирует посадить саженцы черной смородины сорта «Хара кыталык», которые купил в Якутском научно-исследовательском институте сельского хозяйства им. М. Г. Сафронова.

К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение

Задание 1.

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность  цифр без пробелов, запятых и других символов.

Объекты

жилой дом

огород

теплица

гараж

кустарники

сарай

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Сколько процентов от площади всего участка занимают строения (жилой дом, гараж, сарай)? Ответ округлите до целого.

Задание 3.

Найдите площадь открытого грунта огорода (вне теплицы). Ответ дайте

в квадратных метрах.

Задание 4

Сколько саженцев поместится на участке, если между кустами должно быть расстояние 100 см, а между рядами 1м. Расстояние от края участка до ряда  должно быть не менее 100 см.

Задание 5

1 саженец стоит 357 рублей. Сколько рублей потребовалось для покупки  саженцев черной смородины (Задание 4)

Задание 6

На 1/6  площади огорода посадили  морковь. Сколько мешков моркови соберут осенью, если с 1 кв. м  можно собрать при средней урожайности примерно 5 кг

1 мешок принять за 30 кг (ответ округлите)

 

Задание 7

Единственным правильным с экологической точки зрения способом

избавления от мусора (твёрдых бытовых отходов) является захоронение его

на свалках. Да или нет (ответ обоснуйте)

Задание 8

 Определите местообитания живых организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв в порядке возрастания цифр.

  1. Бурый медведь А. Лес
  2. Уж Б. Поле
  3. Рожь В. Болото
  4. Сосна Г. Пустыня

7 класс

На плане изображён участок по адресу: с. Булгунняхтах ул. Черёмушки, д. 19 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок слева от ворот находится гараж. Справа от ворот находится сарай площадью 24 кв. м, а чуть подальше — жилой дом. Напротив жилого дома расположены яблоневые посадки. Также на участке есть баня, к которой ведёт дорожка, выложенная плиткой, и огород с теплицей внутри (огород отмечен на плане цифрой 6).

Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м×1 м. Между гаражом и сараем находится площадка, вымощенная такой же плиткой.

К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

1.Найдите площадь, которую занимает жилой дом. Ответ дайте в квадратных метрах.

2.На сколько процентов площадь, которую занимает теплица, меньше площади, которую занимает гараж?

3.Плитки для садовых дорожек продаются в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плиток понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку между сараем и гаражом?

4.Хозяин участка решил покрасить весь забор вокруг участка (только с внешней стороны) в зелёный цвет. Площадь забора равна 232 кв. м, а купить краску можно в одном из двух ближайших магазинов. Цена и характеристика краски и стоимость доставки заказа даны в таблице.

 Номер магазина

Расход краски

Масса краски в одной банке

Стоимость одной банки краски

Стоимость доставки заказа

1

0,25 кг/кв. м

4 кг

2800 руб.

700 руб.

2

0,3 кг/кв. м

3 кг

2000            .

300                б.

Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки
с доставкой?

1.1 киловатт-час электроэнергии стоит 5 рублей 53 копейки. Счётчик электроэнергии 1 июня показывал 23818 киловатт-часов, а 1 июля показывал 23992 киловатт-часа. Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за июнь? Ответ дайте в рублях.

2.Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности: 

  1)Бумага и картон-

  2)Пластиковые бутылки-

  3)Полиэтиленовые пакеты-

  4)Металлолом-

  5)Пищевые отходы-

  6)Стеклянные бутылки-

Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву ):

А. Приготовление органических удобрений

Б. Сдавать пункты приема, разбитые можно переправлять и изготовлять новые

В. Изготовление кормушек для птиц, использование для выращивания рассады, в промышленности можно переправлять

Г. Использовать в качестве черновиков, сдавать в пункты приема использования для разжигания костров и печей

Д. Использовать для сбора мусора

Е. Сдавать пункты приема, в промышленности переправлять

  1. Выберите правильный ответ и напишите обоснование. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:

   а) снижение количества дорожно-транспортных происшествий

   б) улучшение работы дорожных служб

   в) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

   г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

  1. В одном бидоне в 3 раза больше молока чем в другом. Если с первого бидона перелить 4 л молока в другой то в обоих бидонах молока станет поровну. Сколько молока в первом бидоне?

8 класс

 

 

На плане изображён участок по адресу: с. Булгунняхтах ул. Черёмушки, д. 19 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок слева от ворот находится гараж. Справа от ворот находится сарай площадью 24 кв. м, а чуть подальше — жилой дом. Напротив жилого дома расположены яблоневые посадки. Также на участке есть баня, к которой ведёт дорожка, выложенная плиткой, и огород с теплицей внутри (огород отмечен на плане цифрой 6).

Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м×1 м. Между гаражом и сараем находится площадка, вымощенная такой же плиткой.

К участку подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

  1. Найдите периметр фундамента жилого дома. Ответ дайте в метрах.
  2. Найдите расстояние от жилого дома до теплицы (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.
  3. Сколько процентов от площади всего огорода занимает теплица?
  4. Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления.
    Он рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.

Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое отопление. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости покупки и установки газового и электрического оборудования?

 

 

Нагреватель (котёл)

Прочее оборудование
и монтаж

Средн. расход газа/

средн. потребл. мощность

Стоимость газа/электроэнергии

Газовое отопление

20 000 руб.

15 370 руб.

1,6 куб. м/ч

4,9 руб./куб. м

Электр. отопление

15 000 руб.

14 000 руб.

4,9 кВт

4,2 руб./( кВт⋅чкВт⋅ч )

  

 

  1. 1 киловатт-час электроэнергии стоит 5 рубля 53 копеек. Счётчик электроэнергии 1 мая показывал 71372 киловатт-часа, а 1 июня показывал 71540 киловатт-часов. Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за май? Ответ дайте в рублях.
  2. Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности:

  1)Бумага и картон-

  2)Пластиковые бутылки-

  3)Полиэтиленовые пакеты-

  4)Металлолом-

  5)Пищевые отходы-

  6)Стеклянные бутылки-

Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву ):

А. Приготовление органических удобрений

Б. Сдавать пункты приема, разбитые можно переправлять и изготовлять новые

В. Изготовление кормушек для птиц, использование для выращивания рассады, в промышленности можно переправлять

Г. Использовать в качестве черновиков, сдавать в пункты приема использования для разжигания костров и печей

Д. Использовать для сбора мусора

Е. Сдавать пункты приема, в промышленности переправлять

 

  1. Выберите правильный ответ и напишите обоснование. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:

   а) снижение количества дорожно-транспортных происшествий

   б) улучшение работы дорожных служб

   в) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

   г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

  1. В открытом грунте с 2 га получили 800 ц огурцов, а в теплице со 100 м 2 — 3200 кг. Где выше урожайность (т. е. урожай с 1 га) и на сколько процентов?