Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в малом сельском социуме
Экспериментальный проект МБОУ «Хоточчунская ООШ»
Авторы проекта: педагогический коллектив Хоточчунской основной общеобразовательной школы.
Руководитель проекта: директор школы Р.С.Слепцова.
Цель проекта: создание модели социального партнерства для успешной социализации в сельском социуме детей, воспитывающихся в приемных семьях.
Задачи проекта:
- социализация детей, воспитывающихся в приёмных семьях, их интеграция в социум;
- привлечение потенциальных семейных (замещающих) родителей;
- повышение уровня правовой, социально-психологической и педагогической компетентности приемных (замещающих) родителей;
- всемерная поддержка приемных детей: психологическая, эмоциональная, практическая;
- наблюдение за ходом адаптации и проживания ребёнка в приёмной семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей и в их взаимоотношениях с замещающими родителями;
- социально-педагогическое, психолого-методическое сопровождение приемных (замещающих) семей (семинары, консультации, собеседования, тренинги и т.д.).
Социальные партнеры проекта:
- Мохсоголлохский Детский дом;
- 1 Жемконская наслежная администрация;
- отдел опеки и попечительства администрации МР «Хангаласский улус»;
- Управление социальной защиты администрации МР «Хангаласский улус»;
- Сельская библиотека;
- Сельский Дом культуры;
- СХПК «Хоточчу».
Сроки реализации проекта: с 2012 г. по 2022 г.
Введение
Сиротство остается одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем. Большинство стран мира, утвердив Конвенцию о правах ребенка, согласились, что неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье. Именно семья признается во всех странах естественной и наиболее благоприятной средой защиты, развития и воспитания ребенка. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени. Пути социализации, вхождения таких детей в полноценную жизнь, нелегки и весьма противоречивы.
Предыстория проекта
В 2008 году по инициативе директора школы Р.С.Слепцовой Хоточчунская ООШ начала сотрудничество с Мохсоголлохским детским домом по созданию приемных семей, готовых взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В итоге 25 марта 2009 г. 5 семей с. Хоточчу приняли в гостевые семьи на время весенних каникул 14 детей из Детского дома пос. Мохсоголлох.
Эксперимент имел положительные результаты, и 3 сентября 2010 г. 3 семьи заключили договор о передаче 9 детей на патронатное воспитание согласно ст. 153.1. Семейного Кодекса РФ «Содержание договора о приемной семье». В 2012 г. еще 2 семьи заключили договор о приемной семье с органом опеки и попечительства Хангаласского улуса. Контингент учащихся Хоточчунской ООШ пополнился за счет 11 детей, воспитывающихся в приемных семьях. Для малокомплектной школы это значительное пополнение.
В этом же году педагогическим коллективом Хоточчунской ООШ под руководством директора Р.С.Слепцовой был разработан проект «Ресурсное обеспечение деятельности образовательного учреждения как один из факторов социализации учащихся — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который был презентован 1июля 2012 г. на Х-й республиканской Педагогической ярмарке «Сельская школа. Образовательная среда» (с. Майя). Проект вызвал большой интерес организаторов и участников педагогической ярмарки, Министерства образования РС (Я) и был признан победителем в номинации «Золотой дебют». А 19 сентября 2012 года Хоточчунская ООШ согласно Приказу МО РС (Я) № 01-16/4505 получила статус республиканской экспериментальной площадки по проблеме «Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в малом сельском социуме».
Актуальность проекта
В пос. Мохсоголлох Хангаласского улуса расположен Детский дом республиканского значения, в котором воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из разных уголков республики. Их количество в разные годы доходило до 100 с лишним детей.
Воспитание в государственных учреждениях не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе – каждый ребенок в РФ имеет право воспитываться в семье.
Между тем существуют семьи, которые готовы принять ребенка (или нескольких детей) на правах гостевой, замещающей или приемной семьи. Решению этой проблемы могут содействовать проекты, направленные на создание замещающих семей и гармонизацию стиля воспитания в семьях с приемными детьми через формирование адекватных родительских и детских позиций.
