Технологический фестиваль «СайдыыФест»

Из опыта работы МАУ ДО «Центр дополнительного образования детей «Хаҥалас»

 

        Авторы практики: М.В. Николаев, педагог дополнительного образования,

        Г.С. Максимов, методист МАУ ДО ЦДОД «Хаҥалас».

        Цель фестиваля: популяризация научно-технического творчества и повышение   

        престижа инженерных профессий среди молодежи.

        Задачи фестиваля:

  • стимулирование интереса детей и молодежи к инженерно-техническим специальностям и специальностям, связанным с информационными технологиями, робототехникой;
  • развитие научно-технического творчества учащихся, навыков конструирования и программирования;
  • выявление и поддержка талантливой молодежи.

                                                    Актуальность практики

        Фестиваль «СайдыыФест» способствует развитию устойчивого интереса молодежи к трудоемким технологиям и к научно-исследовательской деятельности, совершенствованию информационной и технологической культур детей и подростков, формированию навыков использования технических средств и технологических приемов в повседневной жизни. Он объединяет ресурсы образовательных организаций для обеспечения стабильного притока на инженерные направления мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов через усиление профильного отехнологического бучения.

Теоретическое обоснование практики

        В изданном в 2006 г. Первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаевым Указе «О мерах по развитию научно-технического творчества учащихся и молодежи» говорится о том, что планомерная подготовка технических кадров должна начинаться в стенах образовательных учреждений – в школах, учреждениях дополнительного образования детей, где выявляется и формируется устойчивый интерес детей к естествознанию, технике, техническому творчеству.  

Краткое описание практики

        В МАУ ДО «Центр дополнительного образования детей «Хаҥалас» работа по выявлению и  развитию творческих способностей обучающихся реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс образовательных программ технической направленности, имеющих социальную, профориентационную и досуговую направленность.

        Большой популярностью среди школьников пользуются мероприятия, проводимые ЦДОД по спортивно-техническим видам деятельности: соревнования, конкурсы, учебно-тренировочные полеты, выставки. Данные направления ориентируют подростков на рабочие специальности, воспитывают будущих инженеров – разработчиков, технарей, – способных к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

        Одним из инновационных форматов этой работы является технологический фестиваль «СайдыыФест», который реализовывался в 2019 -2020 гг. на улусном уровне;  в 2021 году он приобрел республиканский статус и теперь проводится с периодичностью 1 раз в год (см. Приложение  Положение о республиканском фестивале «СайдыыФест»).

        В фестивале принимают участие обучающиеся 1-11-х классов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования РС (Я). Допускается как индивидуальное, так и групповое и коллективное участие в составе команды из 2-5 человек. Команда – коллектив учащихся во главе с руководителем (тренером) команды, занимающийся робототехникой, IT проектами и техническим творчеством в рамках образовательной организации.

         Организаторы технологического фестиваля «СайдыыФест» отмечают ежегодный рост количества и расширение географии участия в мероприятии.

        В рамках Фестиваля проводятся соревнования и конкурсы по следующим направлениям:

  • Робототехника: Соревнования по робототехнике «Робо-INVENT».
  • Информационные технологии: Соревнования «Цифровой мир».
  • Техническое моделирование: Соревнования по авиамоделированию.

        Конкурс IT-проектов «Цифровой мир» проводится по четырем направлениям:

  • веб-программирование,
  • развивающие программные среды,
  • Scratch – проектирование;
  • 3D моделирование.

        Например, по условиям конкурса участники в составе школьных команд в течение определенного времени должны выполнить задание, тема которого связана с историей и достопримечательностями Хангаласского улуса. Так, в некоторых проектах участников по веб-программированию были отражены величественные Ленские столбы, а в Scratch-проектах – жизнь и деятельность Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева.

        В соревнованиях по робототехнике учащиеся соревнуются с роботами, собранными на основе образовательных конструкторов Lego, и дронами в 6 видах:

  • «Профи-Wedo»;
  • «Кэтэхтэн тардыьыы»;
  • «Сууллума»;
  • «Сумо»;
  • «Робофишки»;
  • «Дрон-рейсинг».

        Соревнования по авиамоделированию проходят по таким видам, как:

  • «Модели планеров».
  • «Резиномоторные модели вертолетов вертикального полета».
  • «Резиномоторные модели самолетов горизонтального полета».
  • «Радиоуправляемые автомодели».

        Для будущих конструкторов и инженеров летательных аппаратов участие в фестивале – отличная возможность на практике испытать физические законы преодоления земной гравитации, испытать летательные характеристики модели, сделанной собственными руками, совершенствовать свои познания в этой области.

        Для освещения фестиваля разработан сайт «СайдыыФест», где размещена вся необходимая информация: Положения конкурсов, регламенты соревнований, итоги фестивалей, достижения учащихся, новости о прошедших и предстоящих событиях (https://saydyyfest.ru/).

        Технологический фестиваль можно (и нужно) проводить в каждом образовательном учреждении, муниципальном районе. Такие мероприятия способствуют развитию коллективизма и стремления защищать интересы и спортивную  честь своего объединения, освоению навыков работы с различными станками, чертежами, техническими рисунками, привитию творческого подхода к работе, воспитанию воли и характера. Во время соревнований наглядно видно, что учащиеся технических объединений не только изучают информационные технологии, но и учатся применять на практике различные столярные и слесарные инструменты, осваивают токарный, сверлильный станки, познают технологию разных материалов, методы и способы их обработки.

        В результате наши воспитанники показывают стабильно высокие результаты на республиканской комплексной спартакиаде технических видов спорта среди школьников РС (Я), ежегодно занимая призовые места. Несомненно, приобретенные знания и умения пригодятся им не только на чемпионатах, но и в жизни.

        Все это позволяет с уверенностью отмечать, что фестиваль «СайдыыФест» является визитной карточкой IT-образования в Хангаласском улусе.

При этом важно, что деятельность по централизации конкурсов технической направленности, их цели и задачи соответствуют направлениям развития, содержащимся в плане реализации подпроекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». А инициатива, исходящая от руководителей и педагогов (тренеров) подтверждает понимание ими значимости реализации IT- проектов в Хангаласском улусе.

 

                                                                                                М.И.Леонтьева, старший методист

                                                                                                МАУ ДО ЦДОД «Ханалас»