Учителя – выходцы из центральных областей России

Старшее поколение учителей 50-х годов — выходцы из центральных областей России, крепкое, закаленное поколение.

Но, говоря о них, нельзя не упомянуть нашего земляка, уроженца Немюгинского наслега Андрея Ивановича Захарова, работающего тогда секретарем обкома партии по идеологии.

Именно он в далекие 40-50 годы многое сделал для Якутии в области просвещения, выковывания педагогических кадров. В мае 1945 года Андрей Иванович поехал в Москву, где обил немало порогов, прежде чем ему разрешили выступить с докладом на заседании оргбюро ЦК КПСС и Совнаркома СССР. Андрей Иванович просил оказать помощь коренным малочисленным народам в образовании.

Постановлением Совнаркома СССР, начиная с 1945-46 учебного года, ЯАССР ежегодно выделялось по 200 льготных мест для внеконкурсного поступления выпускников школ — детей коренных народов в ВУЗы Москвы, Ленинграда и других городов Центра и Сибири. При этом вступительные экзамены принимались в Якутске, оплачивался проезд студентам за счет бюджета. Указанным постановлением Министерству просвещения РСФСР поручалось ежегодно направлять в школы ЯАССР до 500 выпускников педагогических учебных заведений. Большая партия учителей — выходцев из центральных областей России прибыла в 1952 году — 400 выпускников.

Андрей Иванович Захаров вспоминал: «Чтобы приезд учителей был организованным, отправили делегацию из 3 человек в Поволжье. В Якутске вновь прибывших учителей встретил сам. Передо мной были девушки 17-18 лет. Рассказал о политических ссыльных, для которых Якутия стала второй родиной. Известные в республике учителя Расторгуева Агния Петровна, Муксунов Дмитрий Васильевич провели для них семинар, на котором поделились своим богатым педагогическим опытом. Затем молодых учителей распределили в сельские районы».

Так по направлению приехали в наш район молодые, начинающие свою педагогическую деятельность, учителя.

Это Зубакова (Ермакова) Надежда Петровна, Смирнова Маргарита Николаевна, Маслова Евгения Александровна, Маринина (Яковлева) Антонина Михайловна, Харитонова Вера Михайловна, Корякина Галина Михайловна, Логинова Нина Ивановна — выпускницы Ивановского педучилища, Надежда Петровна начала работу в 1 Жемконе, Маргарита Николаевна в 5 Мальжегарской школе, Евгения Александровна была назначена во 2 Мальжагарскую школу, Антонина Михайловна в Тиит-Аринскую;

Белобородова Нина Александровна, закончившая Угличское педучилище Ярославской области, была направлена в Покровскую начальную школу № 1, сестры Кошмелевы Юлия Васильевна (Кондратьева), Клавдия Васильевна (Соловьева), выпускницы Сергачского педучилища Нижегородской области, стали учительствовать в Синской средней школе, Филиппова Александра Евстафьевна, закончившая Ветлугское педучилище Нижегородской области, попала в Мохсоголохскую школу. Наумова Валентина Ивановна по окончании Костромского пединститута была направлена в Бестяхскую среднюю школу, Патрушева Ольга Васильевна, выпускница Кузнецкого педучилища Пензенской области, стала работать воспитателем в детсаду в Бестяхе, Ларионова Раиса Никитична, выпускница Тамбовского государственного педагогического института, была направлена в Тит-Аринскую среднюю школу.

Приехавшие по трудовому договору молодые учителя, начали свою трудовую деятельность в трудных условиях: незнание языка местного населения, сильные морозы, сложные жилищно-бытовые условия. Но, несмотря на это, молодые учителя работали, не считаясь с личным временем. Их отличало чувство ответственности,  забота о детях и любовь к выбранной профессии. Они находили общий язык с местным населением, снискали уважение родителей и учащихся, активно участвовали в общественной жизни. Все они здесь нашли свою любовь, создали семьи. Наш район стал для них второй родиной. С приездом молодых учителей из центральных областей страны в жизни школ и детских садов района стали происходить существенные изменения: открывались параллельные русские классы, на уроках и занятиях применялись передовые методы обучения детей. Молодые педагоги расширили рамки рабочего дня: были с учащимися после уроков, в выходные дни и праздники, в каникулы и в дни отпуска; были с детьми везде: в школе, в лесу на заготовке дров и на экскурсиях. Разнообразной стала учебно-воспитательная работа: повысилась успеваемости и качество знаний учащихся, активизировалось участие в художественной самодеятельности, улучшилась спортивная работа. Учителя постоянно давали открытые уроки,  выступали с докладами на районных и республиканских педагогических чтениях, становились соавторами учебников якутских классов.

Молодые учителя, выходцы из Центральной России, сыграли огромную роль в развитии образования в улусе, в республике:

  • во — первых, началось обучение русскому языку с первого класса;
  • во — вторых, открылись параллельные русские классы в школах сёл — бывших ямщицких станций;
  • в — третьих, начали применяться передовые методы обучения;
  • в — четвертых, повысилась успеваемость и качество знаний учащихся;
  • в — пятых, разнообразилась методическая работа, появились соавторы-практики у учёных, разработчиков учебников для якутских классов
  • в — шестых, активизировалось взаимообогащение культур, укрепление интернациональных связей, дружбы народов;
  • в – седьмых, основались новые педагогические династии — дети, внуки учителей-энтузиастов продолжают педагогическую деятельность.

Приток учителей из центральных областей страны дал возможность якутским детям нашего улуса приобщиться к русскому языку в раннем возрасте, что значительно помогло выпускникам школ в продолжении образования в МГУ им. М.В. Ломоносова, Ленинградском университете им. А.А. Жданова и других престижных вузах страны. Многие из них стали талантливыми учеными, специалистами различных отраслей народного хозяйства, пополнили ряды национальной интеллигенции и научных кадров. Васильев Н.С. писал в своей книге «Вехи развития образования в Хангаласском улусе»: «Все эти учителя проявили себя как творческие личности, трудились с детьми без устали, настойчиво и кропотливо, добивались хороших результатов в обучении». Труд их оценен правительством. Так Соловьева Клавдия Васильевна — Заслуженный учитель школы РСФСР, её педагогический стаж составляет 44 года, Кондратьева Юлия Васильевна — «Отличник просвещения РСФСР и СССР», педагогический стаж — 38 лет. Знаком Отличник просвещения РСФСР награждены Ермакова Надежда Петровна, Яковлева Антонина Михайловна, Штабель Галина Григорьевна, Ратчин Виктор Михайлович, Григорьева Валентина Ивановна, Золотарская Татьяна Михайловна, Ермолаева Нина Николаевна, Логинова (Мынто) Елена Сергеевна, Вертиев Александр Федорович  и многие другие.

На примере этого поколения учителей должны учиться наши молодые коллеги. Это Учителями с большой буквы. Опыт их работы — пример неустанного поиска, постоянного труда, непрерывного совершенствования. Наш святой долг — не забывать, помнить об учителях Якутии середины ХХ века, выходцах из центральной России.

Подготовила К.Г. Скрябина