Новизна и практическая значимость проекта
Проект «Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в малом сельском социуме» является одним из направлений реализации комплексной муниципальной Программы профилактики и предупреждения социального сиротства в Хангаласском улусе РС (Я). Уникальность данного проекта состоит в комплексном подходе к решению проблемы «сиротства», создании модели социального партнерства для оказания помощи приемным детям и семьям, предотвращения возвратов детей в детский дом и обеспечения безопасности ребенка в приемной семье.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная модель социального партнерства школы, приёмной семьи и сельского социума может помочь х детей и социальным учреждениям.
Трудности адаптации
Адаптационный период приемных детей к новым жизненным условиям зависит от педагогического подхода в школе, воспитания в новой семье и отношения социума к ним. Приемным детям, прибывшим в село Хоточчу, пришлось пройти тройную адаптацию: к школе, семье и социуму. У них не было опыта социализации, и вначале им пришлось нелегко. Серьезная проблема заключалась в том, что большая часть детей прибыла в приёмные семьи уже в подростковом возрасте, когда упущены наиболее благоприятные периоды формирования основных навыков, морально-этических и поведенческих норм, и, наоборот, закрепились вредные привычки и искажённые представления. У некоторых из них наблюдалось полное отсутствие мотивации к учебе. По результатам диагностики и наблюдения, у большинства детей были выявлены трудности в эмоциональном развитии и предрасположенность к девиантным проявлениям в их поведении. Маленький словарный запас, скудный кругозор, собственные представления об окружающем мире также тормозили процесс адаптации детей к новым условиям.
Хоточчунская школа – национальная, а все прибывшие дети были русскоязычными, поэтому появились трудности коммуникации со сверстниками из-за языкового барьера.
Семьи также испытывали сложности, связанные с отсутствием базовых психолого-педагогических знаний, опыта воспитания детей — сирот, с завышенными или заниженными требованиями к ребенку и др. причинами. Все это могло стать препятствием к созданию дружных, гармоничных семей.
Но все эти проблемы были решены в результате слаженной работы всего педагогического коллектива, службы сопровождения приемных детей Мохсоголлохского Детского дома и социальных партнеров проекта.
Содержание работы в рамках реализации проекта
На начальном этапе реализации проекта изучались теоретические обоснования проблемы сиротства, анализ проблем воспитания в приёмных семьях и особенностей педагогической поддержки этого процесса. Было проведено диагностическое обследование детей, намечены мероприятия системы социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в приемных семьях; налажены деловые контакты со специалистами Мохсоголлохского Детского дома, Хангаласского Центра оказания психологической поддержки населению, с отделом опеки и попечительства администрации МР «Хангаласский улус»; разработаны Паспорт и Дорожная карта проекта «Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в малом сельском социуме», заключены Договора с социальными партнерами о сотрудничестве в рамках проекта.
На основном этапе реализации проекта планово проводилась работа по созданию единого социально — психологического пространства, направленного на формирование комфортных психологических и социально — бытовых условий для пребывания детей в школе и дома. Для устранения сложностей адаптации детей в приемных семьях и социуме была создана Школа родителей «В школе приемных родителей». Для приемных родителей соцпедагогом и психологом школы и специалистами группы сопровождения Мохсоголлохского Детского дома проводились семинары, тренинги, консультации.
Было налажено педагогическое сопровождение детей, направленное на коррекцию отклонений в их личностном развитии. Планово проводились индивидуальные и групповые занятия с ними, совместные с местными детьми игры, поездки в пос. Мосхоголлох в бассейн, в зоопарк «Орто Дойду». В работе с детьми активно использовались приемы арт-терапии, игровой терапии на природе, трудотерапии.
Учебно-воспитательная работа в школе строилась с учетом интересов и запросов прибывших детей: всем коллективом помогали им подтянуться в учебе, поощряли малейшие положительные изменения в поведении, мотивировали на новые успехи. Специально для прибывших детей в 3, 5, 7 классах были введены дополнительные уроки якутского языка как государственного, и спустя некоторое время все дети стали свободно разговаривать на двух языках: якутском и русском.
Село Хоточчу расположено на правом берегу реки Лены, в северной стороне долины Самартай. Село малонаселенное, компактное. Природа, которая окружает его, неповторима. Испокон веков здесь жили и живут трудолюбивые, доброжелательные люди, преданно и с любовью занимающиеся сельским хозяйством. Отрадно, село издавна имеет прекрасную традицию – коллектив школы в полном составе помогает хозяйствам: весной, летом, осенью дети заняты общественно — полезным трудом: будь то помощь в посеве, прополка, сенокос или уборка урожая. Радостная атмосфера совместного труда со взрослыми формирует у детей любовь и уважение к труду, вовлекает их в социально-значимую деятельность, создает условия для развития положительных личностных качеств.
В сельский образ жизни были вовлечены и приемные дети, для которых единение с природой и окружающей действительностью, доброжелательными, общительными людьми положительно сказывалось на самочувствии, эмоциональном, психическом, личностном развитии, избавляло от накопленного за годы сиротства негатива, заряжало позитивной энергией и способствовало их успешной адаптации к новым условиям проживания.
Положительную роль сыграл и социум. Приемные дети стали вовлекаться в жизнедеятельность социума: участвовать в реализации социально значимых для села в проектов, в культурных мероприятиях, проводимых сельским клубом и библиотекой, выступать на концертах от имени Түөлбэ (место жительства), защищать честь села на различных соревнованиях и творческих конкурсах и… слышать в свой адрес слова искренней благодарности от педагогов, администрации наслега и жителей села. И у детей постепенно формировалось понимание значимости своей востребованности и полезности в обществе, своей социальной полноценности.
В процессе реализации проекта педагоги школы получили опыт работы с детьми со сложной судьбой и сложным поведением, обогатили свою педагогическую копилку новыми методами и приемами воспитательной работы.
За 10 лет реализации проекта Хоточчунскую ООШ окончили 13 учащихся, воспитывавшиеся в приемных семьях, что составляет 32,5 % от общего числа выпускников школы за эти годы. Все успешно социализировались: некоторые получили высшее образование, стали высококлассными специалистами. Двое из них, Прокопьев Вова и Семенов Антон, получили востребованные специальности и остались жить и работать в селе. Практически все дети, воспитывавшиеся в приемных семьях, сохранили эмоциональную близость с приемными родителями, привязанность к ним, до сих пор навещают и оказывают им поддержку. Каждый из них нашел свой путь и уверенно идет по нему, что очень радует нас, их учителей, и, конечно же, родителей, которые достойно подготовили их к самостоятельной взрослой жизни. Мы гордимся тем, что среди наших воспитанников из Мохсоголлохского Детского дома есть весьма успешные, состоявшиеся, люди (читайте о них в Приложении 2).
На заключительном этапе была проведена аналитическая работа, подведены итоги реализации проекта. Было констатировано достижение основной цели проекта — создания модели социального партнерства в малом сельском социуме, направленной на успешную социализацию детей, воспитывающихся в приемных семьях (см. Приложение 1).
В процессе реализации проекта, в апреле 2013 г., на базе Хоточчунской ООШ был проведен республиканский семинар в целях распространения опыта социализации детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сельской местности.
Также опыт реализации проекта «Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в малом сельском социуме» был распространен на 11-ой республиканской научно-методической конференции “Шадринские чтения” в 2016 г. и на 5-ой республиканской научно-педагогической конференции “Иванов Н.И. — Куола “Учуутал ааҕыылара” в 2021 г. социальным педагогом школы Е.В.Черноградской.
С самого начала реализации проекта он привлекал внимание улусных, республиканских и даже российских СМИ. Были продемонстрированы видеоосюжеты на республикансском телеканале “НВК Саха”, на российском телеканале “Россия 1”, опубликованы репортажи о мероприятиях, проходивших в рамках проекта, и интервью с участниками проекта.
Такое внимание свидетельствует о том, что проблема сиротства в нашей стране волнует широкую общественность. Хочется надеяться, что будет появляться все больше проектов, способных помочь детям — сиротам обрести семью и стать счастливыми гражданами своей страны.
Е.В. Черноградская, социальный педагог
МБОУ «Хоточчунская ООШ